Найти в Дзене
#IT-надзор

SEO-специалист от 2014 до 2024 - что изменилось?

Оглавление

Прошло 10 лет бурного развития интернета, и отрасль SEO так же не стало исключением в вопросе структурных изменений.

Очень счастливый SEO-специалист / сгенерировано AI
Очень счастливый SEO-специалист / сгенерировано AI

Чем занимаются SEO-специалисты?

Ну, вдруг кто не знает?

SEO специалист занимается тем, чтобы когда вы вводите в строку поиска "купить окна москва" - на первом месте появлялся сайт, который нужно этому самому специалисту, а не Вам. И чем чаще вы видите его сайт там - тем лучше работает SEO-специалист.

Т.е. классический SEO-специалист решает задачу появления страниц нужного сайта в результатах поиска одной или нескольких поисковых систем - как правило, если говорить про РФ - работа по оптимизации выполняется для поисковых систем Яндекс и Google. В разных пропорциях - от 60х40 в сторону Яндекс до 40х60 в сторону Google.

Работа SEO-специалиста "ранее" была неразрывно связана с ключевыми словами - т.н "семантическим ядром" сайта (ранее - потому что в настоящее время это утверждение не столь верно, как было раньше).

Критерием успешности работы такого специалиста считалось наличие определенной страницы продвигаемого сайта в первых результатах поиска по определенному запрашиваемому ключевому слову.

Чем больше слов в топ - тем лучше работает SEO-специалист. Вывод всего списка слов в условный "топ-10" являлся критерием хорошей работы. Вывод всех слов в топ-1 - «идеальный случай», выше которого может быть только частные варианты - например, каннибализация выдачи.

Классической ("черновой") работой SEO-специалиста является приведение сайта к рекомендациям поисковых систем по качеству, если кратко - то это:

  • Составление семантического ядра;
  • Устранение технических проблем (с сайтом, cms, версткой и тп);
  • Создание или оптимизация структуры сайта
  • Оптимизация страниц сайта, метаданных, заголовков в соответствие запроса посетителя
  • Наполнение сайта "полезным" контентом
  • Увеличение ссылочной массы
  • и др.

Последнее время так же не обойтись без улучшения общего качества сайта (назовем их красиво - "поведенческих факторов"), что дает SEO-оптимизатору дополнительную работу по юзабилити, аналитике, работе с конверсией.

Итак, что же изменилось

Первая проблема, с которой сталкивается SEO-оптимизатор в современности - это повышение качества результатов поиска со стороны поисковых систем. С усложнением факторов оценки качества страницы увеличивается и объем работы SEO-специалиста.

Еще лет 10 лет назад работа SEO специалиста была довольно проста и примитивна (sic!) - в потоковом SEO она обычно основывалась на том, что достаточно лишь было вставить нужные ключевые слова в текст и метаданные на странице продвигаемого сайта и закупить ссылок в любой автоматической бирже. Это позволяло вывести в топ большинство сайтов даже в довольно конкурентных тематиках. Сейчас это уже не работает (или работает, но уже не так эффективно как раньше).

Как менялись должностные инструкции?

В наше время количество проводимой работы SEO-специалистом не описать так просто.

«Грамотные» компании по продвижению используют чек-листы из 50 и более пунктов только на первичном техническом аудите. Общий же объем работ зависит от бюджета и поставленных целей и сопоставим больше с маркетинговой компанией, нежели с рутинной технической задачей.

Если раньше SEO-специалист был больше узким техническим специалистом, то сейчас он более приближен к Интернет-маркетологу, их задачи размываются и перемешиваются. Разница между ними уменьшается - и рядовой специалист постоянно ходит по этой линии разграничения, заходя то на сторону ответственности SEO-специалиста, то - Интернет-маркетолога. Прежде всего - потому, что растет количество необходимых умений со стороны SEO-специалиста.

Второй проблемой, с которой сталкивается SEO-оптимизатор - является уменьшение числа мест в поисковой выдаче и монополизация этих мест за счет сервисов и функционала самих поисковых систем и рекламных мест. Поисковые системы продвигают свои сервисы и монополизируют выдачу, отдавая предпочтение (понятно) своим проектам и продажей рекламы.

Попробуем найти органическую выдачу по сверхконкурентному запросу
Попробуем найти органическую выдачу по сверхконкурентному запросу

Картинка хорошо иллюстрирует даже не сложность попадания в ТОП-10, сколько в сборе органического трафика по такому вопросу.

Третьей проблемой, например, в e-commerce - является подмешивание в выдачу многочисленных агрегаторов товаров, в т.ч. и тех, которые аффилированны с самой поисковой системой.

Показателен будет все тот же пример выдачи
Показателен будет все тот же пример выдачи

Если раньше можно было только за счет SEO приводить достаточное (соответствующее маркетинговой стратегии компании) количество клиентов только за счет SEO (органической выдачи), то сейчас – по крайне мере в ряде ниш - ситуация изменилась не в лучшую сторону для владельцев бизнеса.

В ряде случаев, особенно если мы говорим про достаточно конкурентный товар - SEO-специалисту даже в случае успешной работы (т.е. выводе товара в топ-10 или даже топ-5) - не удастся набрать достаточно трафика с органической выдачи - для, например, окупаемости затрат на такое продвижение. Достижение сколь успешной стратегии по продажам данного товара доступно только с комплексных усилий по продвижению - выходя далеко за SEO-продвижение, ограниченное органической выдачей.

Топ-5 в 2024 году по факту превратился в топ-10 из 2014
Топ-5 в 2024 году по факту превратился в топ-10 из 2014

Но, не смотря на то, общего уменьшения органического трафика с поисковых систем - SEO канал для продвижения продукции в коммерческих отраслях по прежнему является одним из наиболее выгодных для владельца бизнеса из-за его «пассивности».

Уважаемые читатели!

Задавайте вопросы в комментариях по теме ИТ-маркетинга, SEO и в целом IT индустрии.

Буду развернуто отвечать по мере наличия свободного времени.