Прошло 10 лет бурного развития интернета, и отрасль SEO так же не стало исключением в вопросе структурных изменений.
Чем занимаются SEO-специалисты?
Ну, вдруг кто не знает?
SEO специалист занимается тем, чтобы когда вы вводите в строку поиска "купить окна москва" - на первом месте появлялся сайт, который нужно этому самому специалисту, а не Вам. И чем чаще вы видите его сайт там - тем лучше работает SEO-специалист.
Т.е. классический SEO-специалист решает задачу появления страниц нужного сайта в результатах поиска одной или нескольких поисковых систем - как правило, если говорить про РФ - работа по оптимизации выполняется для поисковых систем Яндекс и Google. В разных пропорциях - от 60х40 в сторону Яндекс до 40х60 в сторону Google.
Работа SEO-специалиста "ранее" была неразрывно связана с ключевыми словами - т.н "семантическим ядром" сайта (ранее - потому что в настоящее время это утверждение не столь верно, как было раньше).
Критерием успешности работы такого специалиста считалось наличие определенной страницы продвигаемого сайта в первых результатах поиска по определенному запрашиваемому ключевому слову.
Чем больше слов в топ - тем лучше работает SEO-специалист. Вывод всего списка слов в условный "топ-10" являлся критерием хорошей работы. Вывод всех слов в топ-1 - «идеальный случай», выше которого может быть только частные варианты - например, каннибализация выдачи.
Классической ("черновой") работой SEO-специалиста является приведение сайта к рекомендациям поисковых систем по качеству, если кратко - то это:
- Составление семантического ядра;
- Устранение технических проблем (с сайтом, cms, версткой и тп);
- Создание или оптимизация структуры сайта
- Оптимизация страниц сайта, метаданных, заголовков в соответствие запроса посетителя
- Наполнение сайта "полезным" контентом
- Увеличение ссылочной массы
- и др.
Последнее время так же не обойтись без улучшения общего качества сайта (назовем их красиво - "поведенческих факторов"), что дает SEO-оптимизатору дополнительную работу по юзабилити, аналитике, работе с конверсией.
Итак, что же изменилось
Первая проблема, с которой сталкивается SEO-оптимизатор в современности - это повышение качества результатов поиска со стороны поисковых систем. С усложнением факторов оценки качества страницы увеличивается и объем работы SEO-специалиста.
Еще лет 10 лет назад работа SEO специалиста была довольно проста и примитивна (sic!) - в потоковом SEO она обычно основывалась на том, что достаточно лишь было вставить нужные ключевые слова в текст и метаданные на странице продвигаемого сайта и закупить ссылок в любой автоматической бирже. Это позволяло вывести в топ большинство сайтов даже в довольно конкурентных тематиках. Сейчас это уже не работает (или работает, но уже не так эффективно как раньше).
Как менялись должностные инструкции?
В наше время количество проводимой работы SEO-специалистом не описать так просто.
«Грамотные» компании по продвижению используют чек-листы из 50 и более пунктов только на первичном техническом аудите. Общий же объем работ зависит от бюджета и поставленных целей и сопоставим больше с маркетинговой компанией, нежели с рутинной технической задачей.
Если раньше SEO-специалист был больше узким техническим специалистом, то сейчас он более приближен к Интернет-маркетологу, их задачи размываются и перемешиваются. Разница между ними уменьшается - и рядовой специалист постоянно ходит по этой линии разграничения, заходя то на сторону ответственности SEO-специалиста, то - Интернет-маркетолога. Прежде всего - потому, что растет количество необходимых умений со стороны SEO-специалиста.
Второй проблемой, с которой сталкивается SEO-оптимизатор - является уменьшение числа мест в поисковой выдаче и монополизация этих мест за счет сервисов и функционала самих поисковых систем и рекламных мест. Поисковые системы продвигают свои сервисы и монополизируют выдачу, отдавая предпочтение (понятно) своим проектам и продажей рекламы.
Картинка хорошо иллюстрирует даже не сложность попадания в ТОП-10, сколько в сборе органического трафика по такому вопросу.
Третьей проблемой, например, в e-commerce - является подмешивание в выдачу многочисленных агрегаторов товаров, в т.ч. и тех, которые аффилированны с самой поисковой системой.
Если раньше можно было только за счет SEO приводить достаточное (соответствующее маркетинговой стратегии компании) количество клиентов только за счет SEO (органической выдачи), то сейчас – по крайне мере в ряде ниш - ситуация изменилась не в лучшую сторону для владельцев бизнеса.
В ряде случаев, особенно если мы говорим про достаточно конкурентный товар - SEO-специалисту даже в случае успешной работы (т.е. выводе товара в топ-10 или даже топ-5) - не удастся набрать достаточно трафика с органической выдачи - для, например, окупаемости затрат на такое продвижение. Достижение сколь успешной стратегии по продажам данного товара доступно только с комплексных усилий по продвижению - выходя далеко за SEO-продвижение, ограниченное органической выдачей.
Но, не смотря на то, общего уменьшения органического трафика с поисковых систем - SEO канал для продвижения продукции в коммерческих отраслях по прежнему является одним из наиболее выгодных для владельца бизнеса из-за его «пассивности».
Уважаемые читатели!
Задавайте вопросы в комментариях по теме ИТ-маркетинга, SEO и в целом IT индустрии.
Буду развернуто отвечать по мере наличия свободного времени.