В детстве он хлебнул много горя – нищенствовал, бродяжничал, голодал, подворовывал, воспитывался в детской коммуне и интернате; подрабатывал помощником киномеханика. Тогда-то и пристрастился к кино. Удачно и смешно копировал любимых артистов и, прежде всего, популярных комиков – Чаплина, Линдера, Китона, Пата и Паташона. Решил «податься в артисты», но был еще слишком мал, его ссадили с поезда и отправили в детскую колонию. Это биография уникального русского актёра Пётра Мартыновича Алейникова, родившегося 110 лет назад – 12 июля 1914 года в деревушке Кривель на Могилевщине (Белоруссия) в бедной крестьянской семье.
В Могилевской Всебелорусской колонии имени 10-летия Октября он организовал драмкружок, стал любимцем колонистов. Однажды колонию посетил Сергей Киров, заметил одаренного веселого паренька и в 1930 году Петр Алейников становится студентом. Он дебютировал в картине Фридриха Эрмлера “Встречный” (1932), а в титрах его имя появилось впервые в фильме того же Эрмлера “Крестьяне” (1935).
Ему суждено было стать самым любимым артистом советской страны, ибо он создал на экране обобщенный образ русского человека, котором каждый узнавал своего – родного и близкого – друга, товарища, приятеля, собутыльника, кореша, соседа, а то, – и себя самого.
Его герои памятны всем: Петька Молибога: («Семеро смелых», 1936), Петра Мартыновича Алейникова («Комсомольск», 1938), Эйно («За советскую Родину», 1937), Ваня Курский («Большая жизнь», 1939,1946), Савка («Трактористы», 1939), Ваня («Шуми, городок!», 1940), Ковтунов («Пятый океан», 1940), Шаталов («Случай в вулкане», 1941), подпольщик, красноармеец, танкист («Боевые киносборники» №№8,11, 1942), Иванушка («Конек-Горбунок», 1941), Гайворон («Александр Пархоменко», 1942), Гриша («Непобедимы», 1943), Ильин («Во имя Родины», 1943), Костя Коротков («Большая земля», 1944), Илья Стрельцов («Небо Москвы», 1944), Яковлев («Морской батальон», 1946), Яшкин («Драгоценные зерна», 1948), Виктор Соколов («Золотой рог», 1948), Андрей Постойко («Донецкие шахтеры», 1950), Отец («Васек Трубачев и его товарищи», 1955), Игнат Ушкин («Земля и люди», 1956), Федор («Отчий дом», 1959), Милиционер («Необыкновенное путешествие Мишки Стрекачева», 1959), Егорка Кривой («Ванька», 1959), Юрин («Будни и праздники», 1961), Марютин («Утоление жажды», 1965, последняя и трагическая роль Алейникова; вместе с ним снимались его дети – дочь Арина и сын Тарас).
В 1947 году он великолепно сыграл Александра Сергеевича Пушкина в картине Льва Арнштама «Глинка». Ни до, ни после эту роль невероятной степени сложности лучше Алейникова в кино не сыграл никто. Сталин тогда сказал: «Ваня Курский не должен играть Пушкина» и, вторя вождю, услужливая критика разнесла алейниковского Пушкина в пух и прах.
Однажды Бориса Андреева спросили: «Борис Фёдорович, кого вы можете назвать своим другом – в полном смысле этого слова?». – «Петра Алейникова. Петра Мартыновича. Петя был мой истинный друг в полном смысле слова. Не знали, не знали люди, какой он был человек. Для всех – Молибога, Ваня Курский, «Ты пришла – меня нашла, а я растерялся!». А он был мыслителем, редкий умница, чистая душа! С ним я чувствовал себя вдвое сильнее, я у него силы черпал. А сам он был раним, остро воспринимал непонимание. На нем ведь тоже был ярлык! Ваня Курский. А он многое, ох как многое мог сыграть».
Этот «ярлык», российское простодушие, ранимость, безработица вливали в него водку. Пётр Мартынович умер 9 июня 1965 года за 33 дня до 51-летия. Борис Андреев «пробил» у чиновников для друга место на Новодевичьем.
Почти 60 лет Россия живет без Алейникова. Те, кто постарше, помнят его. Молодые – не знают. Но он был истинным Народным Артистом, хоть никогда не имел ни званий, ни наград.
* * *
Автор благодарит за доброе отношение, лайки, комментарий. Не бойтесь подписываться, этим вы помогаете автору продолжать работу для вас. При желании отписаться всегда успеете.