1,4K подписчиков

Губка Боб - сквернословит, Шрек - невоспитанный, Алеша Попович - глуповат: учитель-логопед объяснила, могут ли мультфильмы навредить

Еще один совместный проект с Тульской Службой Новостей)))
С оригиналом статьи вы можете познакомиться здесь:
https://www.tsn24.ru/2024/06/10/309281-otkrovenno-shokiruyut-uchitel-logoped-o-sovremennykh-detskikh-multfilmakh/

А комментарий целиком прочитать ниже.

Скриншот с сайта www.tsn24.ru
Скриншот с сайта www.tsn24.ru

Если попросить родителей назвать любимое развлечение, времяпровождение ребёнка, одним из первых они вспомнят просмотр мультфильмов.

Едва ли сегодня можно найти детей, равнодушных к мультикам. Ребенок проводит за их просмотром несколько часов в день. Многим дошкольникам мультфильмы заменяют сказку на ночь, разговоры с папой и мамой и даже игры со сверстниками.

В современной семье мультфильмы закачаны на все имеющиеся гаджеты: планшеты, смартфоны, ноутбуки. Есть подписки на мультканалы домашних кинотеатров. Ведь включить мультфильм - значит увлечь ребенка на длительное время. В машине он смотрит на экран и не отрывает родителей от дороги. Дома у взрослых появляются свободные полчаса, чтобы убраться, приготовить ужин, посидеть в интернете, сходить в душ в конце концов. Включая голубой экран, родители выключают «вечный двигатель, вечный прыгатель», - ребенка. И чем ярче, красочнее мультфильм, тем больше вероятность того, что он удержит внимание непосед.

«Погодите, но разве мультфильм не помогает воспитанию и обучению?», - возразят всегда занятые взрослые. И будут правы. Хорошие, качественные мультфильмы знакомят ребенка с окружающим миром, повышают его осведомленность, на доступном интересном языке рассказывают, что такое хорошо и что такое плохо. Вот только в 21 веке, когда спрос на мультфильмы огромен, страдает качество мультипликационной продукции.

В СССР мультфильмы проходили строжайший цензурный отбор. Каждый кадр оценивался с точки зрения его воздействия на ребенка. А поэтому советская анимация была комфортна для детской психики. Вспомните мультфильмы своего детства: большинство из них учат прекрасному, доброму, вечному. Многие мультфильмы можно назвать настоящими произведениями искусства.

Создатели современных мультфильмов делают ставку на эффектность, красочность и не всегда учитывают особенности детского восприятия.

Сравните сюжеты. В мультфильмах советского периода они просты и понятны. Ребенок, который посмотрел «Три поросенка», «Волк и семеро козлят», «Дед Мороз и серый волк», может сделать правильные выводы. Их воспитательный потенциал сложно переоценить. С современными мультфильмами все не так однозначно. В них много зрелищности, а еще - насилия и агрессии. Яркий пример - «Том и Джерри», отдельные серии которого были сняты с показа во всем мире.

Советская мультипликация максимально конкретна. Ее герои делятся на положительных и отрицательных. Положительный герой поступает правильно, с него можно и нужно брать пример. А теперь вспомните, как ведут себя герои современных мультфильмов. Какие они? Шрек, полюбившийся детям, на поверку оказывается невоспитанным и грубым. Зебра из «Мадагаскара» - назойливой и болтливой. Алёша Попович, главный герой мультфильма «Алёша Попович и Тугарин Змей», и вовсе глуповат. Но ведь ребенок воспринимает главного героя как хорошего целиком и полностью, сочувствует, сопереживает ему, берет его поведение за образец. Может быть, поэтому сегодня так много болтливых ребят, которые не умеют слушать собеседника и не закрывают рот даже на занятии. А еще много детей, которые не стесняются демонстрировать откровенную глупость. Например, на вопрос педагога «Какое за окном время года? Посмотри!» говорят: «Сосиска!» и хлопают глазами.

Сцены во многих современных мультфильмах откровенно шокируют. Как вам птичка, лопнувшая от пения принцессы Фионы? Момент, когда Шрек принимает ванну, превращая лужу в джакузи. Даже не буду комментировать, каким способом. Что усвоит ребёнок? Боль - это весело, невоспитанность - нормально. А потом в детском саду мама удивляется: «Покусал полгруппы! Ударил девочку!! Плевался в воспитателя!!!». И беспомощно всплескивают руками: «Да что с ним?».

А язык, на котором изъясняются персонажи? Включите любой советский мультфильм. Его герои говорят красиво. Голос рассказчика за кадром, если он есть, и вовсе можно считать образцом, примером литературной речи. И в противовес - грубая лексика современной мультипликации. «Сопляк», «тормоз», «болван», «полный отпад», «прикольно», «козырно», «пофигу». Не верите, что такие слова звучат с экрана? Включите «Губка Боб Квадратные Штаны». Хотите услышать от своего ребёнка «упругая попка», «мы сексуальны», «любвеобильная ты машина»? Оставьте его наедине со «Шреком». Именно эта лексика ляжет в основу культуры детской речи.

Мультфильмы уже давно стали частью нашего быта, но именно мы, взрослые, должны позаботиться о том, чтобы мультяшный мир не навредил детям. Как?

Перестаньте использовать телевизор вместо няни.

Минимум до четырех лет старайтесь смотреть мультфильмы вместе с ребенком. Давайте собственную моральную оценку тому, что происходит на экране. Поцокайте языком, нахмурьте брови, скажите «Ай-яй-яй, как нехорошо!», если не одобряете случившееся. Пусть ребёнок сделает вывод: да, так бывает, но это неправильно. И напротив, хвалите положительные черты героя, добрые, хорошие поступки.

Ограничьте время просмотра. Помните, час в день - это максимум для дошкольника. Как говорил персонаж мультфильма «Приключения поросенка Фунтика»: «Меньше - можно, больше - ни-ни!». У ребёнка, который провёл перед экраном три часа подряд, меняется поведение. Он начинает демонстрировать черты главных героев мультфильма. И это данные научных исследований!

Станьте строгим цензором: самостоятельно оцените то, что собираетесь показать своему ребёнку.

Знайте, и среди современных мультфильмов есть хорошие, качественные, сделанные с любовью к детям. Авторы «Федеральной образовательной программы дошкольного образования» приводят список мультипликационных произведений, которые рекомендованы к просмотру.

Списка не оказалась под рукой? Воспользуйтесь простым тестом. Закройте глаза и пять минут просто послушайте мультфильм. Смогли представить, что происходит на экране? Зовите ребёнка. Этот мультфильм будет полезен для развития языковых способностей и расширения кругозора.

Почаще просите малыша нарисовать, слепить какого-нибудь героя. И время для домашних дел освободите, и над раскрытием творческого потенциала дошкольника поработаете.

А еще постарайтесь выбирать мультфильмы, которые заставляют вас улыбаться. Такой мультфильм вы обязательно захотите посмотреть вместе с ребенком. В дополнение к бездушному экрану он получит живое общение, и тогда многие негативные побочные эффекты исчезнут сами собой.

Пожалуйста, будьте вдумчивыми родителями. Это лучшее, что вы можете сделать для своего ребенка.