- А вы смотрели "Солнцепёк"? - за последний месяц меня спросили уже два или три раза. Спрашивали и ранее.
Эта публикация написана человеком, который живёт в Луганске. Поэтому описываемая реальность может отличаться от того, к чему вы привыкли.
Потому я подумала-подумала и решила ответить развёрнуто, чтобы тех, кто будет спрашивать потом, сразу перенаправлять сюда, в эту публикацию.
Итак. Я НЕ смотрела ни "Солнцепёк", ни "Лучшие в аду", ни "Позывной "Пассажир", ни, прости Господи, "Ополченочку", хотя последний фильм был снят в ЛНР нашими ребятами про судьбы наших женщин в ополчении.
Почему? Если коротко, то просто не могу. Не могу. Я здесь живу. Я сейчас ВНУТРИ того, что показано в этих фильмах. Я не хочу трепать ещё раз остатки своих нервов.
Да, человек привыкает ко всему. Да, можно спать под канонаду. Можно гулять с ребёнком, который буднично комментирует работу ПВО словом "Бубух!", кстати, это слово было у него третьим или четвёртым после "мама", "дай" и остального стандартного набора. Можно жить нормальной полноценной жизнью со всеми её атрибутами, которые можно найти у нас: кино, парки, детские игровые, шоппинг, посиделки с друзьями, шашлыки и поездки на речку.
Но при этом всё равно живёшь в фоновом непрерывном напряжении. Тихом постоянном ожидании некоего казуса разной степени неприятности.
Я, да и мы все, пожалуй, настолько привыкли к этому, что только выехав в Большую Россию и просто пообщавшись с местными, походив по улицам, начинаешь чувствовать, что что-то не так. Слишком все.... расслабленные что ли. Беспечные, беззаботные, лёгкие.
Жизнь в зоне СВО, даже если это глубокий тыл, как у нас накладывает свою печать. И на нас, кто здесь живёт с 2014-ого, и на наших детей, которые родились много позже. Даже если они, как мой сын, ни разу не были (тьфу-тьфу-тьфу) прямо под обстрелом, даже если их стараешься специально не пугать и не заострять внимания на происходящем.
Простой эпизод из моей жизни. На днях гуляли с ребёнком, подходим к магазину. Рядом меняют асфальт. Подъехал трактор со штукой типа отбойного молотка и начал штробить. Громко, похоже на работу крупнокалиберного пулемёта. Но это я слышала пулемёты. Это я помню, как звучит "утёс". А мой сын, двух с половиной лет от роду, который благополучно просопел носом у меня на руках весь февраль и март двадцать второго, мгновенно отбежал назад, за угол. Сел за углом на корточки и накрыл голову руками, сжавшись в комочек. Не плакал, он не испугался. Он просто спрятался. И ждал, пока я приду за ним и выведу оттуда за руку. Откуда у него это? Как он понял, что надо делать?
Поразило меня не только это, а моя реакция. Я села к нему и абсолютно автоматически начала говорить:
- Молодец, спрятался, тут безопасно. - И поймала себя на этих словах, на ситуации. На том, как она на самом деле ненормальна.
Понимаете? Не нормально. Не нормально, когда ребенок, которому ещё нет трёх лет, бежит прятаться. Ненормально, когда он при звуках грома собирает игрушки, садится на самокат и серьёзно командует: "Мама, домой! Зиво!" Не нормально, когда я думаю, что привычка прятаться - это полезный навык.
И погружаться в это ещё глубже не хочется. Зачем? Чтобы проверить, насколько достоверно снято? Хорошо, допустим, снято плохо, недостоверно. Тогда я ещё и расстроюсь из-за этого. А есть снято так хорошо, что кажется, будто это не художественные кадры, а хроника? Говорят, на прямо на просмотре "Страстей Христовых" с людьми приключались сердечные приступы именно потому, что всё выглядело слишком натурально. Тогда это будет дополнительной встряской внутренним предохранителям. Зачем? Они и так давно требуют замены, но к сожалению, нервные клетки не восстанавливаются.
Нужно ли смотреть эти фильмы тем, кто здесь не был, но хочет знать, как оно тут было тогда и происходит сейчас? Думаю да. В конце концов, не все фильмы о Великой отечественной шедевры, как "Они сражались за родину". Снимался и проходняк, о котором сейчас помнят разве что киноведы. Но в своё время их тоже смотрели.
Иногда в фильмах важны не документальная составляющая и качество картинки, а общий посыл, настроение. Эмоция, которую они вызывают. Помните "Балладу о книжных детях" Высоцкого? И её вердикт: "....значит нужные книги ты в детстве читал." Не в ритм и не в рифму добавлю: "....и фильмы смотрел".
Если после просмотра "Солнцепёка" или любого другого фильма о любой другой вoiне зритель вышел с чувством, что нужно бороться за жизнь и справедливость, нужно делать хоть что-то, чтобы больше вoiна не приходила в наш дом, значит это хороший фильм. Вот так. "Не смотрел, но одобряю" - перефразирую уже крылатую фразу.
Нужно ли в принципе сейчас снимать фильмы про текущие события? Да. Однозначно. Во время Великой отечественной сняли не один фильм, хотя вoiна шла. Те же "Два бойца" были сняты в 1943. "Небесный тихоход" был снят в 1945, а это вообще по сути музыкальная комедия.
Понятно, что такие фильмы адресовываются не тем, кто на передовой. Не тем, кто в ближнем тылу. Это для тех, кто там. Для тех, кто плетёт маскировочные сетки и вяжет носки, кто готовит полуфабрикаты и окопные свечи, кто собирает посылки. И для тех, кто думает. Пытается осмыслить происходящее и своё место в нём.
Пропаганда? Да! Конечно! Пропаганда. Направленная на формирование определенного общественного мнения в среде индифферентных людей, которые предпочитают не иметь собственного мнения, а пользуются тем, что предлагают масс-медиа. Когда-то на просторах интернетов (во множественном числе) их называли "хомячками". Пингвины, бюргеры, мещане, обыватели. Как ни назови их, но именно они составляют существенную часть населения, электората, налоговой базы - тут тоже можно выразиться по всякому. Именно за их умы и идёт борьба между "нашими" и "не нашими". В том числе и с помощью кинематографа.
Каждая страна обязана заниматься пропагандой, патриотическим воспитанием и прививание государственной идеологии, если она хочет и дальше оставаться страной, а не превращаться в колонию.
Тот самый день. Да, тогда и в самом деле было солнечно и жарко.
...................................
Не исключаю, что когда-нибудь потом, когда ко мне придут внуки и спросят:
- Ба, а ты смотрела "Солнцепёк"? Расскажи, на самом деле как всё было? - Я сяду с ними и посмотрю. И вспомню, как моя прабабушка пела мне "Тёмную ночь" и вытирала слёзы.
Она всегда за столом произносила один и тот же тост:
- Чтобы все были живы, и чтобы не было вoiны!
Р.S. На этом и закончу сегодня. Простите, что давно не появлялась тут. Тому две причины: уважительная - авария с телефоном, и не уважительная - зверь неписец. Постараюсь исправиться, ежели мозги окончательно не расплавятся в наши сорок с плюсом за бортом.
P.P.S. На самом деле был ровно один проект, посвященный Донбассу, который я начала смотреть и не закончила. И зареклась с тех пор даже прикасаться к фильмам про то, что у нас происходит. Он называется "Я расскажу вам, как меня yбили". Это проект студентов нашей Академии Матусовского. Серия коротких мультфильмов. Каждый - история ребёнка с Аллеи Ангелов. Находится на Ру Тубе и в VK видео по названию проекта в сочетании с названием Академии.