Найти тему
Scale attack

Тевтонская кувалда пехоты. Штурмовое орудие STUG III Ausf.C/D (набор Dragon №7553, масштаб 1/72)

Немного сбился темп публикаций из-за отпуска. Но, пока еду из Крыма, опубликую старую заготовку. Эта статья будет об экземпляре который хорошо знаком всем любителям кинематографа и истории 2 Мировой войны - самоходном (штурмовом) орудии Stug 3, он же Артштурм.

Еще в 1935 году, Эрих фон Манштейн, в последующем известный немецкий военачальник, предложил создать бронированное штурмовое орудие которое могло бы  поддерживать пехоту в ее атакующих порядках. Готовясь к войне, немцы разумеется прилагали все усилия для оснащения армии передовыми разработками. Оценив перспективность нового типа оружия, уже в 1936 году начаты разработки, а в 1937 году машины установочной серии (или нулевой серии) покинули цеха для всесторонних испытаний. Немцы пошли довольно рациональным путем взяв за основу шасси Pz.3 Ausf. B, несколько видоизменив его. В низкопрофильной полностью закрытой рубке установили самое мощное танковое орудие из имеющегося на момент разработки - 75 мм STUK37 L24. Его бронепробиваемости на начальном периоде войны с лихвой хватало на успешную борьбу со всеми легкими танками как западных стран, так и СССР. При определенных условиях, орудие позволяло также успешно бороться и со средними танками, такими как Т-28 и Т-34. С весны 1942 года уцелевшие машины начали перевооружать длинноствольным 75 мм орудием. Для самообороны от пехоты внутри САУ перевозился пулемет MG34 (позже MG42).

                                                                  САУ "0" серии
САУ "0" серии

                                     Вид с левого борта на САУ установочной партии
Вид с левого борта на САУ установочной партии

Первые САУ пройдя всесторонние испытания отправились на учебный полигон и использовались как минимум до 1941 года в учебных целях. А по результатам испытаний были внесены некоторые изменения в проект, а именно базой стал несколько измененный корпус от Pz.3 Ausf. F. Лобовую броню усилили до 50 мм. В качестве двигателя использовался тот же Maybach мощностью 300 л.с. Экипаж состоял из 4 человек, а масса машины составляла почти 20 тонн. Первая модификация получила по традиции индекс Ausf A. Корпус сваривался из гетерогенной брони. На кормовом листе имелось 4 люка. Рубка так же сваривалась и крепилась к корпусу болтами. Крыша рубки крепилась болтами, для удобства при необходимости замены орудия. Экипаж попадал внутрь через 2 люка. На модификации C/D имелся лючок для вывода панорамы. Ходовая состояла из 6 сдвоенных обрезиненных опорных катков на каждый борт, трех обрезиненных поддерживающих катков (позже немцы стали ставить опорные катки без резиновых бандажей, но это на САУ произведенных с 1943 года), ведущего колеса переднего расположения и ленивца.

Изготовили САУ первой модификации в количестве всего 30 машин, но они хорошо зарекомендовали себя в кампании во Франции. Поэтому немцы пошли по пути дальнейшей модернизации этой боевой машины. Она была не слишком сильной. Во-первых была увеличена до 380 мм ширина гусеницы, во-вторых применена 6 скоростная коробка передач вместо десятискоростной, в третьих были изменены ведущее колесо и ленивец, ну и наконец, были уменьшены опорные катки.

Со второй серией немцы разошлись и выпустили аж 150 машин модификации "В". Эти САУ удалось испытать при захвате Греции и Югославии и сформировать несколько полноценных дивизионов штурмовой артиллерии. Одной из самых массовых моделей Артштурма (как называли эту САУ наши бойцы) стала следующая модификация Stug 3 Ausf C/D. Две модификации принято объединять в одну, поскольку отличия между C и D состояло лишь в наличии внутреннего переговорного устройства. Однако от своих предшественников, эта модификация отличалась довольно существенно. Немцы изменили бронировку лобовой части, изменили ведущее колесо, демонтировали прицел наводчика (теперь прицел выдвигался через специальный лючок (соответственно и число и конфигурация люков на крыше изменились), так же забронировали систему дымопуска на корме и стали устанавливать деревянный лонжемент для антенны в походном положении.

                                                           Чертеж модификации C/D
Чертеж модификации C/D

В 1941 году, компания Alkett изготовила 250 САУ в такой модификации.

Разумеется, позже пошли другие модификации, но в сегодняшней статье, я не хотел бы затрагивать эту тему. Вернусь к ней когда в коллекции к меня появится какая-нибудь из модификаций после С/D.

Основным подразделение САУ стал дивизион. По штату в него входили 18 машин, но уже в ноябре 1941 штат расширили до 22 машин. Во время французской и балканской компаний была потеряна безвозвратно всего лишь 1 САУ. В нападении на СССР немцы использовали 12 дивизионов и одну отдельную роту штурмовых орудий. Для наших бойцов и командиров эта САУ стала крайне опасным противником. Например очевидец В.С Архипов, который был заместителем командира танковой бригады в 1942 году: "...пропустив танки к дороге, фашисты открыли сильнейший огонь, прямой наводкой. Били десятки орудийных стволов. Комбаты докладывали о потерях. Выезжаю вперед и с какого-то бугра веду наблюдение в бинокль. Снег метет по-прежнему, но теперь он нам не союзник, и вот почему. Основу вражеской обороны составляют штурмовые орудия, то есть самоходные артиллерийские установки, очень низко посаженные, с короткой и сильной 75-мм пушкой. Нам уже приходилось иметь с ними дело, и должен признаться, что это куда более неприятный противник, чем немецкий средний танк Т-4. Особенно в обороне, когда штурмовое орудие может укрыться даже в высокой траве, в кустарнике, за снежным бугром или в городских развалинах. Вот и сейчас, судя по плотности огня, на южной окраине Обояни, в домах и дворах, стоят в засадах десятка три штурмовых орудий. Они постоянно меняют позиции, снег быстро наметает на броню белые горбики, и поэтому даже метров с пятидесяти трудно заметить эту машину среди разрушенных домов»

                                          Памятка для красноармейцев
Памятка для красноармейцев

Основной тактикой САУ в наступлении в идеале считалось построение при котором этот вид техники двигался за боевыми порядками пехоты и танков подавляя выявленные противотанковые орудия и другие огневые точки. Другими словами, взламывать оборонительные позиции врага. В обороне, самоходные установки должны были, в первую очередь, уничтожать танки. При отступлении, в арьергарде Артштурмы должны были отбиваться от преследующего противника, давая время пехоте закрепиться на новых рубежах.

В реальных же боевых условиях, немцы применяли Stug как на месте казалось более целесообразно. Наши войска научились бороться с этим опасным противником. Так за 1942 год потери САУ Stug составили 332 орудия.

                Восточная кампания началась. Stug Ausf.C/D движется навстречу своей гибели
Восточная кампания началась. Stug Ausf.C/D движется навстречу своей гибели

Разумеется столь колоритный образец техники не мог остаться незамеченным модельным миром. Так "короткоствольные" варианты в масштабе 1/35 предлагают Miniart (кстати у ребят есть даже "0" серия!), Bronco, Cyber hobby, Dragon, Italery, Tamiya и даже Звезда. Выбрать есть из чего.

В 1/72 производителей тоже хватает, хотя и поменьше: Dragon, Attack, IBG (тоже есть "0" серия), Trumpeter и UM. Это не считая экзотических производителей типа SSModel и Platz.

Возможно стыдно признать, но это первая модель от известной фирмы Dragon которую я собирал. Конкретно в данном случае производитель настолько упростил модель, что ее можно с легкостью назвать "быстросборкой", а не полноценной моделью. детали ходовой и гусеницы отлиты из резиноподобного материала. Вместе с тем конечный результат довольно похож на грозный прототип. Однако кое-что я рекомендую переделать. Итак:

- в первую очередь я поменял все ручки на проволоку

- шпатлевкой вывел на ровный угол стык бронеплит в лобовой части

- имитировал сварные швы тянутым литником

- прорезал прорези в бронировке фар, в смотровых щелях.

Так же необходимо обратить внимание на то что предлагаемые варианты нанесения ОЗ неполные. Не хватает, например латинской буквы L в варианте c Prinz Eugen. Так же при строительстве данного варианта вам придется найти где-то запасные гусеницы от Pz.3 которые видны на всех известных фото этой САУ

-8

В варианте "Seidlits", похожая проблема. Не хватает буквы "С" а так же понадобятся запасные катки, для размещения как на прототипе. Поэтому я взял декали от Колибри, которые к сожалению несколько переразмерены. Но путем подрезания, я добился нужного результата. Красилось все по фэншую, как говорится акрилом Валледжо. Смывка и фильтры маслом самодельные. Подтеки от MIG. Металлики Акан, лаки Звезда. Ну и вот какой собирательный образ у меня получился, листайте галерею. Спасибо за внимание!