16,6K подписчиков

Скорбный день 4 июля: как Латвия чувствует себя на человеческих костях

2,6K прочитали

Холокост - самое позорное и самое страшное, что случилось с Латвией и ее людьми

Сожжение хоральной синагоги в Риге в 1941 году © Wikipedia / неизвестный автор
Сожжение хоральной синагоги в Риге в 1941 году © Wikipedia / неизвестный автор

В Риге сегодня проходит марш "Шаги живых" - по улочкам бывшего Рижского гетто от старого еврейского кладбища до мемориала Большой Хоральной синагоги на улице Гоголя.

У слова "Холокост" древнегреческая этимология: hobkauston - всесожжение. В годы нацизма было убито 6 миллионов евреев. И больше 100 000 человек, включая 20 000 привезенных из концлагерей Польши, из Терезина и даже Освенцима, убито в маленькой Латвии.

Вот первая, сравнительно нейтральная (относительно последующих) цитата из газеты Tēvija от 11 июля 1941 года. Этот номер вышел спустя всего 2 дня после того, как вермахт захватил всю территорию республики, и спустя 10 дней после сожжения людей в синагоге в Риге:

"Если же мы не сможем экспортировать жидов, то они на нашей земле не могут быть более паразитами. Жид не смеет заниматься ничем иным, как трудом простого рабочего. Всю жидовскую интеллигенцию надо вывезти, а если она останется здесь, то пусть работают грузчиками, каменотесами. Они будут зарабатывать на хлеб так, как наши рабочие".

Всего за какие-то 6 довоенных лет при правом национальном диктаторе Карлисе Улманисе латышское население небольшой республики уверилось в собственной исключительной полноценности на фоне других, отсталых национальностей и социальных групп - цыган, немцев, русских, коммунистов, евреев. Особенно евреев.

Призывы "бороться с паразитами" в довоенной коллаборационистской газете Tēvija под редакцией рижанина Артурса Кродерса читали все. Тираж главной газеты пропаганды нацистов был 180 000 экземпляров. Статьи немало вложили в окончательное "решение еврейского вопроса" - как формулировали геноцид министр пропаганды нацистской Германии Геббельс и расовый идеолог Розенберг.

Цель - истребление

23 июня 1941 года германские войска начали бои в Лиепае, а уже 8 июля республика была полностью оккупирована. Латвия захвачена почти за такой же срок, как Франция, но политика оккупантов в отношении евреев здесь была более жестокой, нежели чем в других захваченных странах. Более безжалостной и бесчеловечной.

Беженцы, не успевшие эвакуироваться и возвращенные в оккупированную Ригу. Июль 1941 года © Baltnews.com / архивное фото
Беженцы, не успевшие эвакуироваться и возвращенные в оккупированную Ригу. Июль 1941 года © Baltnews.com / архивное фото

В парижском гестапо, созданном при маршале Петене, царили уголовники со своей коммерцией и разборками: там Анри Лафон и Пьер Бонни давали возможность сотням людей откупиться от отправки в концентрационные лагеря в Польше и даже бежать в Швейцарию по поддельным документам. А на территории Польши, Латвии, Литвы и Беларуси - во всех больших городах и маленьких местечках рейхкомиссариата Остланда - единственной целью было истребление евреев.

Знаменитый до войны латышский летчик Гербертс Цукурс и адвокат Виктор Арайс, руководитель марионеточного "латвийского правительства" Оскар Данкерс и генерал-инспектор войск СС группенфюрер Рудольф Бангерскис, торжественно перезахороненный на Братском кладбище в Риге 16 марта 1995 года, - все это убийцы.

Максим Кауфман выжил, его освободили из одного из лагерей Германии в год победы. В 1942 году на его глазах в лагере у Слокского торфозавода расстреляли родного сына. В 1947 году в Мюнхене он выпустил книгу "Уничтожение евреев в Латвии". Читаешь Кауфмана - и не хочешь верить, что это о латвийском прошлом. А это было. И недавно.

"Большое здание префектуры было заполнено евреями. Со всех сторон были слышны крики - там латыши рассчитывались со своими жертвами. Их садизму не было границ. Старых и больных людей голыми выводили во двор. Мужчины, занимавшие в обществе видное положение, стояли окровавленные и избитые. Их рвали за бороды. Какую-то молодую женщину во дворе раздели догола, а потом отвели в подвал префектуры, где изнасиловали. Старых почтенных рижских евреев в подвале обливали водой и били, там же над ними цинично издевались. Из них выбирали тех, у кого были самые большие бороды, и заставляли этими бородами чистить латышам туфли. В эти дни в префектуре не было видно ни одного немца в военной форме".

Цена жизни - золотые коронки

Раввин Менахем Баркаган из рижского музея Холокоста много говорит о человеческой жестокости. По его мнению, причины геноцида евреев в Латвии - в стереотипах, укоренившихся в обществе при тоталитарной диктатуре президента Улманиса. Они же - в бессильном улманисовском "Оставайтесь на своих местах", в горечи по коротенькому периоду независимости - под флагом Латвии для латышей.

Мягкости, нравственности и уважению к жизни не способствовали революция 1905 года, Первая мировая война, революция 1917 года, Гражданская война и бои с Ландсвером, иностранная интервенция, красный и белый террор, репрессии. Все это девальвировало жизнь и смерть.

В 1941 году в Остланде оставалось только огласить постулаты нацистской программы расовой гигиены.

В том, что произошло 83 года назад, нет ничего удивительного - "добрые хуторяне" насмерть ссорились в дележе велосипедов и обуви расстрелянных соседей-евреев или стреляли соседям в затылки на краю расстрельных ям по всей Латвии.

Да, оккупанты предпочитали убивать чужими руками, сформировав в июле 1941-го из местного населения группы самоохраны - Pašaizsardzības spēki. Добровольцев из тех же запрещенных советской властью айзсаргов в них более чем хватало. Их узаконили, вооружили, обмундировали и позволили мародерство - как в случае уничтожения всех жителей латгальской деревни Аудрини, совершенного шуцманами из Резекне.

Была создана большая Айнзатцкоманда под командованием бригаденфюрера СС Вальтера Шталекера, ему же подчинялись полицейские и военные формирования из местных жителей, в частности вспомогательная полиция, полицейские батальоны. А также появилась Lettische SS Freiwilligen Legion - так называемый Добровольческий легион СС, с 1943 года включающий две гренадерские дивизии Waffen SS - 15-ю и 19-ю. Убийство стало службой.

В соседней Литве, в своей довоенной истории большой территорией входившей в состав Польши, с 1941 по 1944 год было уничтожено почти 200 тысяч евреев - чудовищная цифра, не укладывающаяся в сознании. Литовцы этот момент своего прошлого вспоминать не хотят, как стараются забыть или назвать пропагандой жуткую историю Холокоста в Латвии, Беларуси, Польше. Литовская писательница Рута Ванагайте собрала свидетельства участия литовцев в Холокосте, написав и издав в 2016 году книгу Mūsiškiai - "Наши".

Рута Ванагайте © youtube / TUT.BY / скриншот
Рута Ванагайте © youtube / TUT.BY / скриншот
"Во многих местах массовых убийств вообще не было немцев. Там стреляли литовские офицеры, полицейские. За 3 месяца было убито 150 000 человек. Это трудно признать. Литовцы так хорошо работали, что в Литву евреев стали привозить из Австрии, Чехии. Евреям говорили, что везут в Аргентину и нужно сделать прививки. Они заходили в яму с засученными рукавами. А там вместо прививок их всех расстреляли", - говорит Ванагайте.

Безжалостная правда

Честность изложения стоила ей в Литве обвинений в предательстве национальных интересов, в выполнении заказа России и вопроса: сколько денег тебе заплатили евреи? Она потеряла друзей и испортила отношения с родней за то, что смело сказала правду: 150 000 евреев убили за первые 3 месяца нацистской оккупации литовские волонтеры - в основном студенты.

"Проламывали головы ломом, вставляли в горло шланг компрессора - и вода разрывала людей изнутри. По изумленному свидетельству очевидца, немецкого солдата, каждый удачный удар лома, каждое вываливание кишок под напором воды вызывали восторг и аплодисменты многочисленных зрителей, сбежавшихся на представление, среди которых были женщины и дети. Для полного ощущения праздника на гору изуродованных трупов взобрался аккордеонист, стал играть национальный гимн Литвы - люди пели и танцевали", - говорится в книге.

К концу июля 1941 года в отряде Виктора Арайса насчитывалось уже около сотни карателей, в основном - студенты университета и ученики старших классов рижских школ - некоторым из них едва исполнилось 15 лет. Также офицеры бывшей латвийской армии, полицейские и айзсарги. Деятельность этой команды началась с сожжения Рижской Хоральной синагоги, где уничтожено заживо 500 человек.

Цитата из все той же газеты Tēvija от 8 ноября 1941 года:

"30 000 жидов за колючей проволокой - рижское гетто. Перемещение рижских жидов из шикарных квартир в центре Риги и Межапарке близится к завершению. Уже многие недели по рижским улицам жиды с вещами идут и едут в свое настоящее место жизни - гетто. Сейчас в гетто живет около 30 000 евреев. До сих пор в районе гетто жили 11 тысяч русских и поляков и 2 тысячи жидов. Арийцам теперь квартиры предоставлены вне гетто. Бюро по расселению жителей провело большую работу, и в районе гетто живет сейчас только 80 арийских семей, которых переселят в ближайшие дни. Из района гетто исключены католическая церковь, кладбище и бывшая фабрика Светланова".

Хрупкий налет цивилизованности, как показал страшный и позорный геноцид по национальному признаку в годы войны, может слететь легко - в одно дуновение. Участие населения республик в Холокосте было табуировано в СССР, потому что прибалты из братской семьи свободных республик априори не могли стать убийцами и палачами десятков тысяч людей.

Во многом это и сегодня остается трусливым и позорным табу - такая правда в современных Латвии и Литве слишком безжалостна и бесчеловечна.

Больше моментов прошлого из Латвии >>