Сегодня практически у любой фирмы или магазина есть собственные странички в интернете, так как живем мы в век информационных технологий, и искать все нужное привыкли в сети. При создании ресурса многие преследуют лишь одну цель — монетизировать сайт и получить как можно больше денег, при этом забывая об удобствах для пользователей.
Но сегодня каждый может ппроверить параметры сайта на такой показатель, как уровень юзабилити, и оценить все удобства от его использования.
Ключевые проблемы
Не обязательно делать крутой дизайн рекламного сайта или необычное оформление текста для сайта, самое главное, что ценят юзеры — удобство в поиске информации на сайте. Основные проблемы, которые выявляются в большинстве случаев при проверке сайта:
- неверная структура страницы и неудобное расположение разделов;
- навигация на сайте или неудобная, или вовсе отсутствует;
- сайт перегружен рекламой или всякими баннерами, что только мешает и не дает возможности сконцентрироваться на необходимой информации;
- сайт не оптимизирован или перегружен вследствие чего долго загружается;
- на сайте нет необходимых элементов.
Именно для выявления всех проблем проводят юзабилити тестирование странички. Для проверки собирают пользователей, которые впоследствии оценивают сайт по ключевым параметрам, после чего дают заключение, что понравилось, что удобно или неудобно. Кроме того, юзерам предлагается совершить определенные действия — регистрация или покупка товара — и подробно описать каждый этап. Пользователи подбираются абсолютно с разными навыками владения ПК, разного пола и возраста для более точного тестирования.
По результатам исследования можно получить ответы на важные вопросы:
- что отвлекает внимание пользователей на странице, а что, напротив, привлекает;
- как быстро можно найти необходимую информацию;
- определить в целом структуру сайта;
- в чем разница между действиями пользователей в зависимости от его характеристик.
Для данного тестирования существуют специальные компании, которые занимаются формированием фокус-группы для исследования. Однако стоит это не дешево, и молодые контентные проекты с ограниченным бюджетом не могут себе этого позволить. В таком случае стоит следовать советам по проверке ключевых качеств сайта. Кроме этого, специалисты компании AdButton рекомендуют провести анализ страниц конкурентов, чтобы посмотреть, как и что у них устроено, может быть выделить для себя определенные фишки.
В первую очередь проверяют основные элементы работы.
- Оптимальная скорость загрузки страницы составляет максимально 2 секунды, если же сайт загружается медленнее, то по статистике почти 50% посетителей не буду дожидаться и просто закроют вкладку.
- На сайте обязательно должен присутствовать раздел с выбором языка и региона. Значок с выбором языка должен быть на видном месте, пользователь не должен его искать. Кроме этого, после клика на нужный язык недопустимо перекидывание на другую страницу.
- Необходима оптимизация сайта для мобильных устройств, так как 50% пользователей пользуются интернетом при помощи гаджетов.
- Быстрая навигация к кнопкам корзины, обратного звонка, заказа.
- Сайт должен быть понятным.
- Для того, чтобы пользователи не путались необходимо соблюдать интерфейс при оформлении разных страничек.
- Расположение элементов на сайте должно быть привычным для пользователя. Чаще всего контакты располагаются в правой части, а логотип компании в левом углу.
- При переходе на вашу страницу пользователь должен сразу же понимать то ли это, что ему необходимо, и о чем вообще сайт.
- Минимизируйте контакты. Достаточно 1 почты и пары телефонов.
- Чаще всего при нажатии на логотип компании пользователь попадает на главную страницу сайта. Сделайте так же.
- Не забудьте про карту сайта, она облегчает поиски нужной информации многим пользователям.
- Сделайте уникальный фавикон. При помощи него повысится узнаваемость сайта, а пользователь без труда будет находить вас в поисковике и во множестве открытых вкладок.
- Ключевые действия должны бросаться в глаза.
- Чем проще интерфейс сайта, тем лучше.
- Не создавайте автоматически воспроизводимые баннеры и видеоролики, особенно те, которые невозможно отключить. Это вызывает всплеск негативных эмоций у пользователей, и они покидают страничку. Красивые баннеры для сайта напротив будут привлекать внимание пользователей.
- Добавьте скроллинг. Если страничка большая, то добавьте кнопку «в начало» или «в конец».
После проверки основных показателей переходите к графическому оформлению и отдельным элементам.
Старайтесь оформить сайт в нейтральных, приятных для глаза оттенках. Не усердствуйте с пестрыми тонами. Дизайн баннеров не должен отвлекать внимание пользователей.
Откажитесь от использования серых цветов на ключевых кнопках, так как он обычно ассоциируется с неактивными элементами.
Не создавайте слишком большие кнопки, так как они отталкивают пользователей и вызывают негативную реакцию, но при этом слишком маленькие просто потеряются на странице и для их нажатия придется прицеливаться.
Интересным решением станет изменение курсора. Например, если навести его на активную ссылку, он поменяет свою форму. Пользователь сразу понимает, что может перейти на нужную статью или в необходимый раздел, кликнув на элемент.
Проведите комплексный анализ сайта. Если есть какие-то элементы, которые не несут никакой нагрузки на функционал, то избавьтесь от них, разгрузите страничку.
Важные элементы всегда размещайте в левой части страницы, так как именно там акцентируется внимание пользователей, да и читать мы привыкли слева направо.
Проведите оценку кнопок
Кнопка не должна быть пустышкой. Клик по ней обязательно должен приводить к какому-нибудь действию. Но не так, чтобы при нажатии на кнопку корзины открывалась карта сайта, должна быть логика.
Оцените удобство расположения кнопок.
Если внутри кнопки содержится подпись, она должна читаться. Подберите необходимый цвет и размер шрифта.
Ссылки
Проверьте работоспособность и удобство ссылок, и верно ли они настроены. Неработающий целевой url оттолкнет пользователей.
Ссылки должны визуально выделяться. Если по ссылке можно скачать файл, то она должна иметь другое оформление.
Пользователь должен понимать, куда он попадет, кликнув по ссылке. Потрудитесь сделать описание.
Навигация
Обязательно сделайте удобный поисковик на сайте.
При нажатии кнопки назад, пользователь должен попадать на прошлую страницу, а не на окно с ошибкой 404.
Раздел с недавно посещенными страницами сайта будет преимуществом, так как обычно облегчает навигацию пользователей на сайте.
Проверка юзабилити интернет магазина при помощи сторонник сервисов
Кроме ручной проверки существуют автоматизированные сервисы, которые помогают вебмастерам проверить удобство использования сайта.
Яндекс Метрика
При помощи этого бесплатного инструмента можно отслеживать, как перемещаются пользователи по ресурсу. Еще одной классной фишкой данного сервиса является тепловая карта, помогающая выделить места, на которых пользователи акцентируют больше всего внимания.
Usability Hub
Сервис с несколькими вариантами тестирования. Позволяет провести тест 5 секунд, кликов и вопросов. В первом случае это общие ощущения на первый взгляд, второй тест показывает, куда чаще всего кликают пользователи и третий позволяет задать вопросы для группы тестировщиков.
Usabilla
С его помощью оцениваются различные факторы работы сайта. Обратная связь дается в виде комментариев.
Optimal Workshop
Оценивает дизайн, навигацию сайта и наполненность в целом.
Feng GUI
Алгоритм, который оценивает юзабилити сайта автоматически, без привлечения пользователей. Очень четко показывает слабые стороны ресурса.
Юзабилити тестирование очень важный инструмент в работе сайта. Заниматься этим необходимо постоянно, так как со временем меняются предпочтения пользователей и взгляд замыливается, а вам необходимо всегда оставаться на высоте.
Оригинал: