Найти тему
🍿 ЯВКИНО

🏸👍💧 ВИДЫ ДОБРОТЫ - АРТХАУС ГОДА (ГОВОРИЛЬНЯ СО СПОЙЛЕРАМИ + ОБЪЯСНЕНИЕ СМЫСЛА)

Да уж, пути Йоргоса Лантимоса неисповедимы. Греческий постановщик давно зарекомендовал себя как экстраординарного и нестандартного визионера, который разговаривает на «ты» с непонятными или странными фильмами-абстракционизмами. «Клык», «Лобстер», «Убийство священного оленя», «Фаворитка» и оскароносные «Бедные-несчастные» - все специфические произведения Лантимоса в большей или меньшей мере наполнены всеобъемлющим абсурдом, философичной моралью и при этом еще и шикарным визуалом.

-2

Его самая «добрая» картина исключением не стала и уже навела немало шуму среди потенциальной «элитарной» аудитории, успев прокатиться по некоторым фестивалям и получив даже «Золотую пальмовую ветвь» за лучшую мужскую роль Джесси Племонса. И да: кино это невероятно причудливое и сильно понравится далеко не всем, а если честно, меньшему количеству зрителей. Однако такой кинноопыт тоже имеет место быть, поэтому сегодня разберем чуть ли не эфемерную, тяжело уловимую суть «Видов доброты», разделив статью на три новеллы, из которых собственно состоит сам альманах. И да: впереди будет достаточно спойлеров, так как такое многослойное полотно разбирать по кусочкам без раскрытия сюжета невозможно, а простое «КОРОТЕНЬКО» никак не подойдет к ленте подобного характера. Поэтому, если боитесь их, лучше ознакомьтесь с фильмом до прочтения статьи.

-3

НОВЕЛЛА №1 - «СМЕРТЬ Р.М.Ф.»

Сразу возникает нескромный вопрос, кто такой этот ваш Р.М.Ф.? Да, Йоргос Лантимос хорош в своем деле, ведь уже с первых минут хронометража он заставляет взорвать мозг зрителей догадками и теориями. Вообще, эти три злополучные буквы сами по себе являются краеугольным камнем «Видов доброты» и проходят красной линией через весь фильм. Интерпретаций такого акронима может быть вагон и маленькая тележка, но, возможно, исходить нужно именно из оригинальной, английской аббревиатуры: R.M.F., где R - Redemption (Искупление), M - Manipulation (Манипуляция), а F - Faith (Надежда). Такое объяснение очень точно передает задумку каждой части альманаха, о которых мы сейчас безотлагательно поговорим.

-4

По фантасмагоричному сюжету «Смерти Р.М.Ф.», Роберт Флетчер (Джесси Племонс) следует каждому указанию своего властолюбивого босса Рэймонда (Уиллем Дефо). Второй контролирует все аспекты жизни первого, ну то есть буквально: сколько веса набирает Роберт, сколько раз он занимался сексом со своей женой Сарой, да даже брак героя с женщиной - это указ начальника, ни больше ни меньше. И теперь Рэймонд ставит очередную, совсем небольшую, как ему кажется, задачу протагонисту: сбить насмерть машиной того самого Р.М.Ф. Причем иронично, что Рэймонд вместе со своей женой Вивиан (Маргарет Куолли) лично выбирали потенциального смертника.

-5

Разумеется, Роберта активно начинают терзать сомнения, выполнять ли приказ умалишенного начальника или нет, потому что на кону все: размеренная рутина Флетчера, его конструктивные взаимоотношения с женой и даже наличие раритетной теннисной ракетки, что Рэймонд подарил семье Флетчеров, а при потенциальном неповиновении Роберта герой Уиллема Дефо может спокойно забрать себе этот ценный подарок и символ своего уважения.

-6

Лично я воспринимаю эту и остальные новеллы как очень гротескную, гиперболизированную сатиру на различные нормы и устои человека. Здесь Йоргос катком проходится по слепой покорности и подчинении личности к какой-либо власти, будь то политической или даже абьюзивно-семейной. Возможно, Лантимос подчеркивает то, насколько люди могут быть мелкотравчатыми и жалкими существами, которые живут одними лишь эмоциями и прогибаются под теми, кто обеспечивает их благополучие. В этом-то и огромная проблема, что некоторые, как Роберт, например, попросту не могут предоставить счастье самим себе, и ими, словно марионетками, в итоге дергают за ниточки кукловоды, такие как Рэймонд соответственно. Таким образом, выбранное нами начало аббревиатуры функционирует правильно - Redemption (Искупление), ведь ставки у персонажа высоки и ему как никому другому нужно получить искупление от своего босса. Любой ценой.

-7

НОВЕЛЛА №2 - «Р.М.Ф. ЛЕТИТ»

Эта новелла забавно играется со стилистикой фильма, потому что на различных официальных страницах и агрегатах указан жанр «черной комедии», хотя на деле комедия здесь номинальна и сильно притянута за уши. Максимум, что могут вызвать «Виды доброты», так это нервный смешок, но это совсем не оплошность фильма, ведь юмор всегда был, есть и будет штукой субъективной. 

-8

Фабула «Летящего Р.М.Ф.» такова: после своего продолжительного пребывания на отдаленном острове морской биолог Лиз (Эмма Стоун) возвращается к своему мужу, офицеру полиции по имени Дэниэл (тот же Джесси Племонс). Однако есть небольшая загвоздка: Дэн категорически не принимает женщину в дом, потому что не видит в ней свою жену; он с пеной у рта доказывает, что это посторонний человек и самозванка по разным причинам. То она ведет себя слишком вызывающе и нагло, то ее ноги не влезают в обувь, хотя раньше таких конфузов не возникало. И постепенно Дэниэл чуть ли не сходит с ума, пытаясь избавиться от непрошенного гостя, прибегая к хитрым и до ужаса кровавым методам (например, просит Лиз отрезать ее большой палец).

-9

Вы спросите, при чем же тут Р.М.Ф. и почему он летает? Дело в том, что именно Р.М.Ф. управлял вертолетом, на котором Лиз (или не Лиз) благополучно вернулась домой. Как и предшественник, данная новелла также высмеивает сущность человека и то, как он взаимодействует с остальными. Дэниэл иллюстрирует собой упрямство и бескомпромиссность: он готов на все, чтобы доказать свою правоту, даже невзирая на, казалось бы, очевидные доводы не в его пользу и всеобщий шок от его действий со стороны друзей и знакомых. Хорошо это или плохо - решать зрителям, хотя я расцениваю данную людскую характеристику довольно-таки неоднозначной, хотя все зависит от ситуации, где она применима. При этом сама Лиз представлена, по большому счету, добрым человеком не без изъянов, но все же той, что готова цепляться за своего якобы мужа, проглатывая все его странности и страшные прихоти. Именно в «Р.М.Ф. летит» была произнесена самая мудрая цитата этого артхауса: «Лучше полагаться на что-то постоянно доступное, а не на то, что истощается каждый день». Очевидно, что нечто постоянным здесь выступает Дэниэл, который медленно, но верно манипулирует Лиз, что подтверждает вторую букву акронима: Manipulation (Манипуляция). 

-10

НОВЕЛЛА №3 - «Р.М.Ф. ЕСТ БУТЕРБРОД»

Финальная история самая глубокая, насыщенная и спекулятивная и, честно говоря, моя любимая. Сразу раскрою все карты, Р.М.Ф., поедающий, что бы вы думали, бутерброд, появляется лишь в середине финальных титров. И по мере того, как он его ест, случайно проливает на себя кетчуп. Это все! Как в Ералаше.

-11

Что же насчет сценария, то два члена культа, Эмили и Эндрю (снова дуэт Эммы Стоун и Джесси Племонса) ищут девушку, способную воскрешать мертвых. Так, у них была неудачная итерация с ошибочной избранной, которая не смогла воскресить бренное тело того самого Р.М.Ф., видимо, из первой новеллы. Однако постепенно, по наводке Оми (Уиллем Дефо), непосредственного лидера культа, они узнают, что в мире действительно существует особь с божественным даром, но в итоге получают информацию, что она давно как умерла. Тем не менее, в ресторане они встречают девушку по имени Ребекка (вновь Маргарет Куолли), утверждающую, мол ее сестра, Рут, идеальный кандидат для такого эзотерического дела. Но есть условие: сестра-близнец кандидата (а это, получается, Ребекка) должна быть мертва. 

-12

Третья новелла служит крепкой головоломкой в духе Кристофера Нолана, только более абсурдная и со своими тараканами в голове. Да, у Лантимоса каждый каркас рассказа становится все бредовее и бредовее, однако уж точно не бессмысленнее. В «Р.М.Ф. ест бутерброд» самый необычный конфликт, который накладывается другу на друга: помимо общей задачи, на личном фронте у Эмили тоже не все гладко, и это мягко сказано. В связи со своей профессией, героиня избегает встреч со своим мужем и дочкой, изредка контактируя с ними. В это время члены культа во главе с Оми, чьи слезы чисты и непорочны, не приветствуют такой семейной жизни, считая ее «загрязненной».

-13

Разные мотивы и морали, будь то факт, что все рано или поздно вернется на круги своя, сложнейший выбор между рабочим долгом и семьей или же иллюзорная, мнимая цель, которая только в теории принесет тебе должное счастье, а в реальности лишь морально подавит и ранит, переплетаются в единую картинку, в пазл, логично складывающийся в конце. И это мне очень импонирует не только в конкретной части фильма, но и во всех «Видах доброты», в целом. И не забываем про финал аббревиатуры - Faith (Надежда), что является неотъемлемым элементом души Эмили, ищущей ту самую избранную на протяжении всей новеллы и, тем самым, желающей влиться в круги культа, закрепив там свой нерушимый авторитет.

-14

«ДОБРЫЕ» ИТОГИ

В результате, «Виды доброты» - это невероятное приключение в безумное подсознание Лантимоса, что выдал нам глубочайший, запутанный и хитроумный орешек, который тяжело раскусить с первого, второго и даже третьего просмотра. Разумеется, вышеупомянутая интерпретация событий субъективна, и можно совершенно по-разному объяснять задумку той или иной истории, но одно точно: Йоргос удивляет до сих пор. Даже музыкальная составляющая фильма таинственна и загадочна: в трейлерах активно рекламировался трек Sweet Dreams (Are Made of This), и он засветился лишь во вступительных титрах Searchlight Pictures, а дальше зрителей будут радовать лишь нервные, регулярные удары по клавишам пианино и душераздирающие завывания. Ну…какой фильм, такая и музыка.

-15

А насчет, Sweet Dreams, мне кажется, что таким образом в тизерах или в начале картины Лантимос намекал на то, что мы увидим в дальнейшем, ведь сны играют далеко не второстепенную роль в парочке новелл и служат неким мостиком между мыслями героев и их поступками (взять тот же сон Эмили, где она увидела злополучных близнецов - потенциально Ребекку и Рут). И, напоследок, финальный вопрос: где же в «Видах доброты» виды доброты? Глобально, название фильма тоже является сплошной едкой иронией и сарказмом, потому что персонажи, очевидно, творят не такое уж и добро. Не исключено, что так можно описать поступки жителей современной, далеко не идеальной реальности, где добро и зло - понятия весьма относительные и часто перекликающиеся между собой. В общем, такое кино надо посмотреть самому, не на уставшую голову, и выводы сделать тоже самостоятельно; плохие или хорошие, но определенные эмоции этот цирк хаоса точно вызовет, хотя осмелюсь предположить, что поклонников у него будет ой как немного. Но от меня добрые и экспериментальные 8.2 из 10 🔵🔴🟡

-16