15,7K подписчиков

Как удачной "Семерке" не повезло в седьмой день седьмого месяца /По воле Гольфстрима

1,1K прочитали

Семерка издавна считалась многими религиями мира счастливой цифрой, правда люди не всегда про это помнят, да и верят. И для этого есть свои основания. Так, например, лейтенант Гарри Кейн из 396-й противолодочной эскадрильи Армии США вряд ли задумывался над тем, что наступающий 7 июля - 7-й день 7-го месяца - 1942 года сулит ему особое счастье.

Он вел свой бомбардировщик А-29 «Гудзон» (или "Хадсон" - кому как нравится) над водами Атлантики, вы­полняя обычный противолодочный патруль и никак не ожидал, что в тот день встретит не просто немецкую подводную лодку, а - «тройную семерку». На дне в районе мыса Гатерас в точке с координатами 34.50.N, 74.55.W лежала немецкая под­водная лодка типа VIIС, у которой и строительный, и боевой номе­ра также начинались с семерки.

Бомбардировщик/противолодочный самолет "Гудзон" (Хадсон Локхид)
Бомбардировщик/противолодочный самолет "Гудзон" (Хадсон Локхид)

Командир U701 капитан-лейтенант Хорст Деген имел все основа­ния считать свой третий военный патруль очень удачным и, вероятно, уже прикидывал, как через девять дней будет отмечать годовщину корабля. Он прошел школу знаменитого подводника Эриха Топпа, хорошо зарекомендовав себя. С «подачи» Топпа Х.Деген получил повышение и был назначен адмиралом Деницем весной 1941 года командиром строя­щейся в Гамбурге лодки типа VIIС.

В этом морском городе все боль­ший размах приобретало строительство субмарин. Очередь дошла и до небольшой, но весьма почтенной (за всю историю было построено несколько сотен судов, в основном малых) верфи «Х.К.Штулькен и сын». Верфь была основана в 1846 году, строила парусники, буксиры, баржи, а с начала века - рыболовные траулеры, которые в Первую Мировую войну переделывала в сторожевики.

Тогда же был получен опыт и постройки подводных лодок. В 1917 там построили корпус океанско­го подводного крейсера U157. Строительство подлодок планировалось начать в 1918 году, но раньше наступила капитуляция Германии. С началом подготовки Германии к новой войне Штулькен получил большое де­нежное вливание от военного флота и 9 октября 1939 года заказ на 6 подводных кораблей. Штулькены развернулись вовсю, были возведены новые эллинги с возможностью одновременной постройки 10 подлодок типа VII С и уникальный - дистанционно управляемый открытый 230 метровый козловой кран. Причем интересно, что фирма делала всё вплоть до дизельных двигателей) в своих мастерских.

3 мая 1940 года заложена первая лодка Штулькенов – U701, а в день ее спуска на воду – 1 июня 1941 года (по другим данным - 16 апреля), Хорт Деген и получил свое назначение для наблюдения за работами над кораблем, называвшемся до этого «Строительный номер 760». О масштабе верфи говорит тот факт, что до конца войны изготовлено всего 28 субмарин с маркой «Штулькен», а на соседней верфи «Блом унд Фосс» их счита­ли на сотни.

Эмблема подводной лодки
Эмблема подводной лодки

Правда, надо отметить, что верфь, хотя и занимала сравнитель­но малую площадь, хорошо подходила как цель для бомбардировок. И тоже получила "своё" во время союзных бомбардировок. Налеты 1943 года привели к тому, что верфь перепрофилировали на изготовление не кораблей в целом, а только секций лодок серий XXI. Но налет 18 июня 1944 года не позволил выполнить и эту программу. Прямым попадани­ем разбита лодка U908 и поврежден знаменитый кран. А последний налет 17 января 1945 года вообще поставил точку в военной деятельности верфи.

Но все это произойдет позже, а пока работы шли довольно споро, и 16 июля 1941 года U701 вошла в строй Кригсмарине и в 3-ю флотилию подводных лодок.

Подводная лодка U701
Подводная лодка U701

После прохождения курса боевой подготовки в конце года U701 вышла в первый патруль в район Ньюфаундлендской банки. Там она оперировала в составе группы из 12 лодок "Зайтен". Поход получился не особенно удачным. Был потоплен британский пароход «Барон Брикейн» (3657 брт). Ко второму походу готовились тщательнее. На позиции к весту от Гебридских и Фарерских островов лодки сменяли друг друга с января 1942 года. В марте вместе с 6 коллегами туда пошел и Деген. Поход получился удачнее по количеству побед - 3, но все они были какие-то «маловесомые» - фарерский рыболовный дрифтер с длинным названием «Найггиаберд» («Nyggiaberd») и два вспомогательных патрульных корабля — «Ноттс Кантри» и «Стелла» (всего 1253 тонны). Победы пришлись на 6, 8 и 11 марта. Была еще атака, но пароход, якобы потопленный 7 марта, так и остался неподтвержденным согласно послевоенных документов.

Командир U 701 капитан-лейтенант Хорст Деген
Командир U 701 капитан-лейтенант Хорст Деген

В третий раз лодке назначили дальнюю дорогу к берегам Амери­ки. Загрузившись минами, капитан-лейтенант Деген 19 мая отошел от причала и направился в Атлантику. В начале июня U701 прибыла в район боевых действий и заправилась от одной из лодок-танкеров.

12 июня субмарина поставила 15 мин ТМВ в Чезапикском зали­ве. Постановка оказалась на редкость удачной. Через 3 дня на мины "натолкнулась" группа пароходов и боевых кораблей. Были повреждены американские танкеры «Роберт С.Таттл», «Эссо Аугуста», американский (по другим данным -английский) эсминец «Бейнбридж».

Для справки: Кстати, танкер «Эссо» "Роберт С.Туттле" перевозивший 152 000 баррелей сырой нефти, после того, как подорвался на мине у побережья Вирджиния-Бич во второй половине дня 15 июня 1942 года, частично был затоплен и загорелся, но в конечном итоге его удалось спасти.
Тот самый "выживший танкер - "Роберт С.Таттл"
Тот самый "выживший танкер - "Роберт С.Таттл"

Тогда же погиб английский противолодочный траулер «Кингстон Силонит" и еще через два дня - американский пароход «Сэнтор». Пароход "Сэнтор" у мыса Чесапик подорвался на мине, перевернулся и затонул 17 июня 1942 года.

Интересно, что лодка Дегена - типа VIIC не была подводным минным заградителем, но могла ставить мины типа ТМВ через торпедные аппараты. Поэтому после своей минной постановки Деген увел U701 в открытый океан из залива, всплыл на поверхность, зарядил пять торпедных аппаратов торпедами и перегрузил две торпеды из контейнеров на верхней палубе внутрь лодки (по данным К.Блэйра).

"Сэнтор" исчезает под водой
"Сэнтор" исчезает под водой

В принципе в том районе целей хватало - в перископ можно было заметить танкеры, идущие в конвоях вдоль берега, но они хорошо прикрывались с воздуха. И все же Деген смог найти цели для своих торпед и снарядов. 19 июня 1942 года им был потоплен ар­тиллерией американский патрульный корабль "YP 389" (довольно редкий случай применения артиллерии у американских берегов); 27 июня - по­врежден норвежский танкер «Темесис» и потоплен английский «Бритиш Фридом», а еще через день добыча попалась первоклассная - амери­канский танкер «Уильям Рокфеллер» (14054 брт).

Британский эсминец DD246 "Бейнбридж", подорвавшийся на минах U701
Британский эсминец DD246 "Бейнбридж", подорвавшийся на минах U701

28 июня U-701 всплыла, и, находясь на поверхности, Деген заметил на горизонте дым, это шел танкер «Уильям Рокфеллер». Немецкая подводная лодка погрузилась, вышла в атаку и вскоре первая торпеда U701 поразила танкер и вызвала пожар 136 000 баррелей мазута категории «С». Однако без противодействия противника не удалось - перед выстрелом второй торпеды над субмариной пролетел Грумман J2F-5 береговой охраны, сбросив четыре глубинные бомбы, а затем к охоте на подводную лодку присоединился еще катер CGC-470, сбросивший еще семь глубинных бомб. Но U-701 повезло и на этот раз, она не только осталась неповрежденной, но и через 12 часов выпустила вторую торпеду, отправив "У.Рокфеллер" на дно. В целом поход складывался очень удачно даже без минных постановок. Ко­мандир старался как мог, чтобы показать, что адмирал Дениц не зря называет его «Бравый Деген». Однако усиливающаяся деятельность авиации и патрульных кораблей не давала развернуться в полную силу. Лодке часто приходилось действовать только ночью, днем отлеживаясь на дне.

Ночь с 6 на 7 июля выдалась беспокойной, и к полудню 7-го воздух в лодке сильно испортился. По некоторым данным система регенерации воздуха на лодке работа плохо, экипаж страдал от жары и недостатка кислорода. Поэтому приходилось всплывать днем для проветривания.

Взвесив все плюсы и минусы Деген решил всплыть днем на короткое время для вентиляции отсеков. Осмотрев пустынный горизонт в перископ, капитан-лейтенант всплыл и открыл рубочный люк. Немцы, наслаждаясь свежим океанским воздухом, как говорится, «потеряли бдительность», и не слышали, как над головой у них рычит моторами самолет противника. Между тем, по данным К.Блэйра на мостике находилось четыре человека, которые внимательно наблюдали за обстановкой каждый в своем секторе.

Лейтенант Гарри Кейн увидел, как прямо впереди по курсу его самолета всплыла подводная лодка, и немцы показались на палубе (у него не было сомнений, что это именно немецкая субмарина). Он грамотно развернулся и зашел на цель со стороны солнца.

Деген заметил идущий в атаку «Гудзон» слишком поздно, по данным К.Блэйра атакующий самолет заметил первый вахтенный офицер Конрад Юнкер, который криком известил всех о противнике. Хотя экипаж успел выполнить команду "Срочное погружение", Кейн сбросил 3 глубинные бомбы как на полигоне. Первая упала с недолетом 10 метров, вторая и третья - у кормы вплотную. Взрывы просто разворотили прочным корпус. Деген попробовал снова всплыть, но лодку затапливало так стремительно, что он смог открыть рубочный люк уже под водой. Восемнадцать человек поднялись на поверхность с пузырем воздуха. По данным К.Блэйра лодку покинуло еще 18 человек через люк носового торпедного отсека, соответственно на погибшей лодке осталось только семь из 43 человек экипажа.

Пилот А-29, увидев несомненный результат своего успеха, сбросил 4 спасательных плотика (по данным К.Блэйра - 4 спасательных жилета и спасательную шлюпку), а также вызвал проходящий неподалеку панамский танкер и передал ему координаты плавающих. Ответ капитана танкера оказался неожиданным, тот очень четко пояснил, что не будет останавливаться, чтобы спасти «проклятых немцев с подлодки, которыми кишат эти воды».

Спасшиеся цеплялись друг за друга в воде, поддерживаемые на­дувными жилетами. Они так и не увидели спасательных плотов, сброшенных самолетом (по другим данным - им все же удалось воспользоваться спасательными плотами). Теплое течение Гольфстрим уносило подводни­ков вдаль. И это сыграло свою негативную роль - когда в район атаки по координатам самолета прибыл патрульный корабль, то он никого там не нашел.

Ночью им было более- менее нормально, зато на следую­щий день пылающее солнце пекло «на полную катушку». Первым не выдержал разум у инженер-механика лодки капитан-лейтенанта Бара - он сошел с ума, принялся орать, но к полночи замолчал и утонул. Лейтенант Базил и фенрих Ланге решили плыть к берегу и больше их никто не видел. Машинист-матрос Гюнтер Купер тоже согласен был плыть, но он поддерживал голову контуженного командира и вынуж­ден держаться со всеми. Океан оставался пустынным, только проплы­вали большие пятна масла с танкеров, потопленных немецкими под­водниками. Они в какой-то мере сдерживали волнение, помогая дер­жаться на воде. Немцы постепенно умирали и шли на дно.

Спасение немецких подводников
Спасение немецких подводников

Оставших­ся на плаву пронесло течением Гольфстрима на 60 миль Только на третий день плававших заметил патрульный гидросамолет береговой охраны РН-2 и сел на воду. На борт подняли семерых еще живых подводников и среди них командира. Как видно на фотографии в спасении немцев даже американский дирижабль Береговой охраны принял участие. Причем по данным К.Блэйра, именно малый дирижабль ВМС США К-8 обнаружил в 110 милях от берега немецких подводников и уже потом вызвал гидросамолет, при этом спустив немцам спасательный плот, одеяла, воду, пищу и аптечку. После этого пленных доставили на оперативную базу ВМФ Норфолк, а затем в Портсмутский военно-морской госпиталь для лечения.

Так для капитан-лейтенант Хорста Дегена закончился третий боевой поход и война в целом. Он пробыл в море 45 дней на подводной лодке и трое суток на спасательном жилете. По послевоенным подсчетам его третий поход удостоился по­пасть в список «наиболее успешных действий и походов подлодок гер­манского флота во Второй Мировой войне» - потоплено и поврежде­но более 60 000 брт вражеского тоннажа.

Справка по немецкой субмарины со специализированного сайта
Справка по немецкой субмарины со специализированного сайта

Правда, наверняка, Дегену не понравилось его завершение, хотя он оказался одним из всего 34 командиров немецких лодок, пережив­ших гибель своего корабля и попавших в плен. Можно сказать, что и на этот раз повезло.

Спасенные немцы у крыла американского гидросамолета
Спасенные немцы у крыла американского гидросамолета

P.S. После лечение Х.Деген попал в лагерь для военнопленных в Аризоне, откуда был освобожден в июне 1946 года. В 1996 году (перед своей смертью) Х.Деген издал книгу своих ме­муаров, скромно названную «Бравый Деген».

Вот так "семерка" не смогла подтвердить свой "удачный статус", а Гольфстрим только навредил.

Источники: Залесский, К. Кригсмарине. Военно-морской флот Третьего рейха. - М.: Яуза, Эксмо, 2005.- 640 с.; Блэйр, К. Подводная война Гитлера (1939-1942): Охотники. В 2-х частях. Часть 2. - М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: Terre Fantastica, 2001. - 640 с.; Роувер, Ю.Субмарины, несущие смерть. Победы подводных лодок стран гитлеровской Оси. - М.: ЗАО "Центрполиграф", 2004. - 416 с.; Боженко П.В.. Субмарины на войне/ Подводный сборник № 4. - 1996.- 68с.; Нагирняк, В.А. Все субмарины Второй мировой войны: первая полная энциклопедия. - М.: Яуза: Эксмо, 2021.- 288 с.; Бишоп, К. Подводные лодки Кригсмарине. 1939-1945. справочник-определитель флотилий. - М.: Эксмо, 2007. - 192 с.; Материалы сети Интернет