Найти в Дзене

Движение по обочине. Обжалуем штраф.

Расскажу о 100% возможности оспорить штраф за "Движение по обочине", если Вам пришёл такой после совершения вынужденной остановки.

Мы много путешествуем на автомобиле, и часто в пути приходится останавливаться на обочине незапланировано (проверить что с машиной, увидели красивую локацию, размять ноги или срочно приспичило сходить в лес). После одной из таких остановок пришло с сайта Госуслуг сообщение о том, что на меня наложен штраф. В сообщение было сказано, что мною нарушено следующее правило: 12.15ч.1- нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда, а равно движение по обочинам или пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней. Также к сообщению было прикреплено фото.

На фото видно, что дорога пустая и я не объезжаю пробки как злостный нарушитель.
На фото видно, что дорога пустая и я не объезжаю пробки как злостный нарушитель.

В этот день я возвращался домой с рыбалки 120 км от дома. Находясь на пруду, я обратил внимание, что у меня подспущено правое заднее колесо. Накачав его компрессором, я поехал домой, останавливаясь каждые 20-30 км и проверяя, не спускает ли шина, за время пути я останавливался трижды. В какой-то момент мне показалось, что изменился звук, издаваемый покрышками. Т.к. на данном участке дороги нет знаков, запрещающих остановку на обочине, я включил правый поворотник и перестроился на обочину дороги для того, чтобы проверить, не спустило ли колесо, и в это момент попал в объектив фотоловушки.

Я попробовал позвонить знакомым гаишникам, чтобы понять, за что штраф, вроде бы я ничего не нарушал. Все "специалисты" в один голос заявили, что "я пересёк сплошную линию обочины и штраф придётся заплатить". Я конечно штраф (1.500 руб., со скидкой 750 руб.) заплатил, т.к. письмо пришло за 3 дня до окончания действия 50% скидки. Но параллельно решил разобраться в ситуации, подсознание мне твердило, что что-то тут не так и гаишники явно передёргивают закон.

Картинка из интернета.
Картинка из интернета.

И я решил разобраться в хитросплетении терминологии и правовых норм, а разобравшись, обжаловал постановление и вернул незаконно наложенный штраф.

Итак, если вы не злостный "обочечник", объезжающий пробки (вот для кого нужно ужесточить ответственность), а законопослушный водитель, попавший во время остановки в фотоловушку, то вот инструкция, как обжаловать штраф.

  • Вам нужно доказать то, что вы не "двигались по обочине", а "совершали остановку на обочине", хорошо если у вас будут аргументы, что "остановка была вынужденной".

Разберём детально ситуацию на моём примере:

Решение о наложении на меня штрафа является ошибочным по следующим основаниям:

  1. Стоянка и остановка на обочине разрешена правилами (ПДД 12.1. Остановка и стоянка транспортных средств разрешаются на правой стороне дороги на обочине).
  2. Сотрудники ГАИ ошибочно посчитали, что я пересёк Разметку 1.1, однако согласно правил, для остановки я пересёк разметку 1.2.1, эти разметки похожи, но имеют принципиальные различия.
Фото из интернета
Фото из интернета

Сплошная линия 1.1 и 1.2.1 - это непрерывная полоса белого цвета (ширина 0,1 - 0,2 м).

🚫 Правила запрещают пересекать сплошную линию разметки. Однако «одинарную сплошную» 1.2.1 можно пересечь для совершения остановки и стоянки транспортного средства, а также для выезда с обочины на проезжую часть после их совершения. Обязательное условие – это отсутствие запрета на остановку или стоянку на данном участке дороги.

Вот определения из правил(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.01.2001 N 67) для одной и той же полосы:

  • 1.1 - разделяет транспортные потоки противоположных направлений и обозначает границы полос движения в опасных местах на дорогах; обозначает границы проезжей части, на которые въезд запрещен; обозначает границы стояночных мест транспортных средств;
  • 1.2.1 (сплошная линия белого цвета шириной 0,1 - 0,2 м) - обозначает край проезжей части;

Разметка 1.1 разграничивает полосы движения (в данном случае – для движения в противоположных направлениях). Поэтому «одинарная сплошная» разметка 1.1 используется «ВНУТРИ» проезжей части. А вот разметка 1.2.1 наносится «СНАРУЖИ» — по краю проезжей части — и обозначает место, где собственно и заканчивается проезжая часть дороги. Часто эта разметка разделяет проезжую часть и обочину (именно поэтому разметку 1.2.1 называют «краевая линия»).

В соответствии с требованиями Правил (раздел 12) остановка и стоянка могут быть совершены на правой стороне дороги – на обочине. Поэтому водитель транспортного средства имеет полное право пересечь сплошную линию разметки 1.2.1 и остановиться.

В Приложение 2 к Правилам дорожного движения РФ записано: "Допускается пересечение линии 1.2.1, обозначающей край проезжей части и располагающейся справа от водителя, для остановки транспортного средства на обочине".

Будьте готовы к тому, что во время рассмотрения Вашего заявления инспектор будет "жонглировать" понятиями и терминами.

В моём случае придрались к тому, что скорость моего автомобиля была 83 км/ч, мол "слишком быстро вы двигались по обочине, чтобы остановиться". На эту претензию у меня было логичное обоснование:

Никакими нормативными актами не регламентируется процесс остановки транспортного средства (в какой момент манёвра нужно съезжать на обочину, на какой скорости, какое расстояние должно пройти транспортное средство до полной остановки). Вообще в правилах не прописано, как должен действовать водитель для совершения остановки, если остановка на обочине разрешена, а движение по обочине запрещено.

😂Пришлось немного потроллить инспектора, т.к. в данном случае в правилах дорожного движения не учитываются законы физики (инерция движения, накат, сила трения), а по мнению инспектора, рассматривающего моё дело, ПДД подразумевают «идеальные» условия, что мой автомобиль должен был для остановки:

  • продолжить движение по полосе движения,
  • снизить скорость до 0 км/ч, при этом не создавая помех другим участникам движения,
  • а затем «перепрыгнуть» (телепортироваться) на обочину
  • и таким же образом возобновить движение после остановки?

Мне пришлось объяснить ситуацию следующим образом:

"Т.к. необходимости в экстренном торможении не было, более того такая остановка могла быть опасной, из-за возможности повреждения покрышки, я включил правый поворотник, съехал на обочину и сбрасывал скорость до полной остановки, двигаясь «накатом».

Кроме того, считаю, что необходимость остановки была вынужденной и обусловленной действием в условиях крайней необходимости, так как если бы колесо взорвалось, то последствия были бы самыми серьёзными - мог пострадать я, а также другие участники дорожного движения. И в данном случае действует следующая правовая норма Кодекса РФ об административных правонарушениях (Глава 2, Статья 2.7)."

-4

Статья 2.7. Крайняя необходимость. Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Также хочу заметить, что у нас в стране действует презумпция невиновности: Статья 49 Конституции РФ

1. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

2. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

Это значит, что ГАИ, рассмотрев Ваше заявление, должно поверить Вам на слово, или доказать, что Вы неправы. Именно они, а не Вы должны доказывать и обосновывать.

Правда мне всё же пришлось привести друга в качестве свидетеля, который подтвердил мои показания.

Через 2 недели 750 рублей вернулись на мой счёт).

К сожалению, копии решения по этому делу у меня не сохранилось, но после нескольких скептических комментариев, решил сделать
запрос в ГАИ с просьбой предоставить копию решения по моему делу. Оказывается копия решения уничтожена по истечению сроков хранения, но ответ доказывает правдивость моей истории и то, что свою правоту можно отстоять!

-5

Соблюдайте ПДД и уважайте свои права!

-6

Т.к. к статье в Дзен нельзя прикреплять текстовый документ, размещаю текст заявления тут, при желании можно скопировать, вставить свои данные и отстоять свои права:

ОБРАЗЕЦ ЗАЯВЛЕНИЯ:

Начальнику Управление

ГИБДД УМВД России по ВАШЕЙ области

Ваши ФИО,

Паспортные данные,

проживающий по адресу:

Тел.:

электронная почта:

Заявление.

10 июля 2024 г. с сайта Госуслуг мне пришло сообщение о том, что на меня наложен штраф: «По данным Госавтоинспекции, в отношении Вас вынесено постановление от … N … по делу об административном правонарушении. Подробности в личном кабинете портала госуслуг.»

Подразделение, выявившее нарушение: 1168099-ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Тамбовской области

Адрес нарушения: Россия, ТАМБОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, ТАМБОВСКИЙ Р-Н, А Д ТАМБОВ - ПЕНЗА 8 КМ 800 М

В сообщение было также сказано, что мною нарушено следующее правило: 12.15ч.1- нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда, а равно движение по обочинам или пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней.

Также к сообщению было прикреплено фото.

Проанализировав данное фото и пункт ПДД, в нарушении которого меня обвиняют, можно сделать вывод, что мне приписывают движение по обочине, т.к. на «встречку» я не выезжаю и никакой колонны там не было.

По существу могу пояснить следующее. В этот день (… г.) я возвращался домой с рыбалки в .. районе. Находясь на пруду, я обратил внимание, что у меня подспущено правое заднее колесо. Накачав его компрессором, я поехал домой, останавливаясь каждые 20-30 км и проверяя, не спускает ли шина, за время пути я останавливался трижды. Проехав стацию Рада, мне показалось, что изменился звук, издаваемый покрышками. Т.к. на данном участке дороги нет знаков, запрещающих остановку на обочине, я включил правый поворотник и перестроился на обочину дороги для того чтобы проверить, не спустило ли колесо. Т.к. необходимости в экстренном торможении не было, более того такая остановка могла быть опасной, из-за возможности повреждения покрышки, я сбрасывал скорость, двигаясь «накатом». По всей видимости, в момент съезда на обочину и была зафиксирована моя машина и было принято ошибочное решение о наложении на меня штрафа.

Решение о наложении на меня штрафа считаю ошибочным по следующим основаниям:

1. Стоянка и остановка на обочине разрешена правилами (ПДД 12.1. Остановка и стоянка транспортных средств разрешаются на правой стороне дороги на обочине, а при ее отсутствии — на проезжей части у ее края и в случаях, установленных пунктом 12.2 Правил, — на тротуаре.)

2. Возможно, сотрудники ГИБДД посчитали, что я пересёк Разметку 1.1, однако согласно правил, для остановки я пересёк разметку 1.2.1, эти разметки похожи, но имеют принципиальные различия.

ПДД: Горизонтальная разметка:

1.1 - разделяет транспортные потоки противоположных направлений и обозначает границы полос движения в опасных местах на дорогах; обозначает границы проезжей части, на которые въезд запрещен; обозначает границы стояночных мест транспортных средств; (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.01.2001 N 67)

1.2.1 (сплошная линия белого цвета шириной 0,1 - 0,2 м) - обозначает край проезжей части; (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.01.2001 N 67)

Разметка 1.1 разграничивает полосы движения (в данном случае – для движения в противоположных направлениях). Поэтому «одинарная сплошная» разметка 1.1 используется «ВНУТРИ» проезжей части. А вот разметка 1.2.1 наносится «СНАРУЖИ» — по краю проезжей части — и обозначает место, где собственно и заканчивается проезжая часть дороги. Чаще всего эта разметка разделяет проезжую часть и обочину. (Кстати, именно поэтому разметку 1.2.1 называют «краевая линия»).

Правила запрещают пересекать одинарную сплошную линию разметки. Однако «одинарную сплошную» 1.2.1 можно пересечь для совершения остановки и стоянки транспортного средства, а также для выезда с обочины на проезжую часть после их совершения. Единственное условие – это отсутствие запрета на совершение остановки и стоянки на данном участке дороги.

В соответствии с требованиями Правил (раздел 12) остановка и стоянка могут быть совершены на правой стороне дороги – на обочине. Именно поэтому водитель транспортного средства имеет полное право пересечь сплошную линию разметки 1.2.1 и остановиться

В Приложение 2 к Правилам дорожного движения РФ записано: "Допускается пересечение линии 1.2.1, обозначающей край проезжей части и располагающейся справа от водителя, для остановки транспортного средства на обочине".

Кроме того, считаю, что необходимость остановки была вынужденной и обусловленной действием в условиях крайней необходимости, так как если бы колесо взорвалось, то последствия были бы самыми серьёзными - мог пострадать я, а так же другие участники дорожного движения. И в данном случае действует следующая правовая норма Кодекса РФ об административных правонарушениях (Глава 2, Статья 2.7).

Статья 2.7. Крайняя необходимость. Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Также хочу заметить, что у нас в стране действует презумпция невиновности: Статья 49 Конституции РФ

2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

В связи с вышесказанным и в соответствии с Конституцией РФ, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ, ПДД РФ, Гражданским Кодексом РФ, требую снятия с меня всех обвинений и взысканий, по данному происшествию (постановление от …. N ……….), а случае вашего несогласия с моими аргументами прошу вас предоставить мне все материалы (фото и видео с камеры наблюдения) для обращения в суд.

В случае Вашего отказа оставляю за собой право обжаловать решение в суде. Также оставляю за собой право на обращение в прокуратуру и СМИ для отстаивания своих прав.

Также в случае отказа прошу вас ответить на следующие вопросы:

1. можно ли совершать остановку на обочине, на данном участке дороги и если нет, то почему (какие правила это запрещают)?

2. какими нормативными актами регламентируется процесс остановки транспортного средства (в какой момент манёвра нужно съезжать на обочину, на какой скорости, какое расстояние должно пройти транспортное средство до полной остановки)?

3. как должен действовать водитель для совершения остановки, если остановка на обочине разрешена, а движение по обочине запрещено?

4. учитываются ли в правилах дорожного движения законы физики (инерция движения, накат, сила трения) или ПДД подразумевают «идеальные» условия, что мой автомобиль должен был для остановки продолжить движение по полосе движения, снизить скорость до 0 км/ч, при этом не создавая помех другим участникам движения, а затем «перепрыгнуть» (телепортироваться) на обочину и таким же образом возобновить движение после остановки?

5. если бы я на данном участке дороги съехал на обочину для совершения остановки в 50 метрах после камеры, это было бы нарушение правил?

Ответ прошу дать в письменном виде по каждому пункту отдельно, лично мне в руки в установленные законом сроки. Также прошу Вас выслать копию официального письма на электронную почту: адрес почты.

С уважением,

ФИО водителя ДАТА г.