Редактура фэнтези «Эльфами не становятся» идёт медленно. Мало мне этого — я решила ввязаться ещё в одно творческое приключение, которое тоже потребует много времени и вдохновения.
Те, кто со мной давно, наверняка догадаются по этому стихотворению, что за поэтический цикл я опять начинаю писать:
Все мы родом из детства, а значит из лета:
Летом всякий ребёнок свободней, смелей,
Словно птица под тенью воздушных аллей —
Наконец-то распахнута школьная клетка.
Щедро дарит июнь от хандры амулеты:
Звонкость неба, рассветы в тумане полей,
Безмятежного ливня предутренний шлейф,
Запах спелой земли, сдобным солнцем согретой.
И опять становлюсь я беспечной и юной,
Наполняясь восторженным зовом июня,
Словно годы своё отмотали назад.
Как не вспомнить о лете, раз вспомнил о детстве? —
Появляются вместе, живут по соседству
И одна у них живость в счастливых глазах.
А для тех, кто зашел сюда случайно, расскажу — начинаю я венок сонетов. Это уже третий венок в моем творческом багаже. Началось всё с 2020 года, когда на Лито (творческое объединение, где поэты учатся стихосложению под руководством более опытного поэта) нам задали очередное домашнее задание — написать венок сонетов. Сначала это показалось мне неподъемной задачей. Потому что это очень сложный поэтический цикл.
Вообще, сонет, как вы можете заметить по опубликованному в начале поста стихотворению, необычен по форме: это четырнадцать строк, которые сначала группируются по четыре строки (четверостишие или катрен), а потом по три (трехстишие или терцет).
А венок сонетов состоит из пятнадцати таких стихотворений.
Пятнадцати, Карл! 😱
И мало того, что их пятнадцать, так они ещё и связаны должны быть особым способом!
Сначала должен быть написан главный сонет, магистрал (собственно, его я и выложила в начале поста).
И от него уже пишутся остальные четырнадцать сонетов:
- первый сонет начинается первой строкой магистрала и заканчивается второй строкой,
- второй сонет начинается второй строкой магистрала и заканчивается третьей,
- третий сонет начинается третьей строкой магистрала и заканчивается четвертой...
....
....и так далее, доходя до четырнадцатого сонета, который, в свою очередь, начинается последней — четырнадцатой строкой магистрала, а заканчивается первой!
Таким образом, венок «доплетается», закольцовывается, возвращаясь к своей исходной строке.
А, каково?..
...тут, наверное, у читателя будет примерно вот такое выражение — 😵💫🤯😵
По крайней мере у меня было именно такое, когда нам на Лито впервые рассказали о венке сонетов и дали задание его написать. У меня не было никаких идей, какую тему можно размазать аж на целых пятнадцать стихотворений. Дело было в ноябре.
А потом случилось предновогоднее чудо. И я написала свой зимний венок «Волшебное путешествие по зимним запахам», сонеты из которого по отдельности выкладываю под новый год как поздравительные открытки.
Когда я представила миру этот венок, один из моих читателей сказал, что теперь надо обязательно написать венки и на другие времена года, чтобы был и летний, и весенний, и осенний...
Тогда эта мысль отклика во мне не нашла. Но идея отложилась. Чтобы прорасти через три года. Прошедшей осенью я написала осенний венок. И вот сейчас начинаю летний.
К слову, этот венок у меня не совсем каноничный. По самому строгому западному канону (сонет — это форма западной поэзии) сонет должен быть написать ямбом. То есть, в двусложном размере, как у меня в осеннем венке: Прощался август не спеша. Вот размер строки: _ / _ / _ / _ / (безударный слог, ударный слог, безударный, ударный и так четыре раза).
Летний венок в двусложный размер влезать отказался. Строка «все мы родом из детства, а значит из лета» всплыла в моем сознании сама ещё в прошлом году. Я пыталась загнать её в двусложность. Получалось что-то вроде марша «Мы родом все из детства и из лета». Звучало плохо. А вот трехсложный размер даже не звучал — пелся, летел. И я решила рискнуть и написать в неканоничном размере. Зимний венок тоже получился у меня трехсложным (но тогда я ещё не знала, что существует строгое правило). Потом же, когда узнала, спросила у нашего руководителя Лито, и он ответил, что да, канон есть канон, но если вы пишете в неканоничном размере, то это только дополнительный «вызов» себе — написать так хорошо, чтобы даже любители канонов не смогли придраться.
Вообще я думаю, что с формами, пришедшими из других культур, можно чуть убавить градус строгости. Так, например, поэты пишут хокку и танка на русском языке (а это формы японской поэзии). В японском каноне правила строгие, количество слогов в строчках должно быть неизменным, для хокку это 5-7-5, для танка 5-7-5-7-7. Но в русском языке допустимо и большее количество слогов. Потому что всё же нужно учитывать особенности языка, длину слов, богатство лексики. Я думаю, что тоже самое должно быть применимо и к сонетам. Поэтому вью венок в трехсложном размере.