Обсудим довольно неочевидную для обычного человека, но довольно базовую для любого экономиста концепцию: скидки пенсионерам в аптеках и продуктовых магазинах.
Учитывайте, что в России действуют различные законы, дающие льготы для разных категорий граждан, но это касается далеко не всех категорий пенсионеров и не всех видов магазинов: многие дают скидки пенсионерам добровольно.
Контекст
Вы могли видеть во многих магазинах таблички, которые гласят: "Пенсионерам скидка 10%", да еще и "в первой половине дня по будням". И многие пенсионеры действительно этим пользуются, что вполне логично. Казалось бы, это мера социальной поддержки от самого магазина, но у экономической теории другое мнение на этот счет. Ведь это...
... ценовая дискриминация 3 типа!
Данную ценовую политику называют именно так. Ценовая дискриминация — это ценовая политика компании, при которой разные люди платят за абсолютно одинаковый товар разную цену. Выделяют 3 типа ценовой дискриминации:
- Абсолютная дискриминация. Это ситуация, когда каждый человек платит практически свою максимальную цену за товар. Пример — рынок сувениров в любой зарубежной стране, где цены очень высокие и идет очень активный торг с продавцами.
- Дискриминация по количеству. "Оптом дешевле" или "3 по цене 2".
- Дискриминация по группам. Это ситуация, когда продавец разделяет покупателей на группы по каким-то явным признакам, и назначает этим группам разную цену. Это именно наш случай с пенсионерами.
Как работает ценовая дискриминация 3 типа с точки зрения магазина?
В случае возможности проведения дискриминации (удобно, скидки пенсионерам ведь не запрещены?) магазин назначает пенсионерам цену ниже, чем та, которую он назначал бы без дискриминации: ведь спрос пенсионеров на товары ниже, чем у работающих людей. Остальным людям магазин поставит цену выше, чем была бы без дискриминации: их спрос высокий.
Более того, если все досконально просчитать, то можно определить на каждый товар цену для пенсионера и не-пенсионера, а затем делать скидку в размере разницы этих цен.
Еще один важный аспект: "скидки для пенсионеров" звучат гораздо лучше, чем "ценовая дискриминация". Получается, данным ходом можно также повысить престиж компании: ведь она заботится о пенсионерах.
Что меняет политика ценовой дискриминации?
Как бы это странно не звучало, но возможность осуществления дискриминации практически во всех случаях увеличивает общественное благосостояние, так как позволяет более эффективно распределять товар между покупателями. Рассмотрим основные эффекты:
1. При ценовой дискриминации возрастает прибыль продавца: он более эффективно учитывает запросы своих покупателей.
2. Пенсионеры имеют возможность покупать товар по более низкой цене, что имеет социальный эффект поддержки этой группы населения.
3. Не-пенсионеры платят более высокую цену (но обычно не сильно выше, чем без дискриминации). В некоторых моделях (в том числе, основанных на реальных случаях) цена для не-пенсионеров вообще не меняется после введения ценовой дискриминации.
4. Суммарно объем продаж товара возрастает, поэтому возможность проведения ценовой дискриминации в некотором смысле решает проблему монополизации. Монополизация — один из провалов рынка, ведь фирмы, имеющие рыночную власть завышают цены и продают меньше товара, что снижает благосостояние общества.
Выводы:
Добровольные скидки пенсионерам — довольно удачный ход в продажах практически чего угодно. С одной стороны, они повышают прибыль компании и увеличивают её престиж. С другой стороны, они увеличивают общественное благосостояние и действительно оказывают помощь самой незащищённой группе граждан. Правда, не-пенсионеры вынуждены платить за товар немного больше, но с точки зрения общества и этому факту можно найти оправдание.
Также подписывайтесь на мой телеграм-канал с большим количеством экономических обзоров на все происходящие в мире события!