Найти тему
МК в Пскове

Путешествия, трудовой стаж, здоровье: мошенники обедняют псковичей по новым схемам

Последние несколько лет псковские новости пестрили информацией о безутешных пенсионерках, которые с готовностью переводили незнакомцам целые состояния, пытались спасти якобы попавших в ДТП родственников и искренне доверяли «банковским служащим» с приятным убеждающим голосом... Но всё это уже устарело!

Прогресс не стоит на месте, мошенники ежедневно трудятся над изобретением новых схем обмана сограждан, и у них это получается! Чем грозит псковичам желание отправиться в путешествие, проверить свою флюорографию или пересчитать трудовой стаж, узнавал корреспондент «МК в Пскове».

    Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com

В сегодняшней подборке будет несколько историй – в них четко прослеживаются сценарии, по которым мошенники выстраивают диалог с псковичами. Разобраться в том, как это работает и как себя вести горожанам, нам помог начальник отдела по борьбе с противоправным использованием информационно-коммуникационных преступлений УМВД России по Псковской области Александр Полатовский.

    Начальник отдела по борьбе с противоправным использованием информационно-коммуникационных преступлений УМВД России по Псковской области Александр Полатовский / архив ПЛН
Начальник отдела по борьбе с противоправным использованием информационно-коммуникационных преступлений УМВД России по Псковской области Александр Полатовский / архив ПЛН

Начальник отдела по борьбе с противоправным использованием информационно-коммуникационных преступлений УМВД России по Псковской области Александр Полатовский / архив ПЛН

История №1. Валюта под колесами

Псковичка Евгения поделились с корреспондентом «МК в Пскове» своей историей, которая началась с желания быстро и без привязки к общественному транспорту добраться до Северной столицы, а закончилась финансовыми трудностями.

Итак, представьте, вам срочно понадобилось отправить из Пскова в Санкт-Петербург, но на «Ласточку» билетов уже не оказалось, да и маршрутки с самым удобным временем отправления забиты под завязку. Как быть? На помощь таким путешественникам приходит один сервис для поиска попутчиков.

    Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com

Фото: pixabay.com

На этом сервисе можно найти билеты по цене билета и даже меньше. Водитель публикует информацию о поездке, мол, собираюсь выезжать в город N тогда-то, готов взять столько-то человек. Пассажиры откликаются, договариваются о поездке и в нужное время стартуют.

Вот и Евгения начала переговоры с водителем, а тот предложил обсудить детали в личной переписке и перешел на общение в мессенджере. Незнакомец попросил Евгению в подтверждение того, что поездка состоится отправить ему символическую сумму - 50 рублей. Девушка согласилась и перешла по отправленной ей ссылке для совершения оплаты.

Каково же было удивление псковички, когда она увидела, что со счета списали вовсе не 50 рублей, а... 50 евро. Невнимательное отношение к валюте стоило горожанке 5 тысяч рублей, испорченного настроения и сорвавшейся поездки (ведь никакого водителя на самом деле не было).

Подполковник Александр Полатовский комментирует:

Мы периодически сталкиваемся с такими случаями. Не каждую неделю, но такое бывает.

Что здесь происходит? Злоумышленники под придуманными именами регистрируются на сервисе и предлагают свои «услуги». Затем пассажир получает сообщение с предложением заплатить меньшую сумму или снизить комиссию сервиса, и для оплаты требуется перейти по сторонней ссылке.

Мошенник генерирует ссылку сам, часто она внешне похожа на ссылку для оплаты, разработанную самим сервером. После перехода по ссылке, человек вводит данные своей банковской карты, и если у него на счету есть заложенная мошенником сумма, она спишется автоматически.

    Фото: архив "МК в Пскове"
Фото: архив "МК в Пскове"

Фото: архив "МК в Пскове"

Мошенник в этот момент генерирует ссылку, похожую на ссылку для оплаты сервиса, и после того, как человек переходит по ссылке, вводит данные банковской карты. Записать туда можно все, что угодно. Если на счету будет та сумма, которую закладывает злоумышленник, она спишется автоматически.

Важно, что сам сервис настоятельно предупреждает пользователей: не надо переходить для общения в посторонние мессенджеры и по ссылкам для оплаты услуг. Следуйте этим правилам, и все будет в порядке.

История №2. Ошибка работодателя

Жительница областного центра Алена решила сменить работу и написала заявление об увольнении. Спустя несколько дней ей позвонил вежливый молодой человек и представился работником Социального фонда (в который с 1 января преобразовали Пенсионный фонд). Мужчина сообщил, что один из прежних работодателей неверно подал документацию в Социальный фонд, и из трудового стажа девушки по ошибке пропали несколько лет.

Анну это сообщение неприятно удивило, а звонивший продолжил: для того, чтобы исправить ошибку, надо прийти с документами в МФЦ. Записаться в электронную очередь можно прямо сейчас, для этого достаточно сообщить свой ИНН или СНИЛС.

Анна уже приготовилась диктовать номер документа, когда вспомнила о том, как мошенники взламывают аккаунты на госуслугах и вовремя прервала разговор. Больше никакую информацию из «Социального фонда» она не получала.

    Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com

Фото: pixabay.com

Александр Полатовский отвечает:

Нам всем хочется думать, что наши персональные данные надежно защищены, однако это не всегда так. Когда вы посещаете медорганизации, учебные заведения, банки и многие другие компании, то часто подписываете согласие на обработку персональных данных. Это настолько привычно, что многие делают это, даже не задумываясь. После ваши данные заносятся в базу. Не все фирмы следят за мерами безопасности, поэтому полностью отрицать возможность утечки личной информации нельзя.

Однако в этой ситуации звонок мошенников после подачи заявления об увольнении – это, скорее, просто стечение обстоятельств.

Зачем мошенники звонили? Они хотели завладеть личными кабинетом пользователя на портале госуслуг и направить запросы в микрофинансовые организации, «повесив» на человека долги.

    Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com

Фото: pixabay.com

По сценарию, они просят у граждан номер СНИЛСа. Дальше, зная эти данные, ФИО человека и его номер телефона, можно сменить пароль на сайте госуслуг. Для уточнения данных мошенники, представившиеся сотрудниками Соцфонда, сотовой компании или полиции, просят назвать код из пришедшего СМС-сообщения.

Это сообщение отправляет сам портал госуслуг – таков механизм получения доступа к аккаунту. Мало, кто читает текст сообщения, а зря! Ведь там четко написано, что сообщать код нельзя никому. Это становится финальной ошибкой, мошенник может направлять запросы на предоставление микрокредитов на самые разные суммы.

***

Если с вами или с вашими близкими произошла такая ситуация – не стоит опускать руки. Через суд можно доказать, что кредиты на самом деле набрал мошенник, уточнил эксперт Александр Полатовский.

Гражданину достаточно просто обратиться в полицию. Дальше сотрудники при помощи специальной методики докажут, что цифровой след потерпевшего не совпадает с цифровым следом злоумышленника. Такова работа следопыта Шерлока Холмса в наши дни.

Но не надо путать этот случай с теми, когда люди отправляются в банк и своими руками берут кредит, чтобы вывести деньги на «безопасный счет». Здесь отыграть ситуацию назад и ничего не возвращать банку не получится, ведь брали-то кредит вы будто бы добровольно. Пусть и под воздействием злоумышленников.

    Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com

Фото: pixabay.com

Ситуация №3. «Забота» о здоровье

Еще одна беда пришла, откуда не ждали. Теперь и забота о здоровье может выйти, извините за каламбур, боком.

На днях «Вестник киберполиции» сообщил о новой схеме мошенников. Телефонные аферисты звонят потенциальной жертве, представляются сотрудниками вымышленной организации «Единая медицинская служба» и спрашивают человека о том, когда он последний раз проходил флюорографию.

В случае, если потенциальная жертва отвечает, что на процедуре он последний раз был в 2024-м году, мошенники удивляются и заявляют, что в базе данных указан только 2022 год, после чего для уточнения информации у человека просят продиктовать номер СНИЛС.

    Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com

Фото: pixabay.com

Ну а дальше всё строится по схеме, которую выше подробно описал подполковник Александр Полатовский.

Какой вывод можно сделать из этих ситуаций? Конечно, можно взять за правило никогда не брать трубку, если звонят незнакомые номера. Но этот способ не всем подходит, особенно – тем, кто работает с людьми.

Александр Полатовский проводит простую параллель: обращаться со своими персональными данными стоит так же, как с ключами от собственной квартиры. Вряд ли вы доверите их первому встречному.

«Точно так же паспортные данные, данные банковских карт, номера телефонов не стоит сообщать звонящим по телефону незнакомцам. Даже если они представляются сотрудниками правоохранительных органов, ФСБ или социальных учреждений», – подчеркнул эксперт.

Все вопросы полицейские рекомендуют решать при личном посещении учреждений, либо напрямую идти в ближайшее отделение полиции – там помогут отделаться от навязчивых незнакомцев и сохранить сбережения.

Не стесняйтесь сомневаться и уточнять информацию у стражей порядка. Согласитесь, лучше лишний раз проявить подозрительность, но остаться при нервных клетках и деньгах!

Автор: Екатерина Мазепина