105,8K подписчиков

Хорезмийские узбеки – это узбеки или нет?

5,4K прочитали

Ну, если так ставить вопрос, следует спросить себя: а кто вообще такие узбеки? Изначально это был кочевой народ, пришедший в оседлую часть Средней Азии из Золотой Орды. К началу 20-го века у их потомков не было единого самоназвания, поскольку все разделились на отдельные племена. По языку и происхождению эти люди были близки казахам.

Ну, если так ставить вопрос, следует спросить себя: а кто вообще такие узбеки? Изначально это был кочевой народ, пришедший в оседлую часть Средней Азии из Золотой Орды.

А преобладало по численности в регионе оседлое тюркское население, которое обосновалось здесь многими столетиями ранее. Оно не считало себя одним народом, а вместо этого делилось по территориям и городам. Однако, имело сходную культуру и обычаи и говорило, плюс-минус, на одном языке. Принадлежало оно к карлукской группе.

Вот почему в Советском Союзе взяли название кочевников позднего средневековья и стали лепить из всех карлукоговорящих один народ. Частью которого сделали и изначальных узбеков-кочевников – благо, живут они здесь долго и по численности их довольно мало, оседлые их так или иначе способны ассимилировать.

Но, по ряду географических, экономических и политических причин в состав Узбекистана включили и оседлых тюрок Хорезма, а это уже совсем иной коленкор. Так являются ли узбеками хорезмийские узбеки?

Ну, в историческом и культурном плане – не являются. Тем не менее, они говорят как на своем диалекте, так и на стандартном узбекском языке; они равноправные граждане общего государства и считают себя узбеками (узбекистанцами?) в широком смысле. Тем не менее, по происхождению это отдельный народ.

Хорезмийский вилоят Узбекистана
Хорезмийский вилоят Узбекистана

Суть в том, что оседлая часть Средней Азии довольно четко географически разделена. Это привело к формированию здесь нескольких этносов, несмотря на территориальную близость. С давних времен здесь начали селиться тюрки, которые ассимилировали оседлых иранцев, чтобы их общие потомки стали новыми нациями.

В Мавераннахре (историческом Согде) еще с момента распада Тюркского каганата доминировали представители тех или иных карлукских племен: собственно карлуки, тюргеши, чигили и прочая, и прочая, и прочая. Несмотря на поселение здесь других тюркских и монгольских кланов, после этого ситуация не изменилась.

В Хорезме и его ближайших окрестностях обосновались огузы – представители иной конфедерации тюркских кочевников. И в результате подчиненные ими иранцы приняли огузскую культуру и язык. В настоящее время их ближайшими родственниками являются другие потомки средневековых огузов – это туркмены. Но сами хорезмийцы оседлые, по крайней мере, тысячу лет.

В начале 16-го века выходцы из улуса Джучи основали в Средней Азии три новых ханства. Историки их называют узбекскими, поскольку во главе этих государств стояли узбекские династии. Хотя это и не значит, что местные жители восприняли это имя. Напротив, они, как и прежде, делились по городам: хорезмийцы, самаркандцы, андижанцы и так далее.

Ну, если так ставить вопрос, следует спросить себя: а кто вообще такие узбеки? Изначально это был кочевой народ, пришедший в оседлую часть Средней Азии из Золотой Орды.-3

Тем не менее, жители Кокандского и Бухарского ханств в языковом смысле составили единое целое. Именно они стали основой для современных узбеков. А вот оседлое население Хивы фактически представляло из себя отдельный народ. По языку они были близки своим родственникам-туркменам, но отличались от них в быту, как земледельцы отличаются от скотоводов.

Поэтому перед советской властью стоял непростой вопрос. Из населения кучи оазисов следовало слепить нечто новое. С бухарцами и кокандцами особых проблем не было, они отличались лишь на уровне диалектов. А вот хивинцы имели особый язык и долгую историю своей государственности.

Тем не менее, в процессе национально-территориального размежевания хорезмийцы попали в состав советского Узбекистана по следующим причинам. Во-первых, после отделения туркменских областей от Хорезмской ССР, область проживания и численность местных оседлых жителей оказались не слишком и велики, чтобы им существовать в рамках отдельного государства.

Во-вторых, это были люди, далекие от казахов по образу жизни и языку; оседлые и без племенного деления, в отличие от близких по языку туркмен; сходные с узбеками по образу жизни, но не по языку. Нужно было решать, что с ними делать, и было принято решение передать их в состав Узбекистана.

Ну, если так ставить вопрос, следует спросить себя: а кто вообще такие узбеки? Изначально это был кочевой народ, пришедший в оседлую часть Средней Азии из Золотой Орды.-4

Резонов для этого было два: республика уже уступила один из регионов совместного проживания Таджикистану, и это следовало чем-то компенсировать. К тому же, нужно было решить вопросы водопользования: логично было б, чтобы одной ССР досталось течение среднеазиатских рек, чтобы избежать бесхозяйственности, а также политических и экономических противоречий. Так хорезмийцы стали узбеками.