В Османской империи бытовало неписанное правило, что каждая наложница имеет право родить лишь одного сына. После этого ее телесные отношения со своим повелителем прекращались. Но в гареме она оставалась и более того – ее личный статус сильно повышался. А когда шехзаде достигал совершеннолетнего возраста и заканчивал обучение в дворцовой школе, он вместе с матерью уезжал в провинцию, где учился делам управления.
Разумеется, у каждого султана от разных наложниц было, по крайней мере, несколько сыновей. Судьбу их решал «закон Фатиха» – кто сильнее, тот и прав, и победитель отправлял на небо оставшихся. Но его женщин при этом воспрещалось трогать, и они могли прожить еще много лет.
Хюррем изменила всё. Она родила несколько сыновей, затем осталась вместе с султаном, вышла за него замуж и даже сумела избавиться от шезхаде-конкурента путем дворцовых интриг. Единственное, что было не в ее воле – это отдать приказ торжественно избавиться от женщины-соперницы, которая в свое время попила у нее кровь.
По разным сведениям, победительница ушла из жизни в возрасте то ли 54-х, то ли 56-ти лет. Скончалась она от неизвестной болезни, причем, султан Сулейман провел с ней последние дни и часы, до самого конца не отходя от постели. Во дворце были сожжены все музыкальные инструменты, чтобы никто не смел даже случайно нарушить покой драгоценной Хюррем. А после того, как она испустила дух, ее возлюбленный написал об этом стихи.
Что касается Махидевран, то она была старше на несколько лет, попала в гарем и родила раньше. Первое время она сохраняла свой высокий статус, но затем уступила власть новой фаворитке и по мере взросления сына была отправлена с ним в санджак – с глаз долой, из сердца вон.
Она хорошо воспитала своего ребенка – тот считался умелым правителем и был любим и янычарами, и народом. Но султана сумели убедить, что шехзаде думает о его свержении, и к царевичу были отправлены палачи. Махидевран в таких условиях стала считаться матерью предателя, и вроде бы, существовали доказательства, и что и она сама подстрекала людей на бунт.
Поэтому неудачница была лишена своих доходов. Чтобы поддержать прежний уровень жизни ей вместе с невестками пришлось продавать драгоценности, а затем пользоваться милостью провинциальной знати. Это продолжалось более десяти лет – до тех пор, пока не ушел из жизни султан. На тот момент ей уже было 66.
Тем не менее, новый правитель Селим II сжалился над несчастной женщиной. Он назначил ей крупную пенсию и даже дал средства на обустройство мавзолея своего брата. То ли он стремился прослыть добрым и справедливым, то ли не разделял к ней те чувства, что испытывали отец и мать.
В результате последние годы Махидевран прошли в сытости и благополучии. И прожила она достаточно долго, пережив свою соперницу то ли на 22, то ли на двадцать три года. Может, потому что она рожала лишь один раз, эта женщина сумела сохранить крепкое здоровье.
Но Хюррем явно победила и в плане политики, и в плане любви. Она сумела провести всю свою жизнь вместе с мужем и изменить многие обычаи Османской империи. После нее родивших наложниц наследника султаны отсылали редко. Кроме того, началась постепенная отмена сурового «закона Фатиха», по которому каждый из шехзаде имел право и обязанность отправить своих братьев на цокольный этаж бытия.
В дальнейшем это случалось лишь один раз, а потом султаны просто объявляли главного наследника, изолируя остальных его братьев, чтобы те призывались на трон в случае необходимости.