Так, сейчас будем сравнивать интересное, в свете недавней статьи про интерференцию. Освежу в памяти - куча динамиков, установленная вместе, особенно в горизонтальных рядах, создает интерференцию между собой, что вызывает искажения и неравномерность звукового поля. Для наглядности еще раз приложу фото, 2-4, мидбас, средник, твитер.
Но как-то мне на глаза попался такой феномен, как Групповой излучатель (ГИ). На фото 5. Они бывают и в оформлении Фри эйр (в щите) и в ЗЯ, не суть. Нас интересует другое, а подробности с выкладками и экспериментами по этому оформлению вы можете найти в сети, их полно.
Похоже на наши автозвуковые громкие калитки, не так ли? Спойлер - нет, но про это позже.
Коротко о том, какие бонусы дает нам ГИ. Увеличение чувствительности при сохранении рабочего сопротивления, чуйка увеличивается на +3дб при каждом удвоении количества динамиков (если не ошибаюсь) и понижение нижней граничной частоты, по сравнению с излучением одного динамика.
Про чуйку все понятно, это показывает любая программа расчета акустического оформления, например Спикершоп или Басбокс, а вот про нижнюю граничную частоту наоборот интересно. Про это напишу отдельно. Кстати, помните видео про концертные сабы и статью про проблемы объемов в громких фронтах? Так вот, этот эффект как раз и помогает частично или полностью решить проблему с нижней граничной частотой.
То есть, в случае с чуйкой и нижней граничной частотой мы имеем несомненные бонусы, группируя излучатели, правда? Тогда чем ты, Туманов, недоволен?
А вот чем. Помните про интерференцию? А она никуда не делась!
Так, погоди... а как насчет ГИ в домашке?
А никак. Дьявол, как всегда, в деталях. Опять посмотрим на картинки 2-4, что мы видим? А то, что на расстоянии до 2-3 метров интерференционная картина вполне еще вменяема! А если грамотно подобрать компоненты и частоты и порядки срезов, то все и вообще будет зашибись. Отсюда восторги домашников на тему данного оформления.
А что у нас в автозвуке?
Ключевая проблема, что это громкая система для озвучивания больших пространств. И слушается это далеко не на расстоянии 2-3 метров. 20-30 и больше. А как насчет 50-100 метров? Да!
И что мы будем наблюдать на таком расстоянии? Все тот же интерференционный ад. То есть, то что работает в домашке, в условиях ограниченного пространства на небольшом расстоянии, совсем не так работает на улице и на больших расстояниях.
Про разные параметры динамиков и частоты/порядки срезов я вообще молчу.
Единственный случай, когда такое массирование компонентов работает, это измерения громких фронтов. Там микрофон стоит на 1-1,5 метрах и деструктивное влияние интерференции еще не успевает проявиться, на любой частоте. Но это спорт, к музыке он не имеет отношения, если по уму.
А что у нас на концерте? Имеет ли место там тот самый пресловутый ГИ?
Конечно, и даже обязательно. Это массивы. Массивы сабвуферов и линейные массивы. Сателлиты тоже собирают в кластеры, для получения того же эффекта.
Почему же это работает на концерте и не работает в громком автозвуке? Потому что на концерте это сделано совсем не так, как у нас с громкими калитками. Будем разбираться, следите за темой!
Ну и как всегда, пишите вопросы в комментариях!