Практикуй, и всё придёт (с).
Как найти свой стиль любому человеку, независимо от сферы деятельности и опыта?
Когда создаёшь что-то, хочется выделяться среди других авторов. Чтобы твои работы узнавали. Чтобы при одном взгляде на них было понятно, КТО их создал. Это отличие в работах называют "авторским стилем". Мы без труда узнаем картины Сальвадора Дали и фильмы Тима Бёртона, потому что они особенные, сильно отличные от работ их коллег. В каждой сфере есть ряд мастеров, чьи работы узнаваемы с первого взгляда.
Есть мастера, которые добиваются известности, работая в авторской технике, либо создавая однотипные работы. Например, делая только сложную объёмную роспись. Или лепят исключительно из красной глины с молочением.
Первое, что приходит в голову начинающему искателю – почитать в интернете, как рекомендуют вырабатывать свой стиль. Забегая вперёд, скажу, что, на мой взгляд, большинство этих рекомендаций нерабочие. Дальше объясню, почему так считаю.
Итак, чаще всего рекомендуют:
Развивать художественное восприятие. Экспериментировать с материалами. Не бояться быть новатором. Расслабиться и отпустить себя, позволить себе погрузиться в творчество. Копировать понравившиеся работы, нарабатывать технику. Комбинировать несколько стилей, тем самым вырабатывая свой личный (вы это серьёзно?)
Некоторые из этих советов действительно полезные. Как, например, развивать худ. восприятие. Но это путь длиною в жизнь, и не имеет прямого отношения к своему стилю. А последняя из приведённых рекомендаций - копировать и комбинировать несколько стилей — это зачем так делать? По такому принципу работают нейросети: они собирают информацию, анализируют, и выдают что-то среднее. Где здесь живой человек?
Думая об авторском стиле, я часто представляю себе людей, ставших Великими: поэты, художники, композиторы... И не вижу их в роли копировальной и аналитической машины. Они делали что-то своё, личное, причём настолько не похожее на других, часто идя против всех, что это их подняло над "серой массой". Известные люди похожи только на самих себя.
Как считаете, можно выделиться из большинства, делая то же, что и все?
Наблюдая за работами мастеров в разных сферах - портретисты, кукольники, керамисты, заметила, что часто созданные ими образы внешне похожи на них самих. Впервые обратила на это внимание, когда зависала на форуме по вязанию игрушки. Все вяжут игрушку по одному описанию, и у каждого она получается своя. Люди, которые осмеливались фотографироваться вместе со своим творением, всегда, в 100% случаев, были похожи на них. Вернее, игрушки были их копиями))
Важно отличать авторский стиль от «фишечек». Например, красные донышки у кружек — это не свой стиль, а фишечка, чтобы отличиться. А свой стиль – это про узнаваемость, независимо от того, какого цвета дно у кружки))
К чему я веду. Свой стиль — это про психоанализ. Про понимание и принятие себя.
Пожалуйста, не пугайтесь)) всё гораздо проще, чем кажется. Есть один универсальный совет.
Не смотреть что делают другие, делать самому.
Мой мудрый муж много раз говорил мне эту фразу, я ему не верила. А однажды попала на курс к одному известному художнику. Курс обещал мощную прокачку художественных навыков и выработку собственного уникального стиля. Обрадованная, я принялась изучать материал, ожидая фирменных секретных техник, которые помогут мне раскрыть свой творческий потенциал. Всё ждала, когда же мне расскажут этот секрет, дадут волшебную таблетку, после которой я внезапно стану Айвазовским от мира керамики! Но вот, все видео курса просмотрены, все статьи прочитаны, а никакого секрета я так и не узнала. Более того, весь курс построен на простой рутинной работе, постоянной тренировке навыков. Причём, задания какие-то простейшие, детские. Я почувствовала себя обманутой. Ужасно расстроилась, руки опустились.
Спустя какое-то время мне захотелось пересмотреть некоторые материалы в курсе, я стала проходить его заново. И тут мне открылся тот волшебный Секрет, которого я так ждала! Секрет был в практике! И не просто в срисовывании, а именно в самостоятельном рисовании, без подсказок. Хочешь срисовывать – делай это с фотографии, а не с рисунка другого человека. А ещё лучше – рисуй из головы. И вот здесь начнёт раскрываться потенциал, и проявляться авторский стиль. Ведь пока мы срисовываем, повторяем за кем-то – мы плагиатим. Негде проявиться нашему личному. Однажды один уважаемый мной керамист на вопрос «Почему вы не копируете работы других авторов?», сказал: У меня времени на реализацию своих-то идей не хватает.
Где взять свои идеи? Делать самому. Начать с простого. Постепенно будут открываться новые уровни, вы начнёте видеть что-то новое в старых работах, образцах. Вам будут приходить мысли, как это обыграть, переиграть, чтобы в итоге выиграть)) Откажитесь от строгих рамок. В рамках нет творчества. Если вы лепите игрушки, и вам не даёт покоя мысль, что было бы неплохо сделать такой формы вазу – не останавливайте себя. Не надо думать: я мастер по изготовлению игрушек, никакие вазы не вписываются в это направление.
Я делала свистульки, которые внезапно для меня трансформировались в классные пиалы в виде китов.
А вот этот белый мишка должен был стать динозавром. Но что-то пошло не так, и в процессе лепки я увидела, что это никакой не динозавр, а самый настоящий медведь)) Непрофессионально, скажете вы? А кому я должна, кроме самой себя? Я никому ничего не обещала. Никто не ждал от меня динозавра. Поэтому родился медведь, а по его стопам второй, скорректированный – бурый.
Почему я заговорила про психоанализ. Потому что в голове каждого человека есть ряд ограничений, программ. И пока они работают, пока мы их слушаем – творчество бежит от нас, как от огня. Творчество – это свобода. Свобода быть собой.
Пример программ: «Лисичка должна быть рыжей» Лисичка никому ничего не должна. «Если ты художник, то ты должен уметь рисовать как боженька» Художник никому ничего не должен. «Тарелка должна быть с ровными краями» Тарелка должна быть аккуратно сделана, края не должны быть острыми, а больше она никому ничего не должна.
Почему «насмотренность» - то, что рекомендуют делать всем поголовно – это опасно для новичков? Во-первых, наш мозг сразу берётся сравнивать себя с другими, и, разумеется, не в нашу пользу. Когда мы смотрим чужие работы, и думаем, что вдохновляемся, на самом деле мы гнобим себя: они уже так рисуют, а я… у меня так никогда не получится… я потрачу всю жизнь, и не смогу рисовать так же хорошо, как они… у них такие классные идеи, как это пришло им в голову? Я тоже хочу так уметь! – Хочешь? Так делай сам! Хватит смотреть, что делают другие! Пока мы «развиваем насмотренность», навык не прокачивается. Откуда у них такие идеи? Они работали! Делали сами, своими ручками, и своей головой. Рисовали, лепили, вязали, вышивали, вырезали (подставить свой вариант), анализировали, пробовали новое, опять анализировали. Бросали, и начинали заново. Они делали. Делали. Только практика.
Во-вторых, всё, что вы увидели, оседает в подсознании. Вы можете забыть, а ваше подсознание будет помнить, и воспроизводить. Однажды мне в голову пришла гениальная мысль. Я реализовала её в лепке, уверенная, что это супер-новшество в мире керамики (ох, наивная простота). Через какое-то время я нашла у себя в избранном точно то же самое. Оказалось, я видела когда-то этот предмет, он мне запал в душу, я даже сохранила его к себе во вдохновлялки (была у меня такая папка, от которой я поспешила избавиться), а потом благополучно забыла. Через какое-то время мой мозг поднял его из недр памяти, и выдал за уникальную идею. Вы представляете, какая подлость?
Поэтому отказываемся от «тупой» насмотренности в пользу «умной». «Тупая» насмотренность: ой, как красиво! Какие цвета! Как здорово сделано! «Умная» насмотренность: что именно мне понравилось в этой вещи? Как я могу применить этот приём в своём творчестве? А такой цвет спишется в стиль, в котором я сейчас работаю? За счёт чего эта вещь так выгодно выглядит на фотографии? Как падает свет? Ракурс работы? А насколько ей удобно пользоваться? – и всё в этом роде. То есть, не просто любуемся и восхищаемся, а задаём вопросы, ответы на которые сможем использовать в своей работе.
Пишу так эмоционально, потому что сама через это прошла. Я годами "торчала" в интернете, разглядывая чужие работы, и мечтала, что в один прекрасный день смогу так же. Но, берясь за работу, у меня выходило что-то несвязное, аморфное, бездушное. Я думала, что недостаточно «развила своё художественное восприятие и насмотренность», и снова шла смотреть чужие работы. Позже к этому добавилось изучение процесса работы. Когда мастера выкладывали фото или видео процессов, я жадно впивалась в эти кадры, стараясь запомнить, что именно и как они делают, чтобы потом повторить, и получить результат. Только вот повторяла я чужие действия, а результат хотела получить свой.
Сейчас, когда я осознала и приняла тот факт, что дело в практике, мне до слёз жаль тех бесцельно потраченных лет. Когда я металась от одного вида творчества к другому, думая, что «это просто не моё». Работая самостоятельно, без соцсетей, без ежедневного разглядывания чужих талантливых работ, я получаю массу времени, и вдохновения от своих работ, от образцов, от брака, от идей, которые возникают в моей голове. Это так воодушевляет, так окрыляет! Когда начнёте делать сами, и к вам впервые это придёт, вы не поверите, что такое вообще возможно. Это такая радостная внутренняя свободна, и желание продолжать делать. Знаете, такое чувство, как будто избавляешься от тяжёлой продолжительной болезни, и теперь снова можешь выйти на свежий воздух.
«Хорошо тем, кто уже умеет рисовать (лепить, вязать,.. подставьте своё)! А я могу только палка-палка-огуречик.» Это очередная программа. Не пытайтесь от неё избавиться, так она станет более навязчивой. Просто игнорируйте. Скажите ей: я всё слышу, - и продолжайте своё дело. Вы видели картину Жана Дюбюффе Велосипедист? Тем, кто не умеет рисовать, на самом деле даже легче. Сейчас объясню, почему так считаю.
Когда рука набита, сразу делаешь «как надо». А когда ещё не умеешь, делаешь «как можешь». Здесь и скрывается то ценное, что нам нужно. Именно ВАШ способ воспроизводить увиденное. Возможно, все рисуют глаза круглыми или овальными, а вы – внезапно – треугольными! И вот, нарисованное вами лицо уже не похоже ни на чьи лица. Понимаете? То, что вам может показаться изъяном, что вам хочется изменить в себе – это и есть ваша изюминка, на которой базируется авторский стиль.
Помните, у Цветаевой?
Не запрещай себе творить,
Пусть иногда выходит криво —
Твои нелепые мотивы
Никто не в силах повторить.
Кстати, необязательно именно рисовать "не-как-все". Можно ещё и мыслить "не-как-все". Например, один художник взял античных персонажей, и поместил их в наше время: дал в руки смартфон, наушники надел. Идея? Ещё какая!
Ошибочно полагать, что можно повторить путь успешного человека, и тоже стать успешным. У каждого путь к успеху свой, индивидуальный. Сходство лишь в одном: регулярная практика. В эпиграфе не спроста приведена цитата одного великого Мастера йоги: «Практикуй, и всё придёт». Она справедлива и для нас с вами, искателей своей внутренней свободы творчества.
Работая над собственными идеями, вы сильно упрощаете себе задачу: начинаете видеть границы своих возможностей. У вас уже не возникнет иллюзии, что вы можете и в такой технике работать, и в другой, и в третьей… Что-то вам понравится делать, а что-то нет.; что-то будет лучше получаться, что-то хуже. И вы, видя чужие работы, уже не станете прельщаться ими, и распыляться, а будете знать: эта техника мне не подходит. Так вы сможете сосредоточиться на интересном именно вам, и на том, что лучше всего получается. Кстати, вот ещё момент. Делайте то, что получается. Не думайте: это я уже умею, поучусь-ка я делать вот это. Не надо так. Работайте с тем, что уже идёт хорошо. Так вы сможете развить свой навык до небывалых высот, расширить и отточить его. Мастеру необязательно уметь делать всё и сразу. Достаточно одного направления, в котором он развивается. Ведь певцы, которых мы видим на сцене, поют в одном стиле. Представляете, как было бы странно, если бы один и тот же человек сегодня вышел на сцену как поп-исполнитель, завтра запел бы народные песни, а через месяц – панк-рок? Ну смешно ведь, правда?
Как научиться кататься на велосипеде? Просто держи руль и крути педали. Сначала это непонятно, хочется больше конкретики. Но стоит проехать свои первые несколько метров, как становится ясно: Аааа! Так надо просто держать руль и крутить педали!
Когда читаешь статьи или смотришь ролики на тему, сначала не понимаешь, о чем речь, чушь какая-то нерабочая. А когда знание зайдет, это кажется невероятно просто. И хочется поделиться с людьми, чтобы все узнали, как это легко, и чтобы у всех всё получилось! Но пока человек просто поверхностно скользит взглядом с внутренним убеждением: да, это я всё знаю – ничего не произойдёт. А когда он вдруг проживёт это, на своей шкуре почувствует, уже совсем другими глазами будет смотреть. Бывает, прочитаешь что-то, и прям на 100% согласен, кажется: как я без этого жил раньше? И, не применяя в своей жизни, просто свято веришь в прочитанное. А в голове стучит: да, надо попробовать, это же так круто! Вот завтра и начну, - и вместо того, чтобы начинать, ходишь и рассказываешь всем знакомым, как это здорово. "Я, правда, сама ещё не делала, но, поверьте, это очень круто!"
Сталкивались с таким явлением? Мне кажется, каждый хоть раз в жизни переживал что-то подобное.
Почему важно не копировать, а делать самому? Люди делают что-то востребованное, пытаясь решить свою проблему. Когда их что-то не устраивает, и они не хотят с этим мириться, они ищут выход. И это решение становится популярным, потому что вокруг много тех, кто терпел неудобство, но сам ничего не менял: так принято, все так делают. Ты что, особенный? Да, я особенный. И пусть моя особенность только в том и заключается, что я рисую глаза не как все. В этом моя свобода, и я не стесняюсь этого.
Желаю вам творить в своё удовольствие, и быть узнаваемыми! Юля УЛА керамика.