Найти тему

«ГНЕВ АФРОДИТЫ» В ХЕРСОНЕСЕ ТАВРИЧЕСКОМ

Попадая на развалины античного города, всегда хочется на мгновение перенестись в далёкое прошлое и ощутить атмосферу древнего мира, когда люди поклонялись богам стихий и чувств, а легенды перекликались с реальной жизнью. И ведь в Крыму есть такое уникальное место, где в полной мере можно погрузиться в колорит древнегреческих страстей, окунуться в мифологию давно минувших эпох. Конечно, речь веду об Античном театре музея-заповедника «Херсонес Таврический»: там, в созданном несколько тысячелетий назад амфитеатре, где сами камни сценической площадки, пропитанные великой многовековой историей, становятся декорациями, происходят таинства летних херсонесских театральных вечеров. Нынешний сезон открылся спектаклем «Гнев Афродиты», в основе которого лежит известное произведение французского драматурга Жана Расина «Федра».

СТРОИТСЯ НОВЫЙ АМФИТЕАТР «ГРИФОН АРЕНА», НО ПО-ПРЕЖНЕМУ МИЛ НАСТОЯЩИЙ АНТИЧНЫЙ ТЕАТР

Несмотря на немыслимые прежде преобразования, которые сейчас претерпевает музей-заповедник (а он постепенно превращается в огромных размеров историко-археологический парк, где возводятся постройки, которые уже сравнивают с «Вечным Римом»), его самые главные атрибуты, и в первую очередь настоящий Античный театр, продолжают нести свою благородную миссию: образовывать людей и, как говорили в советское время, продвигать культуру в массы. Да, сегодня в Херсонесе — сплошная стройка, но даже она с постоянно работающей строительной техникой не может отменить спектакль, который, по словам его создателя — режиссёра-постановщика, заслуженного артиста России и Украины Евгения Журавкина, играют 25-й сезон подряд. И вновь — аншлаг! Севастопольцы и гости города приходят сюда нарядными, поскольку для них это место — не просто сценическая площадка, где демонстрируют спектакли и проводят концерты, это — храм, настоящий храм искусств, да к тому же несущий эту функцию более двух с половиной тысяч лет. Согласитесь, есть чему отдать дань уважения. Поэтому женщины, несмотря на перекопанные дорожки, идут смотреть долгожданный спектакль в красивых платьях и... на каблуках!

-2

— Ничего, переживём эти неудобства, — говорит одна из зрительниц, которую я подловила, когда та перед спектаклем аккуратно вышагивала в изящной обуви по песку и гравию. — В вечные темы нужно погружаться во всём блеске, а внешние факторы тревожить в этот момент не должны.

ВЕЛИКАЯ ДРАМАТУРГИЯ

Какие же сюжеты несут окрас вечности? С этим вопросом обращаюсь к режиссёру постановки.

— Те, которые поднимают извечные темы: любовь, страсть, оговор, смерть, раскаяние. Согласитесь, все они актуальны и сегодня, таковыми будут и завтра. Артисты и зрители каждый раз с удовольствием погружаются в эту историю. И ведь интересно отслеживать, как к главным человеческим чувствам относились древние. Они всю ответственность возлагали на богов, будто те с ними играют, как пешками. При этом демонстрируется и сила смертных, ведь они пытаются противостоять богам. И несмотря на то, что перед мощью владык Олимпа люди якобы бессильны, всё равно они проявляют великий дух, смелость, благородство. Как такой сюжет может не захватывать?! Конечно, современный зритель будет поглощён темой глубокой истории и глубочайшего философского смысла. А актёрам эта постановка очень интересна ещё и красивым слогом произведения, над переводом которого трудился русский поэт, драматург и переводчик Валерий Брюсов, в результате создавший поистине шедевр. Редко приходится работать с такими филигранными текстами.

-3

И с этим утверждением невозможно не согласиться. Казалось, сами артисты Севастопольского академического русского драматического театра им. А. В. Луначарского, задействованные в спектакле, не играли роли, а буквально проживали судьбы своих героев. При этом режиссёр сделал ход конём: перед спектаклем провёл блиц-опрос по знанию древнегреческих эпосов, оживив в памяти зрителей героев античности. А сюжет спектакля таков: главная героиня — дочь критского царя Федра — поражена «стрелой» Афродиты и испытывает муки безответной, скрываемой ею любви к сыну своего мужа — афинского царя Тесея, молодому красавцу Ипполиту, сердце которого давно отдано юной царевне из другого афинского царского рода Арикии. Как бы Федра ни старалась изгнать страсть из своего сердца, она не может разлюбить пасынка. И когда проходит слух, что в одном из походов царь Тесей умирает, она признаётся Ипполиту в своих чувствах. Но вдруг «воскресает» муж, и чтобы скрыть свой позор, предполагая, что Ипполит всё расскажет отцу, Федра обвиняет целомудренного юношу в домогательствах. Отец проклинает сына, и тот погибает. Федра тоже не может пережить смерть любимого, а также осознание своей подлости и совершает самоубийство.

ГЛУБОКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Вот такое остросюжетное мифологическое сказание, к которому в разное время обращались Еврипид, Софокл, Сенека, Овидий, Жан Расин, Оскар Уайльд, Николай Гумилёв, Осип Мандельштам и другие великие драматурги. В чём же мистическая притягательность этой истории, которая живо воспринимается и в наши дни?

— Считаю, итог всех творческих изысканий античных авторов подвёл живший в XVII веке Жан Расин, который выбрал лучшее, добавил свои наработки и при этом сохранил саму историю, её суть и смысл. Благодаря же шикарному переводу Брюсова мы сегодня читаем текст, будто пьём древнее вино, наслаждаясь его божественным вкусом и ароматом. К тому же пьеса хороша ещё и тем, что в ней нет второстепенных ролей — классицисты знали, что делали, создавая каждый образ значимым. Зритель видит, как один брошенный в воду камень создаёт множество кругов вокруг себя, как оброненное слово, сделанный поступок тянут за собой целый шлейф необратимых событий. Тема добра и зла — вечная, и смысл этих двух начал актуален во все времена, — говорит режиссёр.

-4

Кажется, актёрам было легко играть, ведь они тоже наслаждались не только вечной темой, но и слогом. Зрители безгранично верили в душевные терзания героев, и кажется, каждый примерял на себя их судьбы.

— Расин оправдывает Федру, поскольку она до последней минуты была честна и с собой, и с Афродитой. И главная героиня — безусловно, сильная личность, поскольку до конца противостоит козням богини. Смерть же как таковая — для нас трагедия, а для древних греков она являлась лишь переходом в иной мир. Правда, там всех встречает Аид и всем воздаёт по их земным делам. Но это — всё равно жизнь, и в понимании этого заключён глубокий смысл тогдашней философии, — отмечает Евгений Журавкин, который выступает не только режиссёром спектакля, но и актёром, играющим Тесея.

ТУТ И РУИНЫ ПОМОГАЮТ

— А наша философия в чём заключается, если отойти от спектакля и приблизиться к реалиям сегодняшнего дня? — задаю вопрос моему собеседнику, имея в виду глобальные изменения, которые ожидают Херсонес Таврический. Дело в том, что нынешнюю территорию музея передают монастырю, и в чьих границах окажется древний амфитеатр (как, собственно, и другие культурно-исторические объекты), пока достоверно сказать никто не может.

— Тут — в этом амфитеатре — как и тысячи лет назад, так и сейчас ведётся служение. Да, вы не ослышались, это место служения таким богам, как Аполлон, который покровительствовал искусству, Дионису — богу не только виноделия, но и театра. Недаром актёров древней Греции называли дионисовыми подмастерьями. И мы продолжаем эту традицию. Поэтому нам важно, чтобы этот храм искусств тоже продолжал работать по своему прямому назначению. Он слишком долго стоял пустым, и мы очень много вложили своих сил для его оживления, чтобы сейчас с ним распрощаться. Напомню, тут сами камни, пронизанные тысячелетней историей, вселяют дух античности в наших актёров, а для зрителей создают ту — далёких времён — атмосферу. На этих руинах невозможно играть в полсилы — будто боги режиссируют каждую историю и вживаются в каждого персонажа, — уверен Е. Журавкин.

-5

Да, актёрская игра в спектакле «Гнев Афродиты» стала неоспоримым тому доказательством. Мы своими глазами увидели муки Федры, благородство Ипполита, ослепляющую ярость Тесея... Ощутили всю силу их чувств. И судя по длительным овациям зрителей, перевоплощение было блестящим. Более того, зрители дали понять, что такие яркие эмоции по-прежнему захлёстывают наши души, а испытания и переживания, выпавшие на долю героев, так же сильно волнуют сердца современных людей.

— В этом и заключается смысл настоящего античного театра — в «живой картинке»! Поэтому надеемся, что эта часть территории Херсонеса останется светской, где мы продолжим показывать спектакли на темы древней мифологии, — подытожил наш разговор режиссёр.

Хотелось бы, чтобы слова сторонников сохранения и использования исторического объекта по прямому назначению были услышаны теми, кто этот вопрос будет решать, — уж очень не хочется накликать гнев олимпийских богов.

Роли в спектакле «Гнев Афродиты» исполняли:

Федра — Елена Василевич, Ипполит — Алексей Гнедаш, Энона — Ирина Демидкина, Тесей — Евгений Журавкин, Терамен — Юрий Михайловский, Арикия — Светлана Спинова, Панопа — Виктория Ершова-Феоктистова, Исмена — Светлана Дорохина, Афродита — Людмила Заплатникова, Артемида — Валентина Огданская.

Спектакли на сцене Античного театра в Херсонесе отменили в июле из-за режима ЧС.

Ольга САФРОНОВА.

Фото автора.

Сайт "Крымские известия"
Сообщество в ВК