За время ведения блогов на разных площадках я щедро делилась и делюсь всей информацией, которую знаю, причем делаю это абсолютно бесплатно, не создавая никаких курсов, гайдов, чек листов и прочее. Информация в основном о том, что я люблю больше всего - черенкование и размножение растений, а также их продажа.
И вот когда выходит очередной пост или ролик про черенкование или упаковку растений, мне иногда пишут сообщения или комментарии вот такого плана:
Алёна, зачем ты всё рассказываешь? Ведь кто-то посмотрит и будет тоже продавать черенки, конкуренты тебе разве нужны?
И действительно, нужны ли? Но у меня другое мнение на этот счёт.
Начну с того, что я никого не считаю конкурентом, скорее коллеги, потому что всегда рада пообщаться и обменяться опытом с единомышленниками, да и звучит это не так агрессивно, хотя в экономическом плане верен был бы первый вариант. И согласно законам экономики, конкуренция даёт нам развиваться, учиться, улучшаться, не расслабляться, поэтому плохого в ней нет ничего, скорее наоборот.
Сама я тоже очень много покупаю растений и скажу, что до улучшения качества самих черенков, сервиса и элементарно общения, нам, мини питомникам ещё очень далеко! Из 10 посылок, идеальными будут только 3. Такой мой опыт, при этом я понимающий и непритязательный покупатель, но сколько же мусора и хлама я получала - не счесть, при этом нужно было ещё угадать настроение и мысли продавца. Сейчас я в основном покупаю у постоянных, с которыми отношения сложились не первый год, но иногда меня всё равно дёргает заказать у нового человека. И вот из последнего была посылка, где у черенка не закрепили грунт скотчем, соответственно всё выпало, рассыпалось и погибло, но за упаковку деньги взяли, конечно же. Возврата не последовало.
Поэтому когда меня спрашивают не боюсь ли я вырастить конкурентов на своих видео - конечно нет! Наоборот, я с огромным удовольствием хочу получать посылки такие же, какие и отправляю их сама! Но увы и ах, таких продавцов очень и очень мало.
Предположим, что кто-то вдохновился постами и решил, что тоже хочет продавать. Предположим, что сделает действительно всё идеально: и череночки, и упаковку, и понятные условия заказа, фотографии своих растений сделает на профессиональную технику, всё всё распишет... Но готов ли этот продавец столкнуться с покупателями и сюрпризами доставки?
Мне повезло, у меня замечательные покупатели, много постоянных, но и новички молодцы, всё читают, всё умеют, не подводят. Но так бывает не всегда. Один неадекватный покупатель может так сильно испортить вам настроение и не только, что некоторые не готовы это решать и не выдерживают. В год таких людей стабильно около 3 бывает.
Я уже умею распознавать красные флаги и морально готова обычно. Церемониться перестала давно, нервы нужно беречь.
Расскажу одну типичную историю, это какая-то прям категория, потому что подобные случаи были не один раз. Покупатель пишет, что хочет заказать все пестролистные фуксии, которые есть в наличии. Хорошо, собираю, фотографирую, выставляю счёт. В ответ - "а что так дорого? Сколько стоит черенок?" Отвечаю, что 200 руб, такое то количество штук, что цены у меня не скрыты и все указаны, с ними можно было ознакомиться заранее (кстати, за упаковку я деньги не беру, только за заказ и доставку, поэтому никаких доп. сумм). Дальше обычно тирада с оскорблениями, что я охренела и вообще, у нас на рынке такие по 100 рублей продают. Посылаю на рынок и блокирую в группе, а так как черенки уже собраны, то тут же выкладываю их набором и за 5 минут их забирает довольный новый покупатель.
Это ещё цветочки, есть и действительно неадекватные покупатели, есть динамщики, игнорщики, которые любят заказать и потом молчать, а спустя месяц устроить вам скандал, почему вы аннулировали заказ. Готовы к таким? Предположим, что вы умеете работать с людьми и готовы решать эти ситуации с лёгкостью. А с опытом оно именно так и получается.
Но следующий подводный камень, о который обязательно спотыкаются все - доставка. Почта и СДЭК и ситуация в мире добавляют нервов. Конечно, всегда переживаешь за свои черенки, как они дойдут и хочется, чтобы посылка принесла радость человеку, а не разочарование.
Но форс-мажоры есть всегда, из последнего - крымский мост, когда посылки в ту сторону шли по 40-60 дней или взлом СДЭК, где пусть не такие сроки были, но думаю многим досталось, у кого они застряли. Кто несёт ответственность за посылки в таком случае? Мне совесть не позволяет сказать, что покупатель, но в тоже время и я в этом не виновата. Обычно я предлагаю депозит в половину или вообще на всю стоимость посылки на следующую покупку. Не знаю зачем я это делаю, мне так ни разу никто не предлагал, но просто я себя так чувствую лучше. Деньги для меня не главное, хоть и это мой основной заработок. Поэтому если даже кто-то погибнет в посылке за время путешествия, я тоже возращаю за этот черенок деньги, к счастью, это бывает очень редко, поэтому и могу так поступить с возвратом.
И это только вершинка айсберга. Поэтому я продолжаю и дальше рассказывать о черенковании и продажах, потому что точно знаю, какой это труд, нервы и прочее, и что не каждый может этим заниматься, как бы со стороны легко это не казалось. Плюсы тоже есть и их гораздо больше, я вообще счастлива, что занимаюсь зелёным цветочным делом. Но в то же время я уже знаю тех людей, кто решил попробовать и их хватило на год или того меньше.
Поэтому я не боюсь вырастить себе конкурентов, наоборот, давайте, я с радостью у вас буду покупать, если наши принципы работы будут схожи.
Алёна Кошкина, Пермский край