93,3K подписчиков

Можно ли крестить ребенка без согласия одного из родителей?

Когда один из родителей категорически против крещения своего ребенка, это может означать два типичных случая: либо родитель, который хочет покрестить ребенка, уверовал уже находясь в браке, либо его

Когда один из родителей категорически против крещения своего ребенка, это может означать два типичных случая: либо родитель, который хочет покрестить ребенка, уверовал уже находясь в браке, либо его отношение к таинству Крещения не такое серьезное, как требует того Церковь. Это может быть отношение к таинству как к народной традиции или на уровне суеверий – покрестить, чтобы у ребенка "все было хорошо".

Сначала посмотрим, что же по этому поводу повелительным голосом закона говорит государственная машина. Закон, утверждающий свободу совести и вероисповедания недвусмысленно ставит запрет на вовлечение малолетних детей в религиозную жизнь и обучение религии против их воли и без согласия их родителей (обоих) или законных представителей малолетних детей. И в этом заложен здравый смысл: если ребенок пришел в более-менее сознательный возраст и приобрел привычки к определенным развлечениям, так ли правильно будет "тащить" его в храм и "втюхивать" ему в голову веру? Не начнется ли профанация сакральной жизни из разряда заманивания малыша в храм конфетами, подпихивания родителем ничего не понимающего ребенка на исповедь и обещания, что батюшка в конце службы даст "сладенькой водички" (так некоторые мамы и бабушки называют Причастие).

В любом случае, Бог хочет, чтобы человек был крещен, потому что на некрещеных душах сохраняется рана первородного греха, и они не смогут вечно блаженствовать со своим Небесным Отцом – огонь Божественной любви будет жечь эту рану.

Слово Божье вопрошает нас: «Видишь ли, как сильные и молодые умирают?». Человека Бог может забрать когда угодно и важно, чтобы Он забрал его крещеным и безгрешным. Но не стоит считать, что Бог играет с человеком в игру "кто не успел, тот опоздал", поэтому паниковать по поводу серьезного сопротивления крещению ребенка со стороны неверующего родителя не стоит. Не стоит пытаться крестить ребенка тайно от сопротивляющегося родителя и устраивать внутрисемейные войны, которые могут разрушить семью, что травмирует маленькую душу. Равно как и не нужно пускать судьбу ребенка на самотек.

Когда один из родителей категорически против крещения своего ребенка, это может означать два типичных случая: либо родитель, который хочет покрестить ребенка, уверовал уже находясь в браке, либо его-2

Как же устроена судьба человека в свете истины?

Апостол Павел пишет римлянам, что Бог сначала предузнает человека, потом призывает, оправдывает, а в конце времен прославляет. Значит ли это, что человек "запрограммирован" на спасение или погибель, что все уже решено заранее и судьбу не изменить? И да, и нет. Речь идет о неком духовно-временном парадоксе.

Апостол Иоанн Богослов в "Откровении" (последней книге Библии) пишет, что после Судного дня наступит момент остановки времени. Это значит, что Бог совершенно не зависит от времени, потому что оно – это всего лишь одна из сущностей, которые Он сотворил.

Самая высокая богословская мысль утверждает, что Бог обитает в Своей собственной недосягаемой для всех сотворенных существ реальности, которая бесконечно высоко отстоит от временного потока. Эта высота позволяет предусмотреть Создателю все те возможные варианты событий, что связаны со свободной волей человека. То есть, Бог видит, как человек сам обрекает себя на погибель или спасение и, в соответствии с предузнанными свободными решениями людей, устраивает судьбы мира.

Яркой иллюстрацией этого парадокса могут послужить рассказы женщин, которые впервые или в очередной раз хотели согрешить абортом, то есть, навсегда лишить своего ребенка Крещения и вечного блаженства. Находясь в твердой решимости пойти на убийственную процедуру, они вдруг оказывались в совершенно непредвиденных обстоятельствах – ломался транспорт, который вез женщину на "операцию", встречался человек, который как-то особенно ловко переубеждал ее, муж вдруг погибал на войне, и прочее. И после таких поворотов судьбы решение пойти на аборт вдруг будто бы ветром сдувало. Женщины эти оставляли беременность и спустя время рожали малышей, которые вырастали и зачастую принимали Крещение и начинали вести церковную жизнь. Это и есть та самая предузнанность – человека еще не было, а Бог уже видел все его решения.

Когда один из родителей категорически против крещения своего ребенка, это может означать два типичных случая: либо родитель, который хочет покрестить ребенка, уверовал уже находясь в браке, либо его-3

Если принимать эту модель вершения судеб, логично, что с теми, кому Бог попустил быть нерожденными, также связан особый Его промысел. Явно, эти души не были предузнаны для спасения, в их неначатых судьбах Бог так и не увидел благой воли, но забрал их невиновными.

Преподобный Паисий Святогорец говорил по этому поводу, что за временные незаслуженные скорби человек получит на страшном Суде вечные божественные блага.

Итак, Отец Небесный заботится о судьбе человека так, как не может заботиться ни ангел, ни святой.

Если один из родителей сопротивляется крещению ребенка, то он не может запретить своему мужу или жене вести духовную жизнь, что и будет лучшим способом приблизить момент крещения отпрыска. Верующий и ведущий правильную духовную жизнь родитель будет приносить домой из храма мир и благодать, что не может стать незамеченным детской душой. В таком случае ребенок, когда придет в несколько более сознательный возраст, однажды может сказать: «Мама (папа), я тоже хочу с тобой в Церковь!».

Когда один из родителей категорически против крещения своего ребенка, это может означать два типичных случая: либо родитель, который хочет покрестить ребенка, уверовал уже находясь в браке, либо его-4

Кроме того, Бог может устроить для родителей какие-нибудь деловые обстоятельства, и неверующему родителю придется оставить малыша с верующим супругом, который очень кстати будет собираться в этот момент на службу. Тогда детская душа получит опыт смены обстановки на уникальную атмосферу храма и опыт общения с христианами, которым Господь сказал: «По любви между вами узнают, что вы Мои ученики».