Найти тему
Московские истории

Как я за шпаргалку "пять" получила

Маргарита Борисова


В самом конце 1980-х я поступила в Московский медицинский стоматологический институт имени Николая Семашко. Тогда он носил имя первого наркома здравоохранения.

Яндекс-карты.
Яндекс-карты.

В медицинском мире его снисходительно называли - третий. Но это было не совсем так. Стоматологических институтов в Советском Союзе было два - в Москве и Полтаве. В остальных медицинских институтах были только факультеты. По дате основания наш - первый . Поступали туда чаще москвичи, и в этом было преимущество.

Первокурсница Рита. Из архива автора.
Первокурсница Рита. Из архива автора.

Когда я несла подавать на Делегатскую улицу, 20, где находились приемная комиссия, ректорат и деканат, то думала: мне бы только поступить, а уж я как начну учиться! Обычное дело для абитуриентов.

Случилось счастье - ты зачислен. Преподаватели кажутся такими милыми и улыбчивыми, лекции - интересными. Но в медицине очень своеобразная система обучения. Вот ты посетил занятие, разобрали какую-то тему, и в конце занятия ты должен ее сдать. Оп! Сдать? Ну да, ответить на все вопросы преподавателя. Не сдал? Тогда сдаешь на следующем занятии, а там уже новая тема. Коллоквиумы, семинары... И каждый день ты должен сдать пройденное. Не получилось? Приезжай в свободный день. Опять не сдал - образуется «хвост».

-3

А сессия? Вот уж головная боль! Предметов тьма, и все учить. У нас в институте было порой пять экзаменов, один хлеще другого. Голова пухнет. Да еще от твоих усилий зависит стипендия.

Столько, сколько приходится учить в медицинском, думаю, больше не учат нигде. Сдавать экзамены помогали шпаргалки. Современные студенты тупо списывают с телефона. Мы подходили к этому делу основательно. Даже если не воспользуешься, то, пока писал, уже что-то запомнил.
Для начала нужно было найти надежного товарища, который будет с тобой писать «шпоры» пополам. Почерк у него должен быть разборчивым, ход мысли похож на твой, и еще он должен уметь излагать кратко, ведь шпаргалка - не конспект.

А это я уже на втором курсе. Из архива автора.
А это я уже на втором курсе. Из архива автора.

Какие у нас были шпаргалки? Самая примитивная - «бомба». Лист бумаги такой же, как на экзамене. Там все написано основательно, четким почерком, с примерами. «Бомба» - шикарная штука, но ее очень трудно спрятать, ведь их столько, сколько вопросов или билетов.
«Гармошка» - маленькая ленточка из бумаги исписанная микроскопическим почерком и сложенная гармошкой. Ее легко спрятать и достать, но трудно списывать - мелко.
"Рулончик". Тоже очень маленький длинный кусочек бумаги с основными формулами, накрученный на стержень ручки. Там только основное.
Ну и конспект - просто взять с собой тетрадь с лекциями. Это уж на самый крайний случай, если совсем ничего не учил. Трудно спрятать и трудно списывать.
Хуже, чем конспект, только учебник. Если попался, пиши пропало - «неуд» и выгонят еще. Я не пользовалась никогда. Но некоторые с учебников списывали прекрасно.

Фото для примера. Источник https://darudar.org/gift/868599/.
Фото для примера. Источник https://darudar.org/gift/868599/.

Карточки. Вот их я писала. Одна восьмая часть листа. Сверху - номер билета или основной вопрос. Карточки систематизированы и пронумерованы. На них краткое изложение темы, формулы, на обратной стороне - примеры. Удобно. Положил в карман стопку, нашел нужное и достал тихонько.

Один раз я попалась. Предмет был ужасный - патофизиология. Проводил экзамен сам завкафедрой, один из самых грозных в нашем институте. Преподаватель заметил, что я списываю, и забрал мою стопку карточек. Я думала - все, конец! А мне «пять» в зачетку. Преподавателю ужасно понравилось изложение темы и сам принцип. Он даже заметил, что это лучше систематизировано, чем в его методичке. Случай был исключительный, и его потом рассказывали друг другу как сказку.

Второй курс. С сыном.
Второй курс. С сыном.

Кстати, на первом курсе я вышла замуж, а на втором - родила сына. И закончила институт без академического отпуска.