Найти тему

«МЫ ВСЕ РОЖДАЕМСЯ, ЧТОБЫ ПОТОМ УМЕРЕТЬ»

Тициан Вечеллио — выдающийся художник эпохи Возрождения. Его называли «королем живописцев и живописцем королей», «предшественником Рембрандта». Работы Тициана оказали сильное влияние на творчество последующих поколений европейских живописцев.

«Тициан создал произведения, которые достойны бесконечной хвалы и которые будут жить ровно столько же, сколько может жить память о знаменитых людях»,

 — пишет Джорджо Вазари, известный итальянский художник и историк искусства XVI века.

Способности к рисованию у Тициана проявились, когда ему было около 10 лет. Однажды он нарисовал на беленой стене дома родителей Деву Марию. Мать мальчика, увидев картину, расплакалась: изображенная сыном женщина была, как две капли воды, похожа на нее.

Вскоре после этого случая родители отправили мальчика учиться в Венецию. Там он познакомился с известным живописцем Джорджоне. Художники дружили вплоть до смерти Джорджоне в 1510 году. Его кончина потрясла Тициана. «Мы все рождаемся, чтобы потом умереть», — говорил он. Эта тема нашла отражение в одной из ранних работ живописца — картине «Три возраста».

О жизни и любви

Работа представляет собой размышление о быстротечности человеческой жизни и любви, это попытка художника осознать их сущность. На первом плане мы видим молодую пару — полуобнаженный мужчина и женщина с двумя свирелями, прильнувшая к своему возлюбленному. Недалеко от них — два спящих младенца, их сон оберегает маленький ангел. Вдали виднеется фигура старика, держащего в руках два человеческих черепа. На заднем плане изображена церковь — как напоминание о христианском обещании спасения и вечной жизни.

Исследователи предлагают различные трактовки картины. Так, искусствовед Марина Хайкина видит в этом полотне торжество жизни и любви.

«Изображение двух черепов перекликается с изображением влюбленных, но фигуру старика с черепами Тициан не случайно расположил на заднем плане: говоря о неизбежности смерти, художник не хотел, чтобы смерть доминировала в картине. Здесь речь о жизни и любви, — размышляет Марина Хайкина. — И доказательством тому — Купидон (он касается спящего дерева). Он связывает два мира, земной и небесный. Спящее дерево — метафора ожидания любви, как и спящий ребенок. Жизнь, несмотря ни на что, продолжается».

Работа горя

У руководителя нашей программы, психоаналитика Андрея Владимировича Россохина, картина вызывает иные мысли и чувства.

«Отношения пары на переднем плане картины кажутся мне необычными. Они эротичны только на первый взгляд. Поза молодого человека повторяет позу старика, да и выглядит он таким же изможденным, отчужденным, как старик. Я вижу дерево, склонившееся над ним, ветка дерева как будто повторяет его позу. Это усиливает мое ощущение надлома и угасания мужчины. Этому человеку точно не до любви», 

— говорит Андрей Владимирович.

На те же мысли наталкивает история создания полотна. Тициан написал свой шедевр через два года после смерти друга — художника Джорджоне. По одной из версий, тот не вынес предательства своей возлюбленной. Кстати, лицо молодого человека на картине очень похоже на автопортрет Джорджоне.

«”Три возраста” — это история печальных отношений двоих: мужчины и женщины. Рассказывая про средний возраст, Тициан (возможно, совершенно бессознательно для самого себя) показывает, что сексуальное влечение может не только давать жизнь, но и уничтожать, — размышляет руководитель нашей программы. — Женщина как будто забирает у мужчины его флейту, его музыку, а вместе с флейтой символически забирает его душу и жизнь. Но, в конечном счете, время ведь победит и ее. Старик, который разглядывает два черепа, — возможно, сам художник. Он рассказывает историю мужчины и женщины, любви и предательства, рождения и смерти».

А что чувствуете вы, глядя на эту картину?

***

Полную версию этой статьи можно почитать на нашем сайте