Найти тему
Dostup1

Алексей Текслер: Нужно делать поддержку малого креативного бизнеса отдельным важным направлением

В рамках деловой программы Российской креативной недели в Москве состоялось заседание комиссии Госсовета «Экономика и финансы», возглавляемой челябинским губернатором Алексеем Текслером. В центре обсуждения было увеличение доли креативных индустрий в экономике России. О том, что может дать серьезный толчок развитию креативной экономики – в материале АН «Доступ».

Ключевой темой обсуждения стала принятая правительством РФ концепция развития творческих индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки до 2030 года.

Главное, что поможет решить поставленную президентом задачу – а в новом «майском» указе Владимира Путина развитие креативных индустрий названо одной из задач для достижения национальной цели: устойчивой и динамичной экономики, – это вовлечение регионов в активное развитие таких индустрий. Об этом заявил Алексей Текслер на заседании комиссии.

«При этом креативные индустрии должны расти быстрее, чем вся остальная экономика. Во многих регионах уже есть наработанные практики, которые необходимо распространять и внедрять их в других регионах, как и показатели эффективности», – уточнил губернатор.

Добавим, целевые показатели установлены Концепцией развития креативных индустрий, принятой еще в 2021 году. По этому документу к 2030 году доля креативных индустрий в российском экономике должна вырасти почти в три раза (с 2,2% до 6%), а занятость населения в креативном секторе – с 4,7% до 15%.

Глава Челябинской области поделился с участниками заседания успешным кейсом, реализованным в регионе в 2024 году: «У нас активно развивается индустрия моды. В ходе проведения в Челябинске Российской креативной недели – Урал родилась идея провести показ моды в селе Париж. Здесь ежегодно проходит Парижский полумарафон. И мы практически за месяц организовали событие, в котором приняли участие, в основном, наши челябинские дизайнеры. Будем это направление развивать и следующее такое мероприятие проведем с чуть большим размахом, привлекая модельеров из других регионов. Мероприятие будет регулярным. Всем, кому интересна мода, смогут приехать в наш маленький Париж».

Директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов в своем выступлении рассказал, как в регионах России развивается нормативная база в сфере креативных индустрий. «Специальные региональные законы приняты в трех регионах, концепции или стратегии развития креативных индустрий существуют в девяти регионах. Агентством стратегических инициатив в прошлом году разработан региональный стандарт развития креативных индустрий, который включает в себя 12 шагов. Челябинская область – в числе тех регионов, кто приступил к его внедрению», – сказал Владимир Климанов.

Он также озвучил некоторые из дополнительных показателей креативности регионов. Так, Челябинская область занимает 6-е место по количеству грантов Президентского фонда культурных инициатив по креативным и творческим проектам, пятое – по количеству покупок с Пушкинской карты и десятое – по количеству запланированных мероприятий на «Яндекс.Афише».

Кроме того, на заседании шла речь о том, что сегодня необходимо разработать меры государственной поддержки для малого бизнеса, который работает в сфере креативных индустрий. «С учетом роста нужно точно поддерживать малый креативный бизнес и делать это отдельным мейнстримом. Это даст серьезный толчок для развития креативной экономики», – сказал глава комиссии Госсовета по направлению «Экономика и финансы», губернатор Челябинской области Алексей Текслер.

По его словам, такой поддержкой будут заниматься как минимум на уровне региона. Внедрение соответствующих мер поддержки также будет предложено на федеральном уровне. Первый заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Денис Кравченко представил участникам находящийся сейчас на рассмотрении депутатов законопроект «О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации».

Участники заседания обсудили мультипликативный экономический эффект развития креативных индустрий, включающий создание новых рабочих мест, повышение уровня комфортности городской среды и туристической привлекательности территорий, расширение налогооблагаемой базы за счет выхода более качественной продукции. В то же время было отмечено, что инфраструктура для развития творческого предпринимательства сегодня недостаточно развита, а налоговое законодательство не в полной мере учитывает его специфику. Создание благоприятных условий для выхода товаров и услуг отечественных креативных индустрий на рынок было названо одним из ключевых приоритетов государственной политики.

Президент АНО «Креативная экономика», директор форума «Российская креативная неделя» Марина Абрамова в своем выступлении подчеркнула, что «креативные индустрии России доказали и показали уже в цифрах, что они есть сектор экономики, который нельзя не замечать». Она также поддержала инициативу Владимира Климанова начать совместную разработку методики декомпозиции целей Концепции с учетом специфики регионов и креативных индустрий.

«Каждый из регионов России имеет свои особенности – сильные стороны, на которые они делают ставку. И для каждого региона целевые показатели необходимо ставить с учетом его особенностей развития: экономических, культурных, с учетом креативной специализации, количества вузов и креативных кластеров. Декомпозиция целей позволит сбалансировать развитие креативной экономики, максимально задействовать потенциал каждого региона», – отметила Марина Абрамова.

Отметим, все предложения по преодолению барьеров развития творческих индустрий, высказанные в рамках заседания, будут учтены в дальнейшей работе комиссии по направлению «Экономика и финансы» и при подготовке материалов к следующим заседаниям Госсовета.

Мейнстрим (англ. mainstream – «основное течение») – преобладающее направление в какой-либо области для определенного отрезка времени.