Найти тему
О Сибири с любовью!

Фронтовой «Кулибин» из Минусинска

Долгое время артиллерию считали богом войны. Специальная военная операция показала, что сегодня артиллерию на военном олимпе потеснили дроны. А операторы этих смертоносных машин возглавляют рейтинги приоритетных целей как для нас, так и для врага.

Наш земляк Тахир (позывной «Шах») из этой когорты – служит во взводе разведывательно-ударных дронов. Но заниматься приходится не только лишь «птичками». Бойцы взвода — настоящие «Кулибины», своими руками ремонтируют, собирают с нуля и усовершенствуют не только дроны, но и боеприпасы к ним.

Тахир (Шах) с дочкой Дилафруз на праздновании Дня Победы в Минусинске
Тахир (Шах) с дочкой Дилафруз на праздновании Дня Победы в Минусинске

На фронт Тахир попал по собственной инициативе. Написал заявление в военкомат, дальше всё стандартно – учебка, занятия по общевойсковой подготовке на полигоне в ДНР. И уже там, учитывая гражданскую специальность Тахира – программист, – минусинца забрали в роту БПЛА.

Два с половиной месяца спецподготовки, и Тахир вернулся в часть. Началась боевая работа. Причем основная её часть приходилась не на вылеты и поражение сил врага. Львиная доля работы не видна посторонним — она протекает в помещениях сборки и отладки. Ведь именно от настроек программного обеспечения зависит и время жизни, и сама способность дрона долететь до цели и поразить её на линии боестолкновения.

– Это война технологий, – рассказывает Тахир, с которым мы встретились во время его краткосрочного отпуска. – Летом будет пик противостояния, потому что и французы, и американцы, и чехи готовы поставить и уже поставляют свои дроны, делятся военными наработками с ВСУ. Идёт работа и у нас, и у них по внедрению искусственного интеллекта в помощь оператору.

Противостояние БПЛАшников отличается очень высокой динамикой. Если случается успех, то почивать на лаврах не приходится – максимум через три дня другая сторона подбирает «ключик», и дроны, еще вчера успешно поражавшие цели, сегодня до них не долетают. Потому и приходится постоянно менять частоты, использовать другие хитрушки. И если в противостоянии интеллектов у нас с врагом паритет, то по навыкам управления «птичками» поначалу перевес был на стороне ВСУ.

– FPV-дроны – это изначально просто любительские гоночные дроны были, – объясняет Тахир. – И в Украине были популярны соревнования дронов. Вот и получилось: что в мирной жизни было просто увлечением, в военное время дало преимущество. А нам пришлось навёрстывать уже на поле боя.

Ну как тут не вспомнить Советский Союз с его кружками авиамоделистов и юных техников?! Как бы пригодились они сегодня, если бы эти движения в работе с молодежью сохранились! А с учётом того, что у России, по большому счёту, так и остаются лишь два союзника – её армия и флот, возрождение таких кружков по всей стране должно стать делом государственной важности.

А еще одной первостепенной задачей должно стать обеспечение FPV-подразделений всем необходимым оборудованием. Ведь наши фронтовые «Кулибины» буквально на коленке, примитивными инструментами творят чудеса, переделывая советские боеприпасы 1950-х годов в высокоэффективные средства поражения.

– Одна из задач, над которой мы постоянно работаем, касается взрывчатки: как сделать так, чтобы при малом весе максимальный урон наносила, – рассказывает Тахир. – Сделали мы термобарический заряд, запустили первый раз в двухэтажное здание. Врезались в крышу, а огонь выжег всё здание и даже из погребных труб вышел. Комбриг как увидел — закричал: «Давайте еще такие снаряды!» А он у нас один — экспериментальный. Но теперь каждый день такие термобары делаем.

При этом Тахир, в отличие от многих диванных «экспертов», не предъявляет претензий к Минобороны, мол, это их дело – такие боеприпасы изготавливать. «То, что оправдано в условиях кустарного производства, может быть слишком дорогим и нецелесообразным в промышленных масштабах», – объясняет минусинец. А вот наладить более тесное взаимодействие между инженерами ВПК и фронтовыми мастерами было бы и правильно, и полезно.

Во взаимодействие, кстати, редакция «Власти труда» свой вклад внесла – свела Тахира со специалистами из Минусинского сельхозколледжа (благодарим за оперативный отклик директора колледжа Семена Васильевича Афанасьева). И пусть наш сельхозколледж к ВПК отношения не имеет, но классы с оборудованием и мастера здесь есть отличные.

Встреча получилась плодотворной – Тахир рассказал студентам о буднях участника СВО, а специалисты колледжа готовы помочь в изготовлении нужного FPV-шникам инструмента.

Фото к материалу мы сделали 9 мая на площади Победы, куда Тахир пришел с дочкой Дилафруз. Поздравили друг друга с праздником и пожелали, конечно, одного – новой победы.

А уже 10 мая Тахир выехал обратно – на фронт. Ведь даже самые правильные и нужные пожелания сами по себе не исполняются.

Ждём тебя дома, Тахир. Как и всех приближающих победу наших парней.

Евгений Дашкевич. Фото Ольги Новиковой