Вторая половина пятидесятых – начало шестидесятых годов – значимый этап для отечественного искусства, период переосмысления диалектической связи формы и содержания. Вопросы разработки выразительных средств художественного языка озвучиваются на съезде Союза художников, в той или иной степени самобытно решаются в творчестве художников страны. Для этого периода, помимо индустриальной темы, характерно, во-первых, включение фольклорных элементов в композиционное решение произведений местных живописных школ, и во-вторых, активное переосмысление художественного наследия первой половины ХХ века.
«Оттепель» делает возможным выставки западноевропейской живописи в Москве и Ленинграде, в том числе и современной. Приезжают Ренато Гуттузо, Джакомо Манцу, Анри Фужерон, мексиканские монументалисты. Проходят ретроспективные выставки импрессионистов, А. Матисса, А. Марке. Для характеристики этого периода обратимся к художественным критикам, непосредственно отражавшим явления культурной жизни своего времени.
А. И. Морозов в статье «Советское искусство 60-х годов и опыт «нового реализма» пишет, что художественная жизнь второй половины 1950-х – начала 1960-х годов была богата художественными событиями, повлиявшими на развитие искусства. Начало этого этапа – середина пятидесятых, в 1956 году состоялся ХХ съезд КПСС, а в марте 1957 года - I Всесоюзный съезд советских художников. В это время сложилась система зональных, республиканских и всесоюзных выставок. В 1957 году началась выставочная деятельность Центрального выставочного зала Москвы (Манеж). «Это была площадка творческого, социально-культурного эксперимента. <...> Огромный резонанс имели интернациональные выставки современного искусства, состоявшиеся в том же Манеже: выставка художников двенадцати стран социалистического лагеря (1958) и тематическая экспозиция «За мир» (1960), где участвовали мастера двадцати двух государств. <...> Художественная жизнь того времени как бы сама по себе обращает исследователя к проблемам преемственности, давая этой теме новое, многогранное содержание»[1].
Значение играют не только выставки современного искусства, но и обращение к традиции импрессионизма в западноевропейской и отечественной живописи. В 1954 году открывается экспозиция Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. К зрителям вернулись произведения французской живописи конца XIX – начала XX веков. Импрессионизм при этом воспринимался неоднозначно. Морозов пишет далее: «Как известно, импрессионизм подвергался сугубо негативной оценке многими художественными деятелями конца 40-х годов. Отголоски такой позиции были слышны еще и в середине 50-х. Примечателен один из самых ранних откликов специальной печати на новую экспозицию ГМИИ: «Впервые в экспозиции ГМИИ показаны произведения французских импрессионистов <...> которые, выдвигая лозунг «раскрепощения» глаза художника и зрителя от живописных и композиционных штампов и условностей старого академического или салонного искусства и проявляя в своих произведениях несомненное мастерство в живописной передаче зрительных впечатлений, вместе с тем уводили искусство от решения больших общественных задач, от глубинного и полнокровного восприятия действительности»[2].
Художники обращаются к формальным поискам импрессионизма в западноевропейском и русском искусстве, модернизма, а эстетика поп- и оп-арта опосредованно проявляет себя в ясной структуре произведений, лаконичном колорите, построенном на контрастных сочетаниях.
Это время – период активного поиска выразительных средств художественного языка. Изобразительное искусство на протяжении истории решает проблему пространства и времени. Но только двадцатый век, пережив крушение всех устоев, начинает смелые эксперименты с цветом и формой, наконец, с пространством картинной плоскости. Общее стремление к декоративности, к стилизации природных форм и плоскостному решению в отечественной живописи складывается в систему, одной из форм которой стал «суровый стиль». Формальные поиски становятся возможными после длительного перерыва только во второй половине пятидесятых годов (в 1932 году постановлением ЦКП (б) ликвидируются все художественные объединения, в 1958 году, на первом съезде Союза художников, пересматриваются задачи и формы живописи).
Показательно, что в это время, в разгар оживленных дискуссий, вопросы художественного формообразования получают теоретическую основу. Художественный образ в работах психологов, философов и искусствоведов подчиняется материалистической теории отражения, однако большое внимание уделяется специфическим изобразительным средствам.
Система художественного языка, раскрывающая содержательную сторону образа искусства, занимает не только и не столько теоретиков, сколько самих творцов. Закономерности воплощения натурного впечатления рассматриваются на первом Съезде Союза художников Российской Федерации, в докладах на конференциях и статьях. Т. Н. Яблонская в статье «Творчество молодых художников на новом этапе развития советского изобразительного искусства» пишет: «Типологически новый строй современного советского искусства включает в себя и новый этап освоения традиций мирового искусства. <...> Особость и своеобразие ситуации для советского периода заключается, например, в том, что впервые в истории мирового искусства так категорически встала задача создания новой культуры, а следовательно – и искусства качественно нового типа. <...> Неизбежно при этом появилась проблема избирательности в отношении к традициям. Так, для одного из наиболее сложных этапов в становлении новой культуры оказалась избранной традиция АХРР (1930-е – первая половина 1950-х годов), для другого – ОСТа и «Бубнового валета» (конец 1950-х – начало 1960-х годов). В середине же 1960-х годов наше искусство буквально «ринулось» в изучение традиций самых разнообразных и многих. Осваиваемые как бы совершенно заново, традиции эти зачастую целиком поглощали личностную концепцию художника, о чем свидетельствовало появление многочисленных тогда «сезаннов», «матиссов», «рублевых» и т. д.»[3].
Выше отмечалось, что вторая половина пятидесятых – начало шестидесятых годов ХХ века – период формирования нового стиля, причем перед художниками стоял своеобразный выбор между традициями АХРРа и модернистскими формами живописи. За десятилетие пластический язык радикально меняется, становится более лаконичным и выразительным, излишняя содержательность полотен уходит, художники более свободно трансформируют природный мотив.
Примечания
[1] Советское искусствознание. Вып. 25. – М.: Советский художник, 1989. –– 448 с. С. 40.
[2] Павлов А. Новая экспозиция ГМИИ им. А. С. Пушкина. – Искусство, 1954, № 3, с. 76.
[3] Советское искусствознание. Вып. 1. – М.: Советский художник, 1978. –– 416 с. С.11.