В этом году День ветеранов боевых действий отмечается по всей стране уже в пятнадцатый раз. По указу президента России Владимира Путина каждый год 1 июля возле памятных монументов в своих городах и поселках встречаются россияне, чтобы выразить глубокое уважение участникам боевых действий в локальных войнах и вооруженных конфликтах на территории России и других государств, защищавшим интересы своей страны.
Руслан Кухарук, врио губернатора Югры
– В этот день мы благодарим всех, кто защищает Родину, суверенитет нашего государства в локальных конфликтах, в горячих точках в стране и за ее пределами. Слова благодарности мы говорим ветеранам боевых действий – участникам специальной военной операции, которые встали на защиту мирных жителей Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей.
Сегодня мы также вспоминаем тех, кто не вернулся домой, кто погиб, выполняя боевые задачи. Вечная память павшим. Сохраняя память о героях, мы идем вперед, стремясь к лучшему, чтобы сберечь мир и благополучие для будущих поколений.
Уважаемые ветераны, спасибо каждому за службу, мужество и самоотверженность. В Югре – крепкое боевое братство. Многие из вас сегодня вновь выбрали встать на защиту Родины, многие – как организаторы и участники гуманитарных миссий помогают мирным жителям Донбасса, оказывают содействие военнослужащим. Вы – люди особого склада, верность долгу и Родине для вас – главные ценности.
Кабульские ворота
Для уроженца Ханты-Мансийска Рамиля Нуруллина вопрос о службе в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане встал в его 18 лет, после окончания литовской учебки.
– Многие считают, что нас, призывников, тогда никто не спрашивал, хотим ли мы служить. Это не так. Спрашивали – и в нашей части были ребята, которые отказались. Их просто отправили в другие подразделения. А я не отказался, – вспоминает ветеран боевых действий Рамиль Нуруллин. – Не могу сказать почему – не знаю, просто ощущалось, что это будет трусостью. Трусом быть не хотел. В кабульском аэропорту вновь прибывшие на афганскую землю провожали глазами улетающий на родину самолет… как вдруг будто ниоткуда прочертила в небе след ракета, и вот уже крылатую птицу неудержимо тянет к земле. Миг – и необстреляные «срочники» сразу поняли, что такое война.
Боевой задачей для его подразделения – артполка в составе 103-й воздушно-десантной дивизии – стала охрана главных воздушных ворот страны. Наводчик реактивной системы залпового огня «Град» Нуруллин вместе с экипажем должен был заряжать свою многоствольную пушечку снарядами весом в 60 кг каждый. Максимальная зарядка – 40 штук общим весом более двух тонн. Поначалу отправляли снаряд калибром 122 мм в гнездо вдвоем: сил не хватало. По координатам командира прицеливались, сначала делали пробный выстрел, а потом по команде «огонь» за 20 секунд накрывали площадь в 15–20 га. Выпадали дни, когда приходилось заряжать и по три раза в день полный боекомплект.
Со временем солдаты окрепли, приноровились, и получалось в одиночку и даже одной рукой досылать смертоносный заряд в ствол.
– Артиллерист видит результат своих действий по-особому, это не ближний бой и не прямой контакт с противником, – поясняет Рамиль Талибович. – В лучшем случае выпустишь залп, и через несколько секунд там облако дыма появляется. О поражении цели говорят приборы, а вот кровь, боль остаются как бы «за кадром». Хотя, чего греха таить, сталкиваться с моджахедами все равно приходилось, и наша боевая техника подрывалась на фугасах, и гибли товарищи.
Путь домой
Но были в военных буднях и подарки судьбы. Однажды в Чарикарской долине недалеко от Кабула во время боевого выхода артиллеристы развернули позиции. В нескольких сотнях метров Рамиль увидел колонну десантников и понял: его друг Василий Романов может быть среди них. Наблюдая в «панораму» (артиллерийский прицел. – Ред.), высмотрел его! Не сдержавшись, закричал: «Вася!» Тот услышал, махнул в ответ рукой и тоже крикнул: «Поддай жару духам, мы идем туда». И хотя разговорчики в строю командиры не приветствуют, в тот раз они понимающе промолчали.
В конце мая 1987-го Василий после окончания службы остался там же на сверхсрочную, а Рамиль возвращался домой. Гигантский Ил-76 вмещает около 150 человек, но во время взлета и набора высоты в салоне стояла гробовая тишина. И только когда кто-то из членов экипажа объявил, что самолет пересек границу Советского Союза, все будто одновременно выдохнули: засмеялись, заговорили.
– Я даже не знаю, как это получилось, но я запел песню группы «Земляне» «Путь домой», – вспоминает Рамиль Талибович: «…Словно устали не знают, столько радости в груди, впереди страна родная, а чужбина – позади, снова птиц усталых встретил и приветил край родной. Хорошо, что есть на свете это счастье – путь домой…»
До полного вывода советских войск из Афганистана оставалось еще почти два долгих года.
Сейчас, когда десантники встречаются за дружеским столом, неохотно вспоминают подробности тех дней, но, как бы им ни хотелось, «Афган» из памяти ветеранов-шурави не уходит.
Игорь Винников участник боевых действий, депутат Тюменской областной думы
- Хорошо, что появился такой день, который всех нас, ветеранов, сплачивает. День, в который все мы вместе можем вспомнить тех, кого уже рядом с нами нет, почтить их память, сказать добрые слова, поддержать тех, кто выполняет свой долг... От себя лично хочу сказать, что звание ветерана нужно носить с честью и достоинством, понимать, что не ради льгот и привилегий вы находились на боевом посту, а потому что патриоты своей страны.
Андрей Науменко председатель региональной общественной организации ветеранов войны в Афганистане Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Баграм»
- 36 лет назад, когда мне только исполнилось 18 лет, я прибыл на службу в Афганистан, провинцию Кандагар. Я нёс службу в подразделении военной разведки. Почти 15 лет я защищал Родину, свой дом и семью. Сегодня я занимаюсь общественной работой, много взаимодействую с молодежью, занимаюсь их патриотическим воспитанием, рассказываю им о долге и мужестве.
Читать в источнике