Все больше макроэкономистов и финансовых аналитиков Запада бьют тревогу по поводу растущего государственного долга Соединенных Штатов, который сейчас приближается к 35 триллионам долларов или 120% ВВП. Процентные выплаты по долговым обязательствам стали крупнейшей статьей национального бюджета Америки, опередив расходы на оборонку и социальную политику.
Непомерный госдолг США стимулирует дедолларизацию, поскольку валюта БРИКС и цифровая альтернатива SWIFT приобретает все более отчетливые очертания
В начале июня бывший спикер Палаты представителей Конгресса Пол Райан предложил американскому правительству принять и продвигать стейблкоины - криптовалюты, обеспеченные активами - в качестве оплаты за казначейские обязательства США. Райан заявил, что это позволит "мгновенно и надолго повысить спрос на долговые обязательства США и снизить риск провала аукциона суверенных облигаций и сопутствующего финансового и экономического кризиса".
Ян Крикке известный аналитик, журналист и автор издание Asian Times считает, что подобные предложения свидетельствуют о том, насколько серьезной стала долговая ситуация в США. Криптовалюты или частные цифровые валюты могут использоваться анонимно по всему миру. Биткойн, первая криптовалюта, должен был стать своего рода плацдармом для новой финансовой системы, способной начать все с чистого листа.
Но перенесемся в 2024 год, пишет Крикке, Американские криптозащитники активно призывают регулировать криптовалюты, обеспеченные активами (стейблкоины), чтобы их можно было использовать для выкупа казначейских облигаций США и уплаты налогов. Они считают, что криптовалюты могут спасти несовершенную финансовую систему, заменив фиатные деньги.
Через две недели после того, как Райан выступил со своей инициативой, конгрессмен США Мэтт Гетц представил законопроект, который позволит американцам платить федеральный подоходный налог в биткоинах. По словам Гетца, этот радикальный шаг будет способствовать развитию инноваций, повышению эффективности и предоставит американским гражданам большую гибкость.
В своем заявлении Гетц сказал: "Это решительный шаг к будущему, в котором цифровые валюты будут играть жизненно важную роль в нашей финансовой системе, гарантируя, что Соединенные Штаты останутся на переднем крае технологического прогресса".
Вопрос в том, пишет Крикке, сможет ли фиатная валюта сосуществовать с частными деньгами. За последние 50 лет доллар потерял 90 процентов своей стоимости и до сих пор теряет покупательную способность со скоростью около 10 процентов в год.
Стоимость криптовалют сильно варьируется, но почти все они оцениваются в долларах. Это означает, что они не застрахованы от возможной (как говорят некоторые экономисты, неизбежной) девальвации доллара.
День биткоин-пиццы
Немного истории. 31 октября 2008 года программист под псевдонимом Сатоши Накамото опубликовал на доске объявлений в разделе о криптографии статью, в которой анонсировал биткоин, первую пиринговую криптовалюту. Пользователи могли "добывать" биткоины, решая сложные математические задачи, и получать вознаграждение в виде только что намайненных биткоинов.
Накамура заявил, что в 2008 году Уолл-стрит была спасена за счет денег налогоплательщиков, аргументируя это тем, что финансовая система коррумпирована и выгодна узкому кругу лиц. Биткойн должен был стать народными денежными средствами, неподконтрольными правительствам. С его помощью люди смогли бы анонимно и почти беспрепятственно совершать переводы в любую точку мира.
Но на биткоины установлен лимит - добыть можно только 21 миллион монет, что делает цифровую валюту невосприимчивой к инфляции, вызванной чрезмерным печатанием денег, характерным для фиатных валют.
В 2010 году состоялась первая коммерческая транзакция биткойна. Майнер биткоинов по имени Ласло Ханеч предложил 10 000 BTC тому, кто доставит две пиццы к нему домой во Флориде.
Британский программист Джереми Стердивант принял предложение. Он доставил две пиццы стоимостью 25 долларов к дому Ханиеца, а Ханиец перевел 10 000 биткоинов на биткоин-кошелек Стурдиванта. В результате транзакции стоимость биткойна составила 0,0041 доллара.
Первая транзакция биткоина, которую стали называть днем Bitcoin пиццы вызвала широкий интерес к цифровой валюте. Предприниматели вкладывали деньги в фермы по добыче биткоинов и открывали криптобиржи, чтобы помочь людям покупать и продавать криптовалюты. Всего за 15 лет цена биткоина выросла практически с нуля в 2009 году, до пика в 75 830 долларов в начале 2024 года.
Биткойну не удалось добиться значительных успехов в качестве платежной валюты. Сегодня лишь небольшая часть транзакций с биткоинами используется при расчетах в розничной торговле. Остальная часть приходится на криптовалютный трейдинг.
Биткойн основан на уже существовавших технологиях, среди которых цифровые подписи.
Криптопредприниматели запустили несколько видов криптовалют. Среди них - стейблкоины. Некоторые стабильные монеты обеспечены активами, в том числе недвижимостью, корпоративными долгами и даже другими криптовалютами, другие - резервами фиатных валют, хранящихся на банковских счетах. Криптовалюта под названием DigixDAO обеспечена золотом. Каждый токен (DGX) соответствует 1 грамму золота, находящемуся в хранилище Сингапура в 100-граммовых слитках.
Появление криптовалют, обеспеченных золотом, выглядит несколько забавно, считает Крикке. Проблемы в финансовой системе, якобы послужившие толчком к созданию биткойна, во многом были вызваны решением правительства США в 1971 году отказаться от золотого стандарта.
Нефтедоллар
После Второй мировой войны американский доллар стал мировой резервной валютой. Согласно Бреттон-Вудскому соглашению 1944 года, доллар был привязан к золоту по фиксированной цене 35 долларов за унцию. Британский фунт, французский франк и валюты других государств были привязаны к доллару, а значит, опосредованно и к золоту. Золотые резервы накладывали на страны фискальные обязательства, ограничивая количество денег, которые могут быть выпущены.
В 60-х годах прошлого века некоторые европейские страны были обеспокоены тем, что правительство США испытывает финансовое истощение, что стало результатом дорогостоящей войны во Вьетнаме и внедрения социальных программ (Война с бедностью). Европейские экономисты заподозрили, что США печатают больше долларов, чем могут обеспечить золотом.
Французское правительство заявило о своих сомнениях в весьма неожиданной форме. В 1965 году генерал де Голль отправил в США военный корабль с долларами и потребовал обменять их на золото. Примеру Франции последовали и другие страны, хотя и без военных кораблей, и постепенно истощили золотой запас США.
В конце Второй мировой войны США располагали 21 тыс. тонн золота. К концу 1971 года осталось всего 8133 тонны. Опасаясь потерять оставшийся запас, правительство США объявило о временном закрытии так называемого золотого окна, тем самым объявив дефолт по Бреттон-Вудскому соглашению.
Чтобы поддержать мировой спрос на доллары, США в 1974 году убедили Саудовскую Аравию продавать нефть исключительно в долларах, в обмен на военную защиту. Соглашение требовало от всех стран-импортеров нефти поддерживать долларовые резервы, создавая постоянно растущий спрос на доллары.
Так называемый нефтедоллар закрепил за американским долларом роль мировой резервной валюты. Торговля нефтью составляет всего 7 % глобальной экономики, но она крайне важна для оставшихся 93 % ее объема.
Базовая архитектура mBridge, альтернативы SWIFT для стран БРИКС
Стремительно растущий госдолг США
Больше не сдерживаемое рамками золотого стандарта, американское правительство стало быстро увеличивать свои долговые обязательства. Если в 1971 году долг США составлял 400 миллиардов долларов, то к 2024 году он достиг 34 триллионов долларов, или 120 % внутреннего валового продукта.
Для финансирования дефицита бюджета правительство США выпустило процентные казначейские обязательства. Подкрепленные "полной верой и надежностью" со стороны государства, казначейские облигации считались безрисковой инвестицией. Основными покупателями были частные инвесторы, иностранные правительства, пенсионные фонды и страховые компании.
Но история повторилась. Если в конце 1960-х годов золотым запасом США была обеспокоена Франция, то сегодня Китай озабочен проблемой казначейских облигаций США.
Когда Китай стал "фабрикой мира", у него образовалось огромное положительное сальдо торгового баланса с Соединенными Штатами, которое в какой-то момент достигло 1 миллиарда долларов в сутки. Часть своих долларовых запасов Пекин использовал для покупки казначейских облигаций США и в итоге стал крупнейшим в мире кредитором Вашингтона, уступая лишь Японии.
Но затем наступил глобальный финансовый кризис 2008 года и скандальное спасение Уолл-стрит. Китай пришел к выводу, что Америка не намерена сокращать расходы, реформировать свою финансовую или политическую систему. На протяжении 2010-х годов Китай постепенно сокращал покупку американских долговых обязательств. Более того, пишет Крикке, Пекин начал закладывать фундамент для альтернативной финансовой архитектуры.
Дедолларизация
В 2021 году Китай, Гонконг, Таиланд и ОАЭ объявили о разработке mBridge, цифровой альтернативы SWIFT (Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunication). Примечательно, что в основе mBridge лежит вариант блокчейна - технологии, используемой в большинстве криптовалют.
mBridge создан для работы с цифровыми валютами центральных банков и, вероятно, станет шаблоном для системы финансовых расчетов для стран БРИКС. Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (GCC), в который входят Бахрейн, Кувейт, Оман, Катар, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты, уже протестировал свой собственный мост CBDC Bridge, который будет подключен к mBridge.
БРИКС также разрабатывает торговую валютную единицу, которая может быть частично обеспечена золотом, нефтью и другими сырьевыми товарами. Валюта, обеспеченная золотом или нефтью, может стать самым серьезным вызовом доллару. На первый взгляд, золото и нефть - "странная парочка", но уже более века они сохраняют практически паритет. Цены на них движутся в очень узком диапазоне, пишет Крикке.
В 1971 году, когда США закрыли "золотое окно", унция золота продавалась за 35 долларов. В начале 2024 года она достигла 2450 долларов. В 1971 году баррель нефти стоил 3,60 доллара. В последние годы нефть продавалась от 80 до 100 долларов за баррель. В пересчете на золото и нефть доллар потерял около 90 % своей стоимости за последние 50 лет.
Если БРИКС запустит валюту, привязанную к золоту, это может отразиться на ценах практически на все товары - от нефти и золота до меди, алюминия и стратегически важных редкоземельных элементов, используемых в "зеленых" технологиях.
Расширяющийся БРИКС будет не только контролировать львиную долю мировых сырьевых ресурсов, но и станет ведущим производителем многих промышленных и потребительских товаров. Общий объем экономического производства нынешних членов БРИКС уже превысил объем производства стран "Большой семерки".
В июне этого года Саудовская Аравия объявила, что присоединится и к БРИКС, и к mBridge. Саудовцы уже продавали нефть в недолларовых дензнаках, но это заявление ясно дало понять -Саудовская Аравия отказывается от нефтедоллара.
Решение Саудовской Аравии вызвало бурную реакцию со стороны Майкла Сейлора, соучредителя криптовалютного гиганта MicroStrategy. Сейлор заявил, что саудовцы совершают ошибку и должны были выбрать биткойн.
Он написал: "Представьте себе мир, в котором 50 000 банков используют биткойн для P2P-расчетов друг с другом. Спросите Банк Австралии, Банк Австрии или Банк Китая, не хотели бы они иметь актив, который не теряет от 7 до 10 процентов своей стоимости ежегодно. Спросите их, не хотели бы они иметь возможность совершать операции с любым другим банком в мире по принципу "равный-равному". Это гораздо лучше существующей системы".
Ну конечно, Сейлору лучше знать. Зачем Саудовской Аравии, Китаю и другим странам БРИКС продавать свои товары или промышленную продукцию в криптовалюте, которая оценивается в долларах, в то время как они отказываются от долларовой системы?
Криптовалюта или золото?
Проблема госдолга США усугубляется экстремальными формами финансовой инженерии. Включение криптовалют в финансовую систему — это еще один шаг вперед. Криптовалюты можно использовать анонимно и при трансграничных расчетах, что делает их идеальным средством для уклонения от уплаты налогов. По мнению экономиста Майкла Хадсона, это может превратить США в "новую Швейцарию".
Хадсон пишет: "США считают, что выступать в качестве места назначения для уклоняющихся от уплаты налогов, преступников и других лиц в глобальном масштабе — это отличная национальная стратегия. План состоит не в осуждении налоговых преступлений и более жестокой преступной деятельности, а в стремлении получить прибыль от того, что они являются банкирами для этих целей".
Макроэкономист Люк Громен убежден, что, если не произойдет чудо с производительностью труда благодаря искусственному интеллекту или прорыв в области дешевой энергии, у США останется три выхода, и ни один из них не будет безболезненным: Вашингтон должен сократить расходы на оборонку и пособия как минимум на 30%, он может объявить частичный дефолт или же наоборот, увеличить госдолг. Первые два варианта с политической точки зрения возможны только в случае чрезвычайной ситуации, а последний приведет к годам чрезвычайно высокой инфляции.
Более того, говорит Громен, Штатам придется провести реиндустриализацию, чтобы уменьшить зависимость от иностранных производителей даже самых элементарных товаров. Следующему американскому президенту придется заново вырабатывать промышленную политику, а еще лучше - национальный план по переосмыслению общества.
В краткосрочной перспективе поводов для оптимизма нет. Бывший президент США Дональд Трамп выступил в поддержку криптовалют в США. Его предвыборная кампания принимает пожертвования в криптовалютах, и он пообещал наказать страны, которые перестанут использовать доллар.
Но это не похоже на план. Резервные валюты уходят в прошлое. Они превратились в пережиток колониальной эпохи, резюмировал Крикке.