Найти в Дзене

Казанский собор

С момента моего переезда в Петербург в 2010 году, я очень часто гулял и катался на велосипеде по Невскому проспекту, так-как снимал квартиру тоже на Невском проспекте, на пересечении с Пушкинской. Тогда я ещё не был фотографом и на городскую архитектуру смотрел обывательски, типа нравится или нет. Естественно у меня была любительская зеркалка и я снимал на неё интересные для меня строения. Тогда ещё не было понимания, что есть отдельное направление для съёмки архитектуры и не был знаком с канонами архитектурной фотографии, снимал всё вкривь и вкось так, что эти "шедевры", когда я смотрю на них сейчас, я бы не стал показывать никому, так-как такие фото ничем не отличаются от того, что снимает среднестатистический провинциальный турист, впервые очутившийся в Санкт-Петербурге. Казанский собор мне всегда нравился тем, что он выбивался по своей архитектуре из типовой застройки Невского проспекта. Величественное здание с красивой колоннадой, напоминающей мне иллюстрации из учебников истории,
Казанский собор. Фото Андрей Белимов-Гущин 2024 год.
Казанский собор. Фото Андрей Белимов-Гущин 2024 год.

С момента моего переезда в Петербург в 2010 году, я очень часто гулял и катался на велосипеде по Невскому проспекту, так-как снимал квартиру тоже на Невском проспекте, на пересечении с Пушкинской. Тогда я ещё не был фотографом и на городскую архитектуру смотрел обывательски, типа нравится или нет. Естественно у меня была любительская зеркалка и я снимал на неё интересные для меня строения. Тогда ещё не было понимания, что есть отдельное направление для съёмки архитектуры и не был знаком с канонами архитектурной фотографии, снимал всё вкривь и вкось так, что эти "шедевры", когда я смотрю на них сейчас, я бы не стал показывать никому, так-как такие фото ничем не отличаются от того, что снимает среднестатистический провинциальный турист, впервые очутившийся в Санкт-Петербурге.

-2

Казанский собор мне всегда нравился тем, что он выбивался по своей архитектуре из типовой застройки Невского проспекта. Величественное здание с красивой колоннадой, напоминающей мне иллюстрации из учебников истории, где я любил рассматривать древние Римские и Греческие руины, представляя как они выглядели в эпоху, когда эти города не были разрушены в силу разных причин.

Казанский собор. Фото Андрей Белимов-Гущин 2024 год. 6 рядная панорама собрана из 18 кадров, снятых на 17 мм тилт-шифт объектив Canon
Казанский собор. Фото Андрей Белимов-Гущин 2024 год. 6 рядная панорама собрана из 18 кадров, снятых на 17 мм тилт-шифт объектив Canon

Наблюдая за собором в разное время дня и ночи, время года и в разную погоду, я отмечал для себя, что мне всё больше и больше хочется научиться красиво снимать архитектуру, показывать симметрию зданий и интерьеров, а особенно меня увлекала мысль съёмки таких мест с огромным трафиком людей так, чтоб в кадре не было ни одного человека, а для этого нужно, чтоб ты оказался в таком месте один, что в принципе маловероятно, если ты не работаешь в храме кем-то, у кого есть возможность оказаться в определённое время с фотоаппаратом в пустых помещениях.

Казанский собор. Художник Алексеев Ф. Я. 1811 год.
Казанский собор. Художник Алексеев Ф. Я. 1811 год.

Тогда я ещё не знал, что буквально через 3 года, я стану профессиональным интерьерным фотографом и тем более стану таким фотографом, перед которым будут открыты двери всех музеев и соборов Петербурга!

Казанский собор. Художник Васильев Т.А. 1800-г
Казанский собор. Художник Васильев Т.А. 1800-г

Естественно, для того, чтоб перед тобой эти двери открывались, нужно было очень и очень много работать и даже став уже достаточно известным на рынке архитектурным фотографом, не всегда удавалось с лёгкостью пробить себе разрешение на съёмку того или иного объекта. На получение возможности поработать в определённых местах у меня уходили годы.

 Казанский собор. Проект Казанского собора. Северный фасад. Воронихин А.Н. 1810 год.
Казанский собор. Проект Казанского собора. Северный фасад. Воронихин А.Н. 1810 год.

Чтоб снять интерьеры Казанского собора у меня ушло ровно 10 лет моей деятельности на поприще интерьерной фотографии. Благодаря своей работе и тому, что на момент съёмки за моими плечами уже был снят большой проект, посвящённый интерьерам исторических дворцов и особняков Санкт-Петербурга, у меня росла и сетка полезных контактов с известными людьми Петербурга, которые благодаря своим связям, помогали мне пробиваться с моими хотелками в такие места, где в принципе очень сложно, можно даже сказать почти невозможно снять запредельно людные места, без людей в кадре!

Казанский собор. Проект Казанского собора. Западный фасад. Воронихин А.Н. 1810 год.
Казанский собор. Проект Казанского собора. Западный фасад. Воронихин А.Н. 1810 год.

При содействии фонда поддержки культуры и искусства "Александр" и лично Алексея Неймышева, мне удалось согласовать съёмку интерьеров этого собора! Собор был воздвигнут в честь победы в Отечественной войне 1812 года! Внутреннее убранство собора сделано в стилистике итальянского ампира с колоннами Коринфского ордера, украшенными бронзовыми капителями. Собой известен ещё тем, что прямо в соборе устроен склеп с могилой фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова.

-8

Большинство знамен и ключей в 1912 г. было передано в Москву, в Музей 1812 г. У могилы Кутузова в наше время хранятся 6 трофейных знамен и 26 ключей в шести связках. Главная люстра собора весит 40 пудов (660 кг.) на 180 свечей. Внутреннее убранство собора было разорено в 1922 г., и все иконы, которые находились в храме, были переданы в разные музеи, в частности, в Русский музей, где сейчас хранятся все подлинные иконы из главного и двух боковых иконостасов!

Вид Соборной Церкви Казанской Богородицы в С.-Петербурге. Рисунок Воронихин А.Н.
гравёр Алферов Н.Ф.
Вид Соборной Церкви Казанской Богородицы в С.-Петербурге. Рисунок Воронихин А.Н. гравёр Алферов Н.Ф.

Для работы мне выделили несколько часов и я постарался снять виды со всех возможных ракурсов. На фото конечно размеры собора трудно оценить по достоинству, так-как они сильно скрадываются, поэтому рекомендую при случае всё же посетить собор и насладиться великолепным интерьером. Вход для всех свободный и лучше всего приходить рано утром или к закрытию, так-как в остальное время дня очень много посетителей!

Фрагмент Панорамы Невского проспекта. Литография И. А. Иванова с рис. В. С. Садовникова. 1830-е гг.
Фрагмент Панорамы Невского проспекта. Литография И. А. Иванова с рис. В. С. Садовникова. 1830-е гг.

В общем это было очередное моё лирическое отступление, а теперь про историю самого собора!

Внимание! Все графические материалы использованные в этой статье, являются финальными репродукциями результата работы каскада из нескольких нейронок и в таком качестве демонстрируются впервые!

К началу XIX столетия церковь Рождества Богородицы на Невском проспекте пришла в упадок, и было принято решение возвести на её месте новый собор в честь иконы Казанской Божией Матери.

Проект Невского проспекта, по правую руку видна каменная придворная церковь Рождества Пресвятой Богородицы (1733г.)
Проект Невского проспекта, по правую руку видна каменная придворная церковь Рождества Пресвятой Богородицы (1733г.)

В конце XVIII века над проектами нового Казанского собора работали выдающиеся архитекторы Дж. Кваренги и Н. А. Львов. В 1799 году был объявлен конкурс, в котором приняли участие такие талантливые мастера, как Чарлз Камерон, Жан Тома де Томон и Пьетро Гонзаго.

Казанский собор. Северный фасад. Проект Тома де Томон, Жан Франсуа. 1800 год.
Казанский собор. Северный фасад. Проект Тома де Томон, Жан Франсуа. 1800 год.

По мнению известного специалиста по русскому классицизму, историка архитектуры из Ленинграда Г. Г. Гримма, ни один из предложенных вариантов не был достаточно хорош. Однако проект Камерона оказался наиболее удачным. Именно его и выбрал Павел I.

Проект Казанского собора. Главный фасад. Арх. Джакомо Кваренги. 1790 год.
Проект Казанского собора. Главный фасад. Арх. Джакомо Кваренги. 1790 год.

В конце осени 1800 года Камерону было поручено разработать окончательный проект Казанского собора. Но вскоре всё изменилось: 14 ноября того же года император утвердил другой проект, разработанный малоизвестным русским архитектором А. Н. Воронихиным.

Проект Казанского собора. Южный фасад. Воронихин А.Н. 1810 год.
Проект Казанского собора. Южный фасад. Воронихин А.Н. 1810 год.

В 1800 году начались работы. Через восемь дней после того, как проект Воронихина был утверждён, Павел I отдал распоряжение:

«Для возведения Казанской церкви по утверждённому нами плану приказываю создать специальную комиссию. В её состав должны войти президент Академии художеств действительный тайный советник граф Строганов, генерал от инфантерии и генерал-прокурор Обольянинов, тайный советник Карадыгин и вице-президент Академии действительный тайный советник Чекалевский. А строительство должно вестись под руководством архитектора Воронихина».

В январе 1801 года комиссия, возглавляемая Строгановым, представила императору Павлу доклад о смете расходов и сроках строительства Казанской церкви.

Казанский собор. Продольный разрез. Тома де Томон, Жан-Франсуа. 1800 год.
Казанский собор. Продольный разрез. Тома де Томон, Жан-Франсуа. 1800 год.

Павел отклонил предложения комиссии о строительстве колокольни и дома для священнослужителей. Он объяснил свою позицию: «В Риме у Петра нет колокольни, а нам она и подавно не нужна! Что касается церковнослужителей, они не останутся без жилья».

Стоит отметить, что впоследствии дом для священнослужителей действительно был построен — на углу Невского проспекта и Казанской улицы (Невский проспект, 25). Однако колокольня так и не была возведена. Если внимательно посмотреть на западную колоннаду собора со стороны улицы Плеханова, можно увидеть большие проёмы, в которых раньше находились колокола собора.

Вид Собора Казанской Божьей Матери. Литография по рис. Тозелли Анджело. Гравер Ниц К. 1810 год.
Вид Собора Казанской Божьей Матери. Литография по рис. Тозелли Анджело. Гравер Ниц К. 1810 год.

В ночь на 12 марта 1801 года группа заговорщиков совершила покушение на Павла I, в результате которого он был убит. Его место на престоле занял его сын Александр I. Именно он руководил церемонией торжественной закладки Казанского собора, которая состоялась 27 августа 1801 года. Изначально планировалось, что строительство собора займёт три года. Однако работы затянулись на десять лет.

Казанский собор. Чертёж А.Н. Воронихин 1801-1811 г.
Казанский собор. Чертёж А.Н. Воронихин 1801-1811 г.

Казанский собор стал объектом гордости для русских патриотов. В 1816 году в книге «Достопамятности Санкт-Петербурга» П. П. Свиньин, известный писатель, посвятил отдельную главу Казанскому собору. Он писал: «Прежде чем мы начнём рассматривать это прекрасное произведение искусства, давайте порадуемся, что оно было создано руками российских мастеров без участия иностранцев. Все материалы, использованные для строительства этого храма, были добыты в нашей стране. Воспоминания об этом перейдут в будущее и, несомненно, станут доказательством для тех, кто утверждает, что русские не способны к творчеству и могут только подражать другим».

Казанский собор. План собора. Аплаксинъ А. 1911 год.
Казанский собор. План собора. Аплаксинъ А. 1911 год.

Историк Казанского собора А. П. Аплаксин отмечал, что «за исключением французского алебастра, который, вероятно, был единственным иностранным материалом, все остальные были добыты в России, от фундамента до золотого креста».

Казанский собор.Полный план Казанского собора. Проект Воронихин А.Н. 1810 год.
Казанский собор.Полный план Казанского собора. Проект Воронихин А.Н. 1810 год.

Размер купола составляет более 17 метров. В процессе его создания Воронихин впервые в истории строительства использовал металлическую конструкцию!

Казанский собор. Архивное фото. 1896 год.
Казанский собор. Архивное фото. 1896 год.

Казанский собор — это выдающийся пример того, как архитектура и скульптура могут гармонично сочетаться. К сожалению, замысел Воронихина не был реализован в полной мере, и не все элементы скульптурного декора сохранились до наших дней. Тем не менее, скульптурное убранство собора привлекает внимание своей красотой и уникальностью.

Казанский собор. Фото Илья Голанд 1960-е годы.
Казанский собор. Фото Илья Голанд 1960-е годы.

Скульптуры собора посвящены религиозным сюжетам, но они также отражают мысли и чувства, которые были важны для русских людей в период патриотического подъёма перед Отечественной войной 1812 года.

Печально, что в настоящее время мы не можем увидеть две статуи архангелов Гавриила и Михаила, которые в течение тринадцати лет украшали собор, стоя на гранитных постаментах у проездов колоннады. Эти статуи запечатлены на всех картинах и гравюрах того времени, и о них упоминают все, кто описывал собор в период его строительства и освящения. Из истории строительства собора известно, что изначально статуи должны были быть созданы по эскизу Воронихина, но Иванов не получил одобрения, и заказ был передан Мартосу.

Из описания архитектора Андрея Аплаксина - Когда Мартос завершил работу над статуями, он обратился к комиссии с просьбой о предоставлении более просторной литейной мастерской для отливки его ангелов. Комиссия, используя средства, выделенные на строительство собора, переоборудовала мастерскую. Однако медь, предназначенная для отливки, была доставлена в Академию художеств и осталась неиспользованной.

Вероятно, причина кроется в том, что академическая мастерская не была оснащена должным образом для отливки крупных фигур, высота которых составляла около 7 аршин.

В 1910 году, по инициативе Юбилейной реставрационной комиссии Казанского собора, возглавляемой протоиереем Сосняковым, была предпринята попытка восстановить ангелов, созданных Мартосом. Однако из-за недостатка средств этот вопрос так и не был решён.

В 30-е годы XIX века завершилось создание архитектурно-скульптурного ансамбля Казанского собора. 29 декабря 1837 года состоялось торжественное открытие памятников М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли, которые были установлены перед боковыми портиками внешней колоннады. Бронзовые фигуры полководцев были отлиты по моделям скульптора Б. И. Орловского, а гранитные постаменты были спроектированы архитектором В. П. Стасовым.

Казанский собор. Фото Андрей Белимов-Гущин 2024 год.
Казанский собор. Фото Андрей Белимов-Гущин 2024 год.

Памятники были установлены таким образом, что значение крыльев колоннады в общей композиции усилилось, а их связь с центральной частью ослабла. Хотя головы статуй слегка повернуты в сторону центра площади, это движение не может уравновесить усилившееся «стремление» колоннады в стороны.

Следовательно, можно утверждать, что скульптуры были интегрированы в архитектурный ансамбль собора скорее вопреки изначальному видению Воронихина. Однако сегодня Казанский собор уже невозможно представить без скульптур Кутузова и Барклая де Толли. Эти монументы окончательно закрепили за Казанским собором статус памятника воинской славы России. Именно так воспринимали творение Воронихина его современники.

В праздничный день, посвящённый Казанской иконе Божией Матери, 4 ноября 1995 года, в западной части колоннады Казанского собора вновь зазвучал тихий звон. Из-за небольшого размера колоколов их звук был негромким. К Рождеству был отлит один большой колокол весом 250 килограммов и три малых колокола. Они были освящены 19 января 1996 года и усилили звучание собора.

8 апреля 1998 года на звоннице установили «повседневный» колокол весом 1200 килограммов. На нём были изображены два креста и образ Казанской Божией Матери. Колокол был отлит в праздник Трёх Святых.

Казанский собор. Фото Андрей Белимов-Гущин 2024 год.
Казанский собор. Фото Андрей Белимов-Гущин 2024 год.

В апреле 2003 года на колокольню был поднят главный колокол собора — «праздничный», который теперь называют «владимирским». Его высота составляет 2,25 метра, а диаметр — 1,9 метра. Вес «праздничного» колокола почти такой же, как у его предшественника, отлитого в 1796 году, — 4,4 тонны. На колоколе изображены: главная святыня собора — икона Казанской Божией Матери, образ святого равноапостольного великого князя Владимира и два креста.

Казанский собор. Фото Андрей Белимов-Гущин 2024 год.
Казанский собор. Фото Андрей Белимов-Гущин 2024 год.

В процессе реставрации колоколов Казанского собора участвовали специалисты и исследователи из Петербургского государственного университета путей сообщения имени императора Александра I. Кафедра «Прочность материалов и конструкций» под руководством профессора Анатолия Николаевича Лялинова также внесла свой вклад в восстановление колоколов.

Казанский собор. Фото Андрей Белимов-Гущин 2024 год.
Казанский собор. Фото Андрей Белимов-Гущин 2024 год.

Могилу Кутузова я не стал снимать, так-как стояла цель показать лишь интерьеры собора! Существует распространённое мнение, что сердце М. И. Кутузова было погребено в Бунцлау. Эта легенда возникла в 1913 году, когда отмечалось столетие со дня смерти фельдмаршала. Однако в архиве Музея истории религии и атеизма, который находится в Казанском соборе, хранится документ, датированный 4 сентября 1933 года. В этом документе говорится, что при вскрытии склепа и гроба с останками Кутузова было обнаружено серебряное вместилище, в котором находилось забальзамированное сердце. Под документом стоят четыре подписи. Одна из них принадлежит Б. Н. Сократилину, который в 1933 году отвечал за сохранение исторических и архитектурных памятников Ленинграда.

Казанский собор. Фото Андрей Белимов-Гущин 2024 год.
Казанский собор. Фото Андрей Белимов-Гущин 2024 год.

Вот, что мы видим в описании Канна П. Я. - Сотрудники музея Казанского собора отправились в подвальное помещение, где находился склеп. Внутри было чисто и сухо. В центре на небольшом постаменте стоял саркофаг.

Когда крышку саркофага сдвинули, внутри обнаружился прах полководца. Слева от головы лежал цилиндрический серебряный сосуд. С большим трудом удалось открыть крышку сосуда. Внутри оказалась прозрачная жидкость, в которой хорошо сохранилось сердце. Сосуд плотно закрыли и вернули на место. Весь процесс вскрытия склепа и саркофага был зафиксирован на фотографиях, которые хранятся в архиве Музея истории религии и атеизма.

Казанский собор. Фото Андрей Белимов-Гущин 2024 год.
Казанский собор. Фото Андрей Белимов-Гущин 2024 год.
Казанский собор. Нижний храм. Фото Андрей Белимов-Гущин 2024 год.
Казанский собор. Нижний храм. Фото Андрей Белимов-Гущин 2024 год.
Казанский собор. Нижний храм. Фото Андрей Белимов-Гущин 2024 год.
Казанский собор. Нижний храм. Фото Андрей Белимов-Гущин 2024 год.

Если понравилась статья, ставим лайки, подписываемся на канал и делимся с друзьями!

Для желающих поддержать мой проект, в Дзен теперь появилась возможность делать донаты!

Попробую тестировать этот способ и буду указывать всех спонсоров в конце статей!

Как отправить донат?

1. Авторизуйтесь в Дзене с помощью VK ID или Яндекс ID.

2. Откройте понравившуюся публикацию или канал автора.

3. Найдите иконку Поддержать .

4. В открывшемся окне Выберите сумму пожертвования или введите Свою сумму и нажмите на кнопку Перевести.

5. Выберите способ оплаты:

6. Картой: введите данные карты

7. СБП

8. Подтвердите оплату.

Есть ли комиссия за донаты?

Дополнительных комиссий, помимо суммы пожертвования, с пользователя не взимается.