Найти тему

🔥 Любопытное содержание советских журналов в последний год жизни Ленина.

Ленин в 1923 году
Ленин в 1923 году

Листая страницы журнала Красная панорама, я в прошлый раз обнаружила много интересного, касающегося взглядов на В.И. Ленина на момент его смерти. Это, так сказать, докультовый взгляд на вождя пролетарской революции:

А сегодня мне пришла идея просмотреть подборку журнала за 1923 год, просто чтобы более выпукло представить страну, в которой дедушка Ленин, собственно, и умер.

А выпукло представить состояние общества и содержимое голов людей того или иного периода можно, в частности, по прессе.

В общем, я предлагаю вам темы журнала за 1923 год, которые лично мне показались интересными.

Листайте - несколько любопытных заметок того времени:

Сразу скажу, что на страницах издания были материалы посвященные борьбе трудящихся (еще ждали мировую революцию), но все это было без натиска и надрыва последующей эпохи. Как бы между делом. Мы здесь живем, а ход истории делает свою работу. Как-то так...

Почему я выбрала именно этот журнал?

Спонтанно. Наткнулась на него, и он мне понравился. Он освещал широкий круг разнообразных вопросов и лично мне просто интересно листать его страницы. К тому же сам журнал существовал с 1923 по 1930 годы, когда, страна с одной стороны, уже встала на рельсы построения коммунистического общества, а с другой стороны, кнутом к этому счастью ее еще подгонять не начали. Общество было довольно расслабленным и относительно свободным. Я этот период вообще люблю.

Итак.

1. Смерть Сары Бернар (1844 - 1923 гг.).

-3

В память о ней издание публикует отрывки из писем и мемуаров актрисы. Интересно, что приводится аргументация упоминания Сары Бернар в советском журнале "... во всем цивилизованном мире нет ни одного сознательного рабочего, который не знал бы "великой Сары", как прозвала Сару Бернар американская рабочая пресса".

Так вот она связь актрисы с рабочими - они ее знают) Честно говоря, насчет российских рабочих того периода, сильно в этом сомневаюсь. Но кто признается в "несознательности"?)

Из приведенных фрагментов воспоминаний Сары Бернар следует, что жизнь ее была наполнена как признанием зрителей, так и борьбой с дирекцией театров, а так же, имели место угрозы и оскорбления на национальной почве завистников. Однако Бернар была, видимо, крепким орешком и не поддавалась на провокации.

  • Например, однажды она полетала на воздушном шаре, удовольствия ради. По не вполне понятным причинам, когда об этом узнало ее театральное начальство, актрису крупно оштрафовали. Она отказалась платить штраф и подала в отставку. Дело дошло до министра. В итоге штраф с нее сняли - и отставку она отозвала.
  • А в другой раз, свой день рождения ей пришлось провести на пароходе - во время одного из многочисленных гастрольных переездов. И матросы, команда парохода, подарили ей огромный красивый букет. Когда она взяла его в руки, то обнаружила, что все цветы были очень искусно вырезаны из овощей. Она вспоминает об этом букете с большой благодарностью.

Вообще, театру уделялось много места. В том же номере, к примеру, давались материалы к 100-летию Островского и 35-летнему рабочему юбилею актера Самойлова. Регулярно даются обзоры современных театральных постановок и тенденций. Например, описывается некое явление, под названием "опереточная левизна", которая "действует на мещански настроенного обывателя как зеленый порошок на тараканов" (!!).

Явно, редакция журнала еще не была зачищена от "бывших", не рабоче-крестьянского происхождения, авторов и редакторов.

Делегатов тоже явно не от станков оторвали... К сожалению, не указаны имена - сложно определить конкретные биографии.
Делегатов тоже явно не от станков оторвали... К сожалению, не указаны имена - сложно определить конкретные биографии.

2. Первое мая.

Праздник отмечался с размахом. С речами выступали Зиновьев и Луначарский. На площади жгли чучело мирового империализма. На заводах рабочие приурочивали свои обычные работы к празднику (например - "собрали трактор к 1 мая", " отремонтировали вагон к 1 мая"...

За границей первомайские демонстрации правительствами разгонялись, так что делался вывод о необходимости вооруженных восстаний, вместо мирных демонстраций.

Мир кипит и бурлит - казалось, вот-вот грянет мировая революция.
Мир кипит и бурлит - казалось, вот-вот грянет мировая революция.

3. Настроения художника Билибина в эмиграции.

Напомню, что Иван Яковлевич Билибин (1876-1942 гг.), был выдающимся иллюстратором, в частности, русских народных былин и сказок. А еще он создавал театральные декорации.

-6

Его судьба описывается на 1923 год, когда он попал в эмиграцию. Он был эвакуирован английским судном из Крыма в 1917 году, и пропал с радаров. Долгое время считалось, что он не перенес дороги и в трюме судна его заели вши.

Но потом он материализовался в Каире и прислал оттуда письмо, полное разочарования. Работы было мало, жил н очень бедно и промышлял раскрашиванием фотографий, что было модно у местного населения, уровень культуры и образ жизни которого ему категорически не нравился. В Европу он не хотел, он насмотрелся французов и англичан, и они ему тоже не нравились. Мечтал о том, чтобы вернуться в Крым.

Скажу, что позже он там женился, много путешествовал по Востоку, потом перебрался в Париж и там работал театральным декоратором. Но в 1936 году все-таки вернулся на родину. Умер он в блокадном Ленинграде от голода.

4. Антирелигиозная борьба.

С одной стороны, народ еще вполне отмечал старые религиозные праздники, но с другой стороны - битва с религией разворачивалась широко -"Комсомольцы с буйной дерзостью штурмуют небо", отмечал журнал.

-7

Устраивались "Комсомольские Пасхи", создавались антирелигиозные музеи, целью которых было изучение религий народов мира и их сравнение.

Массовых расстрелов священнослужителей пока не наблюдалось.

5. Авторство Интернационала.

Песня, ставшая международным революционным гимном, оказывается, имела непростую историю с определением ее авторства.

Музыку к песне по просьбе мэра Лилля написал рабочий, который увлекался музыкой, Пьер Дегейтер (1848-1932 гг.) Впервые песня была исполнена рабочими в 1888 году. Им радали листки с мелодией и текстом, а автор музыки, для конспирации, был указан только по фамилии.

 Пьер Дегейтер
Пьер Дегейтер

А у Пьера был брат Адольф (вообще, у их родителей в семье было 8 детей), и этот брат, когда песня раскрутилась, объявил себя ее автором. Потом он исчез с радаров, песня набирала популярность, а Пьер прозябал в бедности. И решил защитить свои авторские права на песню. В итоге он 20 лет ходил по судам, но, поскольку оригинальную рукопись музыки в свое время продал, ничего доказать не мог. В итоге его брат покончил жизнь самоубийством, а в прощальном письме признался в том, что не он автор музыки, и Пьер застолбил авторство за собой. Это произошло в 1922 году. Ну и по свежим следам в 1923 году было описано в советском журнале.

Никогда в голову не приходило, что на Интернационал у кого-то были авторские права, да еще их и делили 20 лет два родных брата...

***

Невозможно объять необъятное в одной небольшой заметке. Поэтому - вот вам несколько любопытных вырезок, которые обрисовывали общий фон ситуации. Читать, ломая глаза - не обязательно. Достаточно заголовков и фотографий:

Вот такой срез жизни страны. Именно в это время ее и покинул Владимир Ильич. Просто - для картинки. И для понимания что было на конкретном этапе.

Прошу вас ставить лайки, если вам нравятся материалы канала. Без них материалы не будут вам показываться в ленте в дальнейшем.

Так же не забывайте самостоятельно заглядывать на канал. Для этого слева на экране компьютера надо нажать кнопку Подписки.