Найти в Дзене
Марина N мимоходом

Каменная Голова в Санкт Петербурге

Голова (или Скульптура у источника) — скульптура неизвестного мастера, высеченная в гигантском гранитном валуне и находящаяся на территории бывшей усадьбы Лейхтенбергских в Петергофе. Является объектом культурного наследия федерального значения.
Памятник располагается на склоне оврага вблизи усадебного дома. От дома мимо него идёт тропинка по направлению к ферме. Размеры скульптуры, высеченной из гигантского валуна, — 2 х 2,2 х 1,8 метров. Традиционное описание скульптуры — лицо человека (мужчины), скорее всего — воина. Над землёй видна только верхняя часть лица. Глаза широко раскрыты. Левая нижняя часть лица скульптуры только намечена мастером. Сохранились следы её грубой обработки. Затылочная часть валуна обработке не подвергалась, большая её часть погружена в землю.

-2

В 1800 году усадьба Сергиевка была куплена у графа С. П. Румянцева Павлом I, а в 1822 году стала собственностью К. А. Нарышкина. Здесь в это время существовали: господский дом, баня, ферма, несколько каменных и деревянных домиков. Голова ни в одной описи не упоминалась. В 1838 (по другим данным в 1839 году) году имение было приобретено Николаем I в качестве свадебного подарка дочери императора Марии Николаевне, ставшей супругой герцога Максимилиана Лейхтенбергского. Архитектор А. И. Штакеншнейдер возвёл для новобрачных дворец (1839—1842), Кухонный и Гофмейстерский корпуса, а в 1845—1846 годах небольшую покрытую мрамором капеллу. Планировку парка осуществил П. И. Эрлер. Документальных свидетельств о создании памятника в это время также нет.

-3

Не существует дореволюционных фотографий или рисунков, запечатлевших этот памятник. Три наиболее популярных дореволюционных путеводителя также обходят его существование молчанием. Одним из редких упоминаний памятника в XIX веке является фрагмент в «Дневнике путешествия в Россию» Льюиса Кэрролла под 1 августа 1867 года: «Здесь мы любовались гладкой пеленой водопада, ниспадающего с широких каменных ступеней; тут — длинной аллеей, сбегающей под сводом вьющихся растений вниз по лестницам и склонам; там — огромным камнем, обтесанным в форме гигантской головы с лицом и глазами, загадочными, как у кроткого сфинкса, так что казалось, будто какой-то Титан пытается освободиться из-под бремени легшей на его плечи земли…» — Льюис Кэрролл. Дневник путешествия в Россию в 1867 году. Высказывалось предположение, что памятник повлиял на отдельные эпизоды сказки «Алиса в Зазеркалье».

негритянские головы у индейцев ольмеков
негритянские головы у индейцев ольмеков

Подлинная история создания памятника неизвестна. Неизвестно, кого он изображает. Существуют фольклорные версии происхождения памятника, не подтверждаемые документами:

По основной версии, это статуя древнерусского воина. Упоминается, что большой металлический шлем, не сохранившийся до нашего времени, вероятно, крепился в специальном отверстии (предназначенном для крепежа вертикальной пластинки древнерусского шлема, защищающей нос), существующем в настоящее время.

Все авторы упоминают как легенду, что именно этот памятник вдохновил А. С. Пушкина на создание соответствующего фрагмента в «Руслане и Людмиле» (факт, что в 1817 году, или даже 3 июля 1818 года, поэт побывал здесь вместе со своим другом Николаем Раевским, не считается доказанным).

Часть памятника неизвестному шведскому королю, высеченная во времена господства шведов на побережье Финского залива, которую шведы в силу неустановленных причин не смогли транспортировать на родину.

Голова Петра I, выточенная мастером с Петергофской Гранильной фабрики по причине того, что Пётр крестил дочь этого мастера.

Близка к этой версии ещё одна: Сергей Петрович Румянцев, которому принадлежало имение к 1800 году, решил так почтить память Петра I (которого изображала гигантская статуя) и его соратника и своего предка А. И. Румянцева. Но лицо статуи не удовлетворило заказчика, он приказал закопать статую. Иногда в этой версии создание проекта скульптуры приписывается архитектору Францу Броуэру, называются даже даты её создания — в 1799 или 1800 году. Франц Броуэр действительно трудился в Петергофе на создании Римских фонтанов.

Значительно реже инициатива создания приписывается императору Павлу I, купившему усадьбу в 1800 году.
Статуя является иллюстрацией к фрагменту из «Руслана и Людмилы», появилась она позже, чем была создана поэма, — в 40-е годы XIX века.

-5

Вот так. Появилась в 40-е годы XIX века... Кто-то шёл и обронил... Ни документов, ни авторов , ни цели установки головы...

фото Яндекс картинки

источник https://dzen.ru/a/ZZztKI_g4gmu_GBu (мой старый канал ), https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0_(%D1%81%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D0%BF%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0)