Найти тему

Фотоснайпер в 21 веке или переделка советского фоторужья под Canon

Жил-был в Советском Союзе мальчик, увлекавшийся фотографией…

Впрочем, как-то я слишком издалека. Короче, мальчик вырос, его игрушки подорожали, и однажды прикупил он комплект, о котором мечтал ещё в детстве, называемый Фотоснайпер ФС-3 (на основе Зенита-ЕС).

Ну, единственно лишь ради объектива Таир-3, который через переходник М42-EOS прекрасно пристыковался к фотоаппарату Canon EOS 850D – само собой, в чисто ручном режиме управления.

Но вот незадача: объектив этот, если кто представляет, не шибко удобен вне комплекта Фотоснайпер, а современный Canon EOS 850D – он вам не Зенит-ЕС ни разу, и на штатное для Зенита место на Фотоснайпере не сядет ни в какую.

И опять же: а ежели вдруг приспичит не Таиром-3 воспользоваться, а, скажем, тоже советским Таиром, но 33, который для среднеформатников, через переходник опять же, а? Или имеющимся 3М-5СА (МС)? Или заменить Canon EOS 850D на другой из линейки, или совсем-совсем другой цифровик (с переходниками, ясное дело)?

Да, надобно признать, по этой дорожке я шёл далеко не первым и не вторым-третьим даже, если следить за публикациями в Интернете.

Были, были проекты – как без Фотоснайпера (вот этакие оружейные гибриды – см. ниже), так и на его основе. Сон разума, как известно, рождает чудовищ!

А ниже - уже на Фотоснайпере. Полноценное управление спуском реализовано вот тут – Фотоснайпер для Canon - iXBT (в качестве основы использован Фотоснайпер ФС-12-3), но взамен переусложнён сам процесс управления – разделением наводки на резкость и спуска затвора (спусковой крючок и отдельная кнопка на цевье).

-2

Вот вариант самый приятный Переделка фоторужья под цифровую камеру | Пикабу (pikabu.ru), но несколько колхозноватый и, опять же, не универсальный.

Вот так мало-помалу и вырисовался проект:

  1. Как объектив, так и сам фотоаппарат должны крепиться на общей планке. По сути, старая добрая оптическая скамья на новый лад. Стандарт планки однозначно Arca Swiss (или просто Arca) – более распространённый, чем Manfrotto, и не столь дорогой. Планка, столь же однозначно, должна быть съёмной, притом легкосъёмной – на случай её замены и разборки корпуса для ремонта электроцепей управления. Ну и, разумеется, весь крепёж оптики и фотокамер полностью переводится на стандарт ¼ дюйма – это к вопросу о креплении Таира-3 штативным винтом стандарта ⅜ дюйма. И да, столь же разумеется, фотоаппарат должен позволять съёмку как в пейзажной (горизонтально), так и в портретной (вертикально) ориентации.
  2. Встроенное в корпус управление рычагом спуска диафрагмы объектива Таир-3, как ни грустно, но придётся похерить – неизбежная плата за универсальность платформы. Взамен на спусковой рычаг кольца объектива будет смонтирована съёмная тяга спуска под большой палец руки, удерживающей рукоять фоторужья. К слову, такая Г-образная тяга может быть выведена как на левую сторону (для правшей), так и на правую (для левшей).
  3. Кабель контактного управления не должен болтаться на корпусе (одна из претензий к проектам выше): его следует сделать съёмным с обеих сторон. На цевье – разъём под мини-джек (3,5 мм), соответственно, на кабеле сам мини-джек (3,5 мм), а с другой стороны – микро-джек (2,5 мм) для фотоаппарата. Да, согласен: для большей универсальности стоило бы с обеих сторон взять стандарт микро-джека, но на имеющейся в хозяйстве автоматической наклонно-поворотной штативной головке ZIFON YT2000 гнездо дистанционного управления съёмкой – под мини-джек 3,5 мм. Не в курсе, почему, но раз так – совместимость рулит! Пусть будет один кабель для всего.

А теперь к делу. Для начала вот он – старый добрый Фотоснайпер ФС-3.

Откладываем в сторону объектив и фотоаппарат, развинчиваем и потрошим нафиг само фоторужьё (вдалеке слышен вой простоквашинского Шарика: «НЕ НААДОО!!!») – снимаем верхнюю планку (ниже на левом фото красными пятнами показаны места крепления), удаляем штативный винт (показан красной стрелкой на верхнем фото), которым привинчивался объектив, и крепящееся четырьмя винтиками опорное кольцо Зенита-ЕС (показано синей стрелкой). Расстопориваем и вывинчиваем толкатели спуска и кольца диафрагмы. При удачном раскладе всё это нам более не пригодится.

-5
-6

Покупаем пару наборов резьбовых переходников для фототехники. Каждый комплект включает три переходника (на фото слева направо): «мама» ⅜ на «маму» ¼, «папа» ⅜ на «папу» ¼ и «папа» ⅜ на «маму» ¼.

-7

Вот эту дюралевую гантель, что выше на фото слева, берём и пилим поперёк примерно пополам.

-8

Берём ту часть гантели, которая с «мамой» ⅜ дюйма, ввинчиваем туда с синим фиксатором резьбовых соединений переходник «папа» ⅜ на «маму» ¼, после чего вклеиваем полученного монстра на место штативного винта в верхнюю планку фотоснайпера эпоксидкой (см. ниже фото слева). Вы спросите, почему не использовано уже имеющееся в другой половинке гантели гнездо ¼ – на то есть сразу 2 причины:

  • переходник «папа» ⅜ на «маму» ¼ стальной, а гнездо ¼ предполагается хоть и иногда, но разъёмным – соответственно, оно будет более стойким, чем резьба из дюраля;
  • получаем дополнительную фиксацию и центровку в имеющемся отверстии штативного винта – ну, это будет хорошо видно на фото внизу справа.

Ближнее к торцу верхней планки фотоснайпера отверстие крепления опорного кольца рассверливаем под 7,5 мм, затем берём метчик ⅜ дюйма и нарезаем в полученном широком отверстии резьбу. Будет справедливым задать вопрос, почему не использовано уже имеющееся широкое отверстие от толкателя спуска фотоаппарата – отвечаю: потому что там необходимо место под рычажные микропереключатели.

Потом сверху ввинчиваем переходник «папа» ⅜ на «маму» ¼, фиксируя его эпоксидкой (листай карусель ниже).

Итак, у нас теперь на верхней планке есть два гнезда под винты ¼ дюйма и два посадочных штифта, оставшихся от крепления Таира-3. Они нисколько не мешают, так как войдут в прорезь планки Arca – показана рядом на нижнем фото (чёрного цвета).

-11
-12

А теперь, дорогие товарищи, пора монтировать электрическую часть. С точки зрения схемотехники всё предельно примитивно, но раз уж занялись – нарисуем:

-13

Приведённая выше схемка, взятая на каком-то из Интернет-сайтов, действительно несложная, скорее сложность может вызвать настройка правильного функционирования механики кнопок: чтобы чётко разделялось нажатие Кн1 и Кн2, и не нарушалась его последовательность. Ну и отметим, что все штекеры в схеме обозваны миниджеками (mj), тогда как в народе «двухсполовинки» традиционно зовут микроджеками (µj) – иных претензий к авторам схемы нет. Обращаю внимание – и здесь «джеки» двух размеров!

А затем, вооружённые новыми знаниями, откручиваем винтик фиксатора оси спускового крючка (на левом фото карусели показан синей стрелкой), извлекаем саму ось (показана красной стрелкой) и снимаем спусковой крючок. Попутно стоит промыть ось и отверстие под неё в спусковом крючке, а потом перед установкой обратно чуть-чуть смазать любым жидким маслом для механизмов (я использовал Ballistol – просто попался под руку). Но это сильно потом, а сейчас надо сошлифовать выступы на конце тяги управления спуском (см. правое фото карусели). Необходимо сделать площадку для последующего монтажа микровыключателей. После работы электронапильником я чисто для эстетики пшикнул пару раз из баллончика аэрозольной эмалью по металлу, но это совершенно не обязательно. Ну и, разумеется, разметил кернером места будущих крепёжных отверстий.

Теперь берём сверло 2 мм, дрель и сверлим отверстия для монтажа «микриков» (см. ниже на фото).

Да, «микрики» нужны именно такие, с роликом!

А вот теперь немного шаманизма с роликовыми рычагами микровыключателей перед их установкой. Шаманизм требуется для раздельного переключения «микриков» и, в идеале, для создания разного тактильного ощущения от включения каждого из них. И для этого микропереключатели придётся разобрать. Это делается очень просто: аккуратно отгибаем пластиковые защёлки с каждой стороны крышки «микрика», она снимается и рычаг просто вываливается, так как держится он лишь на выступах с каждой стороны металлической пластины (см. фото ниже).

-16

Рычаг первого «микрика» изгибаем вот такой буквой «зю» (см. ниже фото слева). Этот «микрик» станет Кн1 (см. выше схему из Интернета) и будет отвечать за включение наводки на резкость и отработки экспозиции. Рычаг второго «микрика» (соответственно, Кн2 – спуск затвора) изгибаем для максимального его укорочения и повышения по сравнению с первым усилия на спуске, но делаем его ниже первого – чтоб срабатывал после него (см. ниже фото справа). Вот такие, понимаешь, загогулины…

-17

Ролики рычагов стоит промыть и чуть смазать – чтоб потом при нажатии на спусковой крючок лучше катались по металлической планке, на которой всё держится внутри фоторужья. Да здравствует Ballistol – нет, не реклама… После этого запихиваем рычаги обратно в «микрики» и защёлкиваем крышки. Вот оно в готовом виде (фото ниже).

-18

Перед монтажом микровыключателей надеваем на спусковую тягу термоусадку – так как потом это вам уже не удастся. Затем берём пару винтиков М2 х 17; не факт, что найдёте именно такие: мне пришлось пилить М2 х 20. Но если найдёте, это будет просто идеально. И, само собой, ещё гайки М2 с шайбами. Помимо механического крепления (лучше, как и с переходником, использовать синий фиксатор резьбовых соединений) микровыключатели стоит ещё приклеить к спусковой тяге – для большей жёсткости. В результате должен получиться своеобразный бутерброд из двух «микриков», между которыми зажата спусковая тяга. Ну и вот оно, собсно, в готовом виде (листай карусель ниже).

Не очень аккуратно обрезал винты, но главное – что всё влезает в корпус.

Ну вот, а теперь – паять.

Провода лучше упрятать в термоусадку, а последнюю – свернуть кольцами, поскольку проводное соединение у нас подвижное, а раз так, принимаем меры, чтобы проводки нигде не переламывались.

На корпус монтируем разъём-«маму» под mj 3,5 мм (см. ниже).

-21

Запаиваем и собираем. Думаете, прям сразу всё соберётся? Не угадали. Надо вырезать (я воспользовался ручным фрезером) паз под заднее крепление планки Arca (см. первый снимок ниже). А вот теперь – собираем.

Поскольку 30-сантиметровая планка Arca слишком длинна для использования с объективом «Таир-3», берём меньшую – 20-сантиметровую. Единственное «но» - необходимость дополнительных отверстий. Идеально легла бы планка 25 см, однако таких, к сожалению, не нашёл (UPD: была найдена у дядюшки Али экспресса при публикации статьи). Но планку в любой момент можно заменить на другую, открутив два штативных винта ¼. Универсальность – наше всё.

Теперь паяем красивый соединительный кабель mj3,5 – µj2,5. Длину взял произвольно сантиметров 35-40, чтоб подключиться можно было при любом положении фотоаппарата. Кабель пробуем на штативной головке ZIFON YT2000 – всё ок, работает!

Собственно, подготовительная часть завершена. Ставим на планку фотоаппарат и объектив, подключаем кабель и пользуемся. Конечно, заказанный переходник для крепления на планке фотоаппарата пока ещё не привезли, но попробовать-то можно? Начнём со связки Таир-3 плюс Canon EOS 850D, ради которых, собсно, всё и затевалось.

Для объектива используем винтовой зажим к планкам Arca, в гнездо штативного винта объектива Таир-3 ввинчиваем переходник «папа» ⅜ на «маму» ¼, фиксируя его синей мазью для резьбы. Поскольку резьбовое гнездо объектива достаточно короткое, возможно, сперва придётся немного убавить высоту переходника, сняв примерно миллиметр напильником. После этого крепим зажим штатным винтом ¼.

Разумеется, стоит попробовать, как оно снимает. Без вспышки, расстояние 4 с небольшим метра. На фото, кстати, хорошо чувствуется, как мала глубина резкости на полностью открытой диафрагме 1:4,5 (см. ниже). Если целиться по средней части дверной ручки, то её передняя часть и накладка замка уже немного размазываются.

Теперь демонтируем Таир-3 и ставим зеркально-менисковый 3М-5СА, к нему тот же Canon EOS 850D.

Ну вот, теперь точно всё.

Конечно, конструкция получилась довольно увесистой. Зато никаких проблем с совместимостью.

The end!