Эпиграф. Эпиграфом настоящей статьи хотелось бы привести такой случай. Заканчивая службу, священник на проповеди даёт своим прихожанам домашнее задание прочитать 17 главу Евангелия от Марка. Люди пошли. Приходят на следующую службу, и священник их спрашивает: «Кто прочитал 17 главу Евангелия от Марка?» Часть людей подняла руки. Священник говорит: «Кто не поднял руки, можете идти, а те, кто поднял, останьтесь». Дело в том, что у Марка нет 17 главы, у Марка их всего лишь 16. Так иногда полезно делать, чтобы узнать, кто делает всё по-настоящему, а кто примешивает ложь.
Понятие лжи. В настоящей статье мы будем говорить о лжи. Ложь это намеренное искажение истины, неправда, обман. Это, можно сказать, такие синонимы. Некоторые люди считают ложь мелким грехом, незначительным. Таковым противоречит преподобный Иоанн Лествичник. Это действительно кладязь святоотеческого аскетизма, поэтому мы без него не можем никак. Преподобный Иоанн Лествичник в «Лествице» говорит так: «Никто из благоразумных не сочтет ложь за малый грех; ибо нет порока, против которого Всесвятой Дух произнес бы столь страшное изречение, как против лжи. Если Бог погубит «вся глаголющия лжу» (Пс.5:7): то что постраждут те, которые сшивают ложь с клятвами?» «Сшивают» значит «соединяют».Это относится к тем людям, которые обещают, дают обеты, клятвы и при этом лгут.
Виды лжи. Известны три разновидности лжи: ложь мыслью, ложь словом и ложь жизнью, или делами. Святые и богословы выделяют ещё один, современный вид лжи, это косметика. Чем не ложь? Это один такой подвид лжи. Теперь разберём каждый вид лжи. Итак, ложь мыслью. Человек лжёт мыслью, когда по глазам, по походке, по одежде делает вывод о том, что представляет собой другой человек или когда вот эта ложь соединяется с гордостью. Сюда же относится и такое проявление лжи, когда человек всё время думает, что все вокруг только о нём и думают; это тоже ложь мыслью. Такой человек уверен, что если кто-то шушукается в углу, то это обязательно о нём. Если рядом говорят люди, а он не слышит, что они там говорят, всё равно он думает, что это о нём говорят. Когда проходят люди, такой человек думает, что эти люди несут ему угрозу, даже если человек просто проходит мимо. Конечно, это уже душевные неполадки, душевные болезни, которые имеют своей причиной ложь видом, когда человек по виду других людей делает неправильные выводы; вот что самое главное в этой лжи видом. Преподобный Авва Дорофей приводит следующий случай. Был такой монах, который очень любил судить о других людях по их виду, по своим выводам, то есть он очень ценил свои выводы, считал, что он разбирается в людях и так далее. И вот, однажды он стал наблюдать за одним монахом, который, как он считал, грешит где-то, делает какие-то греховные действия, и начал доносить о нём настоятелю. Так, однажды он сказал настоятелю, что этот монах перед службой, перед причастием кушал виноград, а настоятель знал, что этот монах, на которого привели эту клевету, вполне добропорядочный, и он не мог такое сделать, но это надо было проверить. И вот, призывает он этого монаха, мнимо нарушившего закон, запрещающий перед причастием вкушать какую-либо пищу, а потом сразу же идти причащаться, то есть это нарушение канонов, законов и так далее, и настоятель, конечно же, должен был разобраться с этим. Когда он стал спрашивать, этот оклеветанный монах сказал, что он был на самом деле на послушании и только что пришёл, чтоего вообще даже не было в монастыре. Тогда настоятель призывает того, кто оклеветал и по всей строгости даёт ему эпитимью, он отлучает его от причастия, причём на долгое время. Вот такой рассказ преподобного Аввы Дорофея. Другой святой рассказывает, что был такой монах, который всё пытался увидеть грехи других людей, и дошло до того, что, пребывая в чистом поле, ему показалось, что там прямо на поле лежит какая-то парочка, и он уже в полной уверенности, что эта парочка там лежит, подходит к ним и уже даже занёс ногу, чтобы пнуть их, чтобы они встали и убежали, но когда он пнул, оказалось, что это стог сена. Вот до чего доводят иногда людей бесы в таких искушениях. На самом деле бывают очень страшные вещи, и человек должен всё это контролировать. Теперь рассмотрим ложь словом. Здесь мы можем сказать, что лжёт словом тот, кто, например, из-за лени не делает дела, а потом пытается самооправдаться. К сожалению, сейчас лживые слова у нас сплошь и рядом. Некоторые люди всю свою жизнь основывают на лжи словом. Теперь рассмотрим ложь жизнью. Жизнью лжёт тот, кто, будучи одолеваем какой-то страстью, например, блуда, притворяется воздержником, кто, будучи сребролюбцем, говорит о милосердии. Это делается или для того, чтобы прикрыть свой грех, или для того,чтобы обольстить чью-то душу своим добродетельным видом. К сожалению, всё это тоже сплошь и рядом. Теперь приведём цитаты из Священного Писания и начнём с последней книги Нового Завета, а именно с Откровения святого Иоанна Богослова: «всех лжецов участь в озере, горящем огнём и серою» (Откровение 21:8). Участь всех лжецов в озере огненном, так что всё серьёзно. Господь Иисус Христос, обращаясь к фарисеям, говорит: «ваш отец — диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нём истины. Когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он — лжец и отец лжи» (Иоанна 8:44). Это надо помнить тем, кто придумывает любую ложь. Ещё в Евангелии от Иоанна есть слова Самого Господа, Который говорит, что Бог есть истина, и лжи в Нём нет. Пророк Малахия говорит: «Проклят лживый» (Малахия 1:14). Далее: «Кто говорит ложь, погибнет» (Притчи 19:9). И, наконец, ещё одна очень важная цитата. Апостол Павел в послании к евреям говорит: «мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всём желаем вести себя честно» (Евреям 13:18).
Причины лжи. В Писании сказано: «любяй же неправду ненавидит свою душу» (Псалом 10:5). Почему таковой ненавидит свою душу? Потому что он отдаляется от Бога. Бог же любит душу человека больше, чем сам человек, лгущий. Если человек лжёт, он таким образом отдаляется от Бога. Тогда получается, что отделяя свою душу от Бога, он отделяет её от жизни. Соответственно, душа становится на путь духовной гибели. Теперь рассмотрим причины лжи. Первой причиной лжи является лицемерие. «Лицемерие есть матерь лжи» («Лествица» 12:6). Если человек начал лицемерить, выдавать себя за другого, то конечно ложь автоматически появляется. Желание человека выглядеть лучше, чем он есть, уже подвигает человека на ложь. Второй причиной лжи можно указать многословие и смехотворство («Лествица» 12:1). Это тоже к сожалению сейчас очень распространено. Третья причина лжи это страх наказания. Каждый из нас знает, как это бывает. Здесь Сам Господь говорит, что «нет ничего тайного, что не сделалось бы явным» (Луки 8:17). Как бы человек ни прятал свои тёмные дела, грехи, всё равно потом всё это вскроется, и надо сказать, что лучше будет, если оно вскроется в этой жизни, чем в будущей; в будущей будет намного хуже. Четвёртой причиной лжи является причинение зла ближнему. Сюда можно отнести клевету. Такой человек не может жить, когда рядом кому-то хорошо. Пятой причиной, по которой возникает ложь, является славолюбие и нежелание смириться. Как говорил один герой из мультфильма: «Обо мне заговорят». Вот один попугай всё хотел прославиться, чтобы о нём заговорили. Этот герой, не совсем человек, но тем не менее герой всё время попадает в такие ситуации, в каковых обычно Сам Господь начинает смирять. Господь смиряет нас через других людей и через какие-то жизненные ситуации. Правда, это надо почувствовать, и очень хорошо, если человек это чувствует. Далее необходимо сказать, что ложь возникает не только из-за славолюбия, но ещё ложь может возникать по причине другой такой жажды, сластолюбия, то есть ради исполнения своих желаний; это шестая причина лжи. К сожалению, сейчас это тоже сплошь и рядом. Седьмая причина возникновения лжи это сребролюбие. Не столько славолюбие, не столько сластолюбие, сколько сребролюбие сейчас просто преобладает. Как говорится в известной пословице, «не обманешь, не продашь».
Средства борьбы с ложью. Первым средством борьбы с ложью является правдивость, или стремление к правде. Однако здесь есть исключение. Как мы знаем из нашего житейского опыта, правда не всегда бывает полезна. В некоторых случаях правда может быть страшным оружием против ближнего. Была такая древняя пословица на этот счёт, которая сейчас к сожалению забыта. Её полезно будет поднять и вспомнить. «Правда, сказанная злобно, лжи отъявленной подобна». Это такой популярный тип людей, которые называются правдорубами. Такие люди даже гордятся тем, что всегда говорят правду, говорят её в глаза, и для них нет авторитетов. А что толку от этого? Очень часто бывает так, что такой человек калечит жизни в прямом смысле слова, калечит психику людей и так далее. Таких случаев к сожалению тоже очень много. Второе средство борьбы с ложью это работа внутри своего ума. Необходимо возникающие ложные помыслы обращать в добрые, или в правдивые. Вот такой способ борьбы с ложью. Вот как об этом говорит преподобный Паисий Святогорец: «Самая тяжелая болезнь нашей эпохи это суетные помыслы мирских людей. У них может быть всё, что хочешь, кроме добрых помыслов. Они мучаются, потому что не относятся к обстоятельствам духовно. К примеру, человек едет куда-то на машине. В дороге начинает барахлить двигатель, и он приезжает на место назначения с небольшой задержкой. Имея добрый помысл, опоздавший скажет так: «Видимо, Благий Бог притормозил меня неслучайно. Кто знает? Может быть, если бы не возникло этой задержки, я попал бы в аварию! Боже мой, как мне благодарить Тебя за то, что Ты уберег меня от опасности!» И такой человек славит Бога. А тот, кто не имеет доброго помысла, отнесется к происшедшему недуховно и начнет обвинять и хулить Бога: «Да что еще за невезуха! Мне надо было приехать раньше, а я опоздал! Все наперекосяк! И все это Бог виноват». Разница очевидна. Вот почему, кстати, самый лучший, по святым отцам, способ борьбы с празднословием это пытаться видеть Промысел Божий в каждом событии, смотреть на все, происходящие с нами жизненные ситуации с точки зрения Промысла Божия, с точки зрения того, что Господь пытается нам сказать через это. Тогда, я думаю, празднословие не будет, конечно, и возникать. И культивировать в себе, конечно, надо добрые помыслы. Сорняки культивировать не надо — они сами прорастают, а чтобы появлялись добрые культуры, хорошие, полезные, необходимо им помогать; нужно совершать труд, чтобы они появились. Сами по себе они не появятся. Третий способ борьбы с ложью состоит в том, чтобы применять изречения из Священного Писания и святых отцов против лжи. И то, что участь всех лжецов в озере огненном, и что мы желаем вести себя честно, и что любящий неправду ненавидит свою душу, всё это полезно напоминать себе. У каждого пусть будет своё. Просто выберите своё, чтобыоно всё время у вас было, и когда возникнет такая ситуация, сразу вспоминайте. Четвёртый способ борьбы с ложью состоит в том, чтобы бороться с причинами лжи: славолюбием, сластолюбием и сребролюбием. Пятый способ борьбы с ложью состоит в том, чтобы признаваться в лжи. Всегда хорошо признаваться в лжи, чтобы появившийся стыд удерживал от возникновения лжи новой. Шестой способ борьбы с ложью состоит в том, чтобы избегать многословия и смехотворства. Седьмой способ борьбы с ложью состоит в том, чтобы культивировать в себе страх Божий. «Культивировать» значит«взращивать». Последний, восьмой способ борьбы с ложью это слёзы покаяния.