Найти в Дзене
Шумнотека

Мукка - кинематографичный рок-н-ролл

Оглавление

Серафим Сидорин, известный как Мукка, получил первую популярность благодаря треку "Девочка с каре", который вышел не в самое удачное время и вызвал шквал критики за пропаганду запрещенных веществ. Возможно, из-за воспитания (на подкасте Букера певец упомянул, что был из религиозной семьи), ему пришлось заблюрить соответствующие места в песне. Этот момент можно считать той точкой, которая разделила творчество Мукки на два этапа, о чем и пойдет речь в сегодняшней статье.

Сразу оговорюсь, что я не могу дать однозначной оценки этим двум периодам, так как упоминание веществ в песнях не является критерием, свидетельствующим о художественной ценности самого произведения. Их следует рассматривать просто как отражение реальности.
Мне кажется, что принципиальных изменений в восприятии мира музыкантом не произошло. Это можно понять, послушав первый официальный релиз Мукки на площадках, вышедший в 2019 году. Трек "Вселенная" звучит как гимн саморазрушению, но в то же время он полон наивности в хорошем смысле слова. А зерно этой наивности кроется в вере. И вера в данном случае - это образ жизни и действия. Проще говоря, Мукка - из религиозной семьи, религия, означает искреннюю убежденность в чем-то, которая дает силы жить и действовать. Бессознательно он перенял этот механизм, но для него источником силы является творчество или рок-н-ролл.

Начало: «Девочка с каре», «Таблетка»

Первый период творчества Мукки, в принципе, созвучен треку "Вселенная". Он просто описывал окружающую действительность. Влияние Пошлой Молли было заметно больше не в звучании, а в текстах, хотя, возможно, это был общий архетип рок-звезды (зависимости и отношения). В музыкальном плане, - это были эксперименты по смешению рока и электроники. Однако, в отличие от многих подражателей Пошлой Молли, Мукка и здесь пытался найти свой уникальный стиль, что и позволило ему удержаться в высшей лиге инди-музыки. Например, трек "Не горят" начинается с саксофона в духе Artik & Asti, затем идет вступление, напоминающее русский рок под гитару, и только затем на слушателя обрушивается привычный электро-панк. По настроению треки этого периода звучат более депрессивно, чем у Пошлой Молли. Даже в относительно нейтральном треке "Девочка с каре" ощущается какая-то обреченность.

Переходный возраст: "Madmen Never Die" (2020)

В своих интервью Мукка говорит, что интерес к рок-музыке у него начался со знакомства с творчеством группы "My Chemical Romance". Возможно, на ранних альбомах он пытался делать музыку, более доступную для своей аудитории, поэтому диапазон жанров варьировался от электро-панка до deep house. Но услышав начало трека Teddy в 2020-м, вы не сразу смогли бы сказать, кто его автор. Эта песня - посвящение рок-н-роллу и MCR в частности. Звучание напоминает мелодичный пост-кор 2000-х, а само название Teddy - отсылка к субкультуре, сформировавшейся в 1950-е вокруг зарождавшегося рок-н-ролла.

На мой взгляд, работы Мукки этого периода наиболее точно попадают под определение "рок-н-ролл" независимо от их музыкального оформления. Также Ramones играли панк, а Motörhead - металл, но все считали их рок-н-рольщиками. В качестве подтверждения этой мысли можно упомянуть эпизод из подкаста Iamfirstfeel, где Мукка рассказывает про методику создания панк-песен на основе рок-н-рольных грувов.

Логично, что альбом Madmen Never Die (2020) по звучанию напоминает Тараканы!, которые считались русскими Ramones. Разница между этими исполнителями в том, что Мукка описывает Rock Star Life, а не уходит в социальные проблемы как Тараканы!. Поэтому в мире рок-н-ролла, на мой взгляд, этот альбом ближе к Motörhead и The Rolling Stones, чем к The Ramones. Но по одному альбому нельзя составить цельную картину, и в творчестве Мукки тоже есть серьезные песни, о чем и пойдет речь дальше.

"...это действительно я" - "Мертвые цветы"

На одном из стримов с Букером Мукка говорит, что стал менее зациклен на себе и начал больше думать об окружающем мире. Возможно, эта перемена в сочетании с ухудшением социальной ситуации привела к появлению более мрачных, но, в то же время, осмысленных песен в его творчестве.
Жанрово альбом "Мертвые цветы" ближе к пост-панку, подходящему оформлению для его вдумчивых текстов. Еще до прочтения рецензий на эту работу при прослушивании возникало ощущение целостности и кинематографичности, как будто смотришь грустный фильм. Это связано с сильными текстами.

Если сравнивать альбом с более ранними работами, заметно, что у автора стало больше средств выражения мысли (игра слов: "я закрыл все клетки моей тетрадки", метафоры). Еще одним положительным моментом является то, что треки на альбоме меняются плавно, опять же создавая ощущение единого целого. Скорее всего, это достигается за счет аранжировок. Например, в песне "После тебя" ритм завершающих аккордов совпадает с ритмом гитарного боя в следующем треке "Мертвые цветы".

На своем пятом альбоме Мукка продолжает эксперименты по смешиванию рока с другими жанрами, но теперь это менее заметно. Он гармонично встраивает только некоторые элементы рэпа, индастриала, электроники, чтобы с помощью музыки создать необходимую атмосферу. Например, в треке "Жди меня дома" Мукка читает рэп. При этом он максимально сохраняет свою аутентичность и, в итоге, звучание похоже на осмысленный рэп 2010-х (Лок Дог, 25/17). Интересно, что и тематика текста близка творчеству представителей этого жанра. Это еще раз подтверждает, что музыкальное оформление "Мертвых цветов" используется для того, чтобы вызвать определенные ассоциации у слушателя и создать соответствующую картинку. И здесь снова вспоминаются слова Мукки: "Это будет кино. Моя короткометражка." Запись стрима, где Букер и Мукка подробно разбирают весь альбом, вы можете найти на Boosty.