1. Проверка домашнего задания.
2. Объявление темы урока. Актуализация знаний. Сегодня мы будем упражняться в определении склонений и падежей имен существительных.
- Как определить склонение существительных? (женский и мужской род с окончаниями -а, -я - 1 склонение, мужской род с нулевым окончанием и средний род с окончаниями -о, -е - 2 склонение, женский род с нулевым окончанием - 3 склонение)
3. Работа над темой урока. Упражнение 48. Прочитайте текст "Степь".
- К какому склонению относится существительное степь? (3 скл.)
- Найдите в тексте словарные слова (солнце, ветер, пшеница, дорога, жаворонок).
- Найдет существительные 3-го склонения с мягким знаком на конце (пыль, степь).
- Найдите слова с разделительным мягким знаком (осенью, льётся).
- Найдите прилагательное с удвоенной согласной (ранней).
- Найдите существительное с суффиксом -ушк-, придающим уменьшительно-ласкательное значение (речушки).
- Назовите мягкий согласные в этом слове (р, ч, к).
Запишем текст под диктовку. После написания диктанта дети проверяют себя по учебнику. Затем самостоятельно указывают склонение и падеж выделенных существительных, подчеркивают орфограммы и разбирают слово "речушки" по составу. Фронтальная проверка:
Упражнение 50. Прочитайте стихотворение.
- Чем помог дождик растениям? (полил и помог расти пшенице, клеверу, овсу и землянике).
- Что такое "косогор"? (склон холма).
- Из каких корней состоит это слово? (кос- и -гор-).
- Почему на в слове насыпал пишется слитно, а со словом косогор - раздельно? (в глаголе приставка, а перед существительным - предлог).
Спишите стихотворение самостоятельно, выделите орфограммы в словарных словах, приставку на- и предлог НА. Укажите склонения и падежи имен существительных. Проверка:
4. Домашнее задание. Упражнение 51.