Алкоголь и прочее… Явно «алкогольные радости» в приоритеты моих ребят не входили. Ни на первом, ни на десятом месте не значились. Может, некоторые уже переросли? Действительно, трудно представить, чтобы эти здоровые лбы «не пробовали». Вполне возможно, даже некоторыми родителями легализовано вино и пиво на их вечеринках. Что вы хотите – иным под восемнадцать лет. Тем более вызывало уважение, как ребята блюли «джентльменское соглашение» с руководителем. Позволяют дома родители или не позволяют выпить чаду кружку пива, но учитель, взявший на себя ответственность за школьников, просто юридически не имеет права позволять им пить алкогольные напитки. Ребята это понимали, во время совместных обедов и гуляний — ни-ни, даже не порывались. А уж когда отпускались до одиннадцати вечера в свободное плавание по вечерней Праге... Ну как не попробовать легендарное чешское пиво! Во всяком случае, никто навеселе не приходил, и возвращались почти вовремя. И никаких пьянок по номерам не устраивали. Чем не идеальные отношения педагог – школьник: взаимное доверие, уважение, понимание.
Вообще-то вопрос с алкоголем учителя и родители старшеклассников решают по-разному. В основном – «договорной» запрет. Когда ровно через два года учитель из той же московской школы опять приехал со старшеклассниками, условия были те же самые. Только одна девушка запротестовала и на общем обеде демонстративно заказала себе «малое» пиво. Зато их попутчики из престижной екатеринбургской школы, хоть и помладше возрастом, пользовались большей свободой, пиво слегка попивали. Скорей всего – по предварительному договору между учителем и родителями (некоторые родители участвовали в поездке). Одна пятнадцатилетняя кнопка мне поведала: «Старший брат был в Чехии, он мне сказал, чтоб обязательно попробовала чешское пиво!» Да что там пиво, их на ночную дискотеку отпустили с тем, чтобы самостоятельно не позже двух ночи вернулись на такси и «доложились»! В большинстве же групп, повторюсь, запрет на алкоголь без каких-либо скандалов и протестов. А ведь хочется попробовать, особенно малолеткам. Помню, как после одной из поездок в трех-четырех отзывах пятнадцатилетних девчушек был один и тот же, как под копирку, мотив: «Ой, как понравилось!.. Обязательно ещё раз приеду сюда, когда мне исполнится 18 лет». В одной моей поездке группа шестнадцатилетних одноклассников как раз на общем обеде праздновала день рождения одной из них. Вот такая картина – за одним столом сидим мы, взрослые, их учительница тоже. Пробуем бехеровку, пьем вино и пиво. А за соседним столом школьники чокаются пепси-колой и соком. Я подошел с бокалом пива поздравить, один из парней прошипел: «Издеваетесь, Вячеслав!?». Ничего, доподлинно знаю: по крайней мере, в последний вечер, запершись в одном из номеров, ребята слегка «оттянулись» пивом. Думаю, страшной тайны я их учительнице не открыл – сама догадывалась.
А вот, чтоб совсем уж идеальной картина не казалась, прямо противоположный случай. Правда, единственный в моей практике. Тоже какая-то престижная гимназия из Екатеринбурга. Из всей группы только пять ребят без сопровождения родителей, остальные с мамами и папами. Но эти пятеро абсолютно неуправляемы. При полной беспомощности учительницы. «Вячеслав, ну объясните им, что здесь курить нельзя». Ко мне они ещё прислушиваются. Вывожу их из обеденного зала наверх, к дверям, в зону для курящих. Дружно дымят, еле возвышаясь макушками над стойкой бара. Мало того, что всем по пятнадцать лет, так ещё и низкорослые. Похожи на пьющих и курящих порочных карликов. Бармен взирает на них с ужасом и плохо скрытым отвращением… Поездка проходила по «взрослой» программе, куда входил обед-дегустация вин в частной винодельне пана Ладислава Соларжика. Мероприятие вполне интересное даже для абсолютно непьющих. Платишь на сто крон меньше и вместе со всеми поедаешь вкуснейший домашний обед, запивая минеральной водой или чаем. Смотришь захватывающее представление в исполнении непревзойденного шоумена пана Ладислава: артистичное разливание вин, сопровождаемое уморительными прибаутками, под занавес – извержение фонтана пламени изо рта (сливовица!). Якобы так виноделы защищаются от «драконицы»-жены. Атмосфера в погребке (настоящая пещера в скале) удивительная, постепенно эйфория охватывает и пьющих, и непьющих в равной степени! Братание с паном Соларжиком, бурные благодарности хозяйке — его обаятельной и терпеливой жене-«драконице»… Естественно, я ожидал, что школьники попадут в категорию с несколько странным названием «дегустация без вина», куда подписываются и некоторые взрослые. И удивился, когда учительница сдала мне за «великолепную пятерку» деньги «по полной программе». «А они мне заявили, что без вина вообще не пойдут, а напьются сами в каком-нибудь кафе». Ну, что тут скажешь! Все хорошо, что хорошо кончается. Явно перебрал только один школьник. К счастью, к моменту посадки в автобус он уже был в нормальном состоянии, всего лишь заблевав туалет у пана Ладислава. Повторяю – пока единственный случай в моей практике. Тьфу-тьфу, не сглазить!
Интересно было сравнивать школьные группы из Москвы и других городов. Однажды присутствовал при рассказе моей коллеги-москвички своим приятелям, тоже москвичам, но ни к турпоездкам, ни к школьникам отношения не имевшими. «Из Иркутска группа школьников была… ужас!» Приятели тут же подхватывали: - «Из Иркутска?! Ужас… ужас!» - «А в прошлый раз из Тюмени…» - «Ничего себе, кошмар!» - «А следующие из Подольска будут. Тоже не подарок» - «Ну, эти, наверное, более нормальные, всё-таки поближе…» И тут же, без малейшей тени сомнения: - «Чем дальше от Москвы, тем ужасней эти группы, наверняка». Заметьте, не гид этот вердикт вынесла, а приятели, от школьного туризма далекие! Тут я, как уроженец далекой Инты, слегка поперхнулся, но пришел в себя быстро – с этим интересным явлением, условно назову его «москвизм», познакомился давно, беседуя со своим приятелем-москвичом и многими другими. Уж там стереотипов про провинцию, про «глушь», начинающуюся сразу за МКАДом… Москвичи, только чур не обижаться – я ж провинциал, наверняка с комплексами… Простите, опять отвлекся. Вот мои впечатления: две самые-самые лучшие группы я возил: из Москвы и из Екатеринбурга. Две самые неудачные, тяжелые, неприятные… - тоже из Москвы и Екатеринбурга! Не думайте, что присочинил, подогнал для красного словца, сам удивился, когда стал в памяти перебирать. Конечно, случайное совпадение, но… показательное, согласитесь.
Иногда предавался такой забаве: сидя вечером на скамеечке, пытался угадать, откуда прибыла группа, выходящая из подъехавшего автобуса. Европейские языки по звучанию все-таки угадываются более-менее, немцев с французами вряд ли спутаешь. Австрийской группой однажды был озадачен: в речи совершенно не угадывались звуки, характерные, как мне казалось, для немецкого языка. Оказывается, в разных районах небольшой Австрии произношение заметно отличается, как и в разных землях Германии. А я бывал только в Вене. Но по-настоящему я был озадачен, когда в один прекрасный вечер из автобуса с шумом и гамом вывалилась группа ребят довольно экзотического вида и галдящих на языке тоже экзотическом, совершенно мне незнакомом. Хотя готов был поклясться, что уловил в этом гаме и несколько фраз на русском. Полное недоумение! Но вы, быть может, уже догадались – группа израильских школьников! Сразу вспомнилось, как знакомый врач из Израиля (из наших) рассказал мне, что согласился как-то сопроводить в качестве врача туристическую школьную группу в Польшу. И вынес из поездки убеждение, что самые неуправляемые, шумные и дикие школьники – израильские. Похоже, не преувеличил. Но, конечно, самый поразительный случай – выходят из автобуса совершенно разношёрстные подростки (и по внешнему виду, и одеты как-то по- разному), говорят на пяти – шести разных языках (!). А это что за чудо, откуда такое разнообразие и многоязычие могло приехать?! Один из сопровождающих (а их немало в этой группе оказалось) рассказал, что существует международная организация, которая собирает группы подростков из разных стран буквально со всего мира (человек по десять из страны) и устраивает для них подобные поездки. Благородная цель таких акций понятна – учить людей с детства общаться, понимать, находить общий язык, уважать и любить друг друга. Сопровождающий поведал мне интересную вещь - спросил, какая основная трудность у сопровождающих в общении с детьми из таких групп. Я не догадался, пока он не сказал. А вы догадываетесь? Нет, не языковые трудности, сопровождающие у них многоязыкие. Ладно, подскажу – все из разных часовых поясов! У одних разгар бодрости, других неудержимо в сон клонит – аргентинцев и японцев, например. Ну а в остальном – здорово! Подрастут – думаю, труднее им будет на уши навесить нынешние штампы – «дикие русские»… «пиндосы». Подростки всех стран – объединяйтесь!