Первый этап при подготовке к изучению всего материала по биологии - это составление учебной программы и планирование проведения занятий в течение учебного года. Это особенно важно для тех абитуриентов, кто решил приступить к освоению такого обширного предмета , как биология, которая включает в себя большое количество разделов и огромное количество фактов для понимания и запоминания .
сентябрь
1. Биология как наука. Цитология. Уровни организации живого (молекулярный, клеточный, тканевый, организменный, популяционно-видовой, экосистемный, биосферный). Основные признаки живого. Методы молекулярной и клеточной биологии: микроскопия, хроматография, электрофорез, метод меченых атомов, дифференциальное центрифугирование, культивирование клеток.
2. Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ (белков, нуклеиновых кислот), входящих в состав клетки. Строение ДНК, РНК, отличия, функции.
3. Вирусы – неклеточная форма жизни.
4. Типы клеток: эукариотическая и прокариотическая. Основные положения современной клеточной теории. Прокариотическая клетка. Бактерии, строение, жизнедеятельность, размножение, роль в природе.
5. Эукариотическая клетка (цитоплазматическая мембрана, транспорт веществ, мембранные и немембранные органеллы. ядро, хромосомы, кариотип.) Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки – основа её целостности. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов.
6. Разбор зданий 24-26 линий ЕГЭ по цитологии
октябрь
1. Генетическая информация в клетке. Гены, генетический код и его свойства. Матричный характер реакций биосинтеза. Биосинтез белка и нуклеиновых кислот Биосинтез белка. Генетический код.
2. Решение задач
3. Энергетический обмен,
4. Фотосинтез. Хемосинтез.
5. Митотический цикл. Митоз. Мейоз. Решение задач на определение числа хромосом и ДНК.
6. Гаметогенез. Способы размножения.
7. Онтогенез. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов
8. Разбор зданий 24-26 линий ЕГЭ по цитологии и онтогенезу
ноябрь
1. Генетика. Основные понятия. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем, их цитологические основы.
2. Решение задач
3. Законы Т. Моргана: сцепленное наследование признаков, нарушение сцепления генов. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом
4. Решение задач
5. Взаимодействие генов
6. Закономерности изменчивости. Ненаследственная (модификационная) изменчивость. Норма реакции. Наследственная изменчивость: мутационная, комбинативная. Наследственные болезни человека, их причины. Методы медицинской генетики.
7. Селекция, методы. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции. Биотехнология. Клеточная и генная инженерия, клонирование.
8. Решение задач
декабрь
Царство Растения. Многообразие растений. Основные отделы растений. Особенности строения, размножения.
1. Низшие растения (водоросли). Споровые растения (мхи, папоротники, хвощи, плауны).
2. Семенные растения. Отдел Голосеменные, Покрытосеменные растения. Решение задач на жизненные циклы растений.
3. Генеративные органы.
4. Вегетативные органы.
5. Царство Грибы. Лишайники.
6. Разбор зданий 24-26 линий ЕГЭ по ботанике.
январь
Царство Животные.
Характеристика основных типов беспозвоночных. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения, роль в природе и жизни человека.
1. Тип Простейшие. Тип Кишечнополостные.
2. Тип Плоские черви
3. Тип Круглые черви
4. Тип Молюски. Тип Кольчатые черви
5. Тип Членистоногие
6. Разбор зданий 24-26 линий ЕГЭ по зоологии беспозвоночных
Хордовые животные. Характеристика основных классов. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения, роль в природе и жизни человека.
7. Общая характеристика. Подтип Бесчерепные. Ланцетник.
8. Подтип Черепные (Позвоночные). Класс Рыбы
февраль
1. Класс Земноводные
2. Класс Рептилии
3. Класс Птицы
4. Класс Млекопитающие
5. Разбор зданий 24-26 линий ЕГЭ по зоологии позвоночных
6. Разбор зданий 24-26 линий ЕГЭ по зоологии позвоночных
7. Организм человека и его здоровье. Нервная система
8..Анализаторы.
март
1.Эндокринная систем. Гуморальная, нервная регуляция, отличия.
2. Пищеварительная система. Витамины.
3. Кровеносная система. Внутренняя среда организма.
4. Выделительная система.
5. Дыхательная система
6. Опорно-двигательный аппарат.
7. Разбор зданий 24-26 линий ЕГЭ по анатомии
8. Разбор зданий 24-26 линий ЕГЭ по анатомии
апрель
1. Эволюция живой природы . Развитие эволюционных идей. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Факторы эволюции. Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида и элементарная единица эволюции. Микроэволюция. Способы видообразования. Результаты эволюции.
2. Эволюция живой природы. Макроэволюция. Направления и пути эволюции . Биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Причины биологического прогресса и регресса. Доказательства эволюции живой природы
3. Разбор зданий 24-26 линий ЕГЭ по эволюции
4. Экология. Среды обитания организмов. Экологические факторы: абиотические, биотические. антропогенный фактор.
5. Экология. Экосистема, её компоненты: продуценты, консументы, редуценты, их роль. Видовая и пространственная структуры экосистемы. Трофические уровни. Цепи и сети питания, их звенья. Правила экологической пирамиды. Смена экосистем. Устойчивость экосистем. Агроэкосистемы, основные отличия от природных экосистем Биосфера.
6. Экология. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Живое вещество, его функции. Биологический круговорот и превращение энергии в биосфере. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека.
7. Разбор зданий 24-26 линий ЕГЭ по экологии
8. Разбор зданий 24-26 линий ЕГЭ по экологии
май
1. Происхождение человека (антропогенез). Человеческие расы, их человека генетическое родство. Социальная и природная среды, адаптация к ним человека
2. Происхождение жизни. Теория Опарина.
3. Эволюция органического мир.
Повторение пройденного материала. Разбор вариантов и заданий ЕГЭ. Решение задач.
июнь
Повторение пройденного материала. Разбор вариантов и заданий ЕГЭ. Решение задач