Найти в Дзене

ПОДГОТОВКА К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ по курсу профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания...

ПОДГОТОВКА К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ по курсу профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

Перечень вопросов итогового междисциплинарного экзамена.

Контрольные вопросы государственного экзамена по дисциплинам «Современный русский язык», «История русского языка»

1. Язык и речь: проблемы дихотомии. Формы существования и функции языка и речи.

Дихотомия (греч. обозначает "деление пополам") - это противопоставление двух явлений, процессов, категорий.

Разграничение понятий «язык» и «речь» впервые было четко обосновано и описано швейцарским лингвистом Фердинандом де Соссюром (1857-1913), крупнейшим лингвистом, основоположником нового этапа в развитии языкознания.

Позднее эти понятия - язык и речь - (langue и la parоle по Соссюру) были более глубоко разработаны русским и советским лингвистом Львом Владимировичем Щербой (1880-1944).

Язык – это потенциальная система знаков, она существует в сознании носителей языка. О языке мы можем говорить, только опираясь на речь, так как все функции языка реализуются в речи.

Речь – это деятельность человека, использующего язык в целях общения, оформления мыслей, эмоций, познания окружающего мира. Речь – единственный канал реализации богатейших возможностей языка и в то же время средство его развития, обогащения.

Язык как средство общения
Речь как деятельность

Природа
Язык -объект идеальной и материальной природы
Речь - материальна (об идеальной стороне речи говорят, имея ввиду речь внутреннюю)

Система
Язык - социально-культурное достояние. Является системой знаков,
регулируется нормами
Речь - функциональная система (реализация языковой системы)

Функция
Язык - знаки системы являются средством познания. «Всякая мысль есть знак»
Речь - знаки являются средством общения «инструментальная функция знака»

Целенаправленность
Язык - нецеленаправлен, но функционален (коммуникативная, когнитивная,
регулятивная и др. функции языка)
Речь - интенциональная

Организация
Язык - имеет уровневую организацию
Речь - линейная; существует в устной и письменной форме

Изменяемость
Язык - в отдельно взятый период существования стабилен
Речь - динамичная

Зависимость от человеческого сознания
Язык - объективная данность, социален
Речь - субъективная, индивидуальная

Что отражает
Язык - фиксирует языковую картину мира, сформированную в данной
лингвокультуре
Речь - отражает индивидуальный опыт отдельного носителя
языкового сознания

Оценка с позиций истинности/ложности
Язык - не может быть применена
Речь - может быть оценена

Язык - это «социальный продукт»
Речь - «индивидуальный акт воли и разума»

Язык - это чисто психическое явление
Речь - психофизическое явление

Язык - «готовый продукт, пассивно регистрируемый говорящим»
Речь - сознательная деятельность говорящего

Язык - социален и независим от индивида
Речь - индивидуальный акт воли и разума

Язык - общественное установление
Речь - Реализация

Язык - фиксирован (обычай воспрещает что-либо менять в языковой синтагме)
Речь - свободна (проявляется свобода комбинирования элементов)

Стоит отметить, что язык, то есть способность к говорению, не является врожденной. Язык проникает в человека «извне» и освоенным языком не обязательно может быть родной. Язык может забываться, если им не пользоваться, то есть о подлинном существовании языка можно говорить, если им пользуются.
Язык существует поскольку он функционирует , а функционирует он в речи.

Формы существования и функции языка и речи.

Формы существования языка

К основным
формам существования языка относим: 1) литературный язык; 2) обиходно-разговорный язык; 3) койне (наддиалектное образование, интердиалект); 4) просторечие; 5) язык-пиджин; 6) креольский язык; 7) территориальные диалекты; 8) некоторые типы социальных диалектов.

Основные функции языка.

  1. Коммуникативная функция: язык – средство общения людей.
  2. Когнитивная (гносеологическая) функция: язык – это средство познания мира, накопления и передачи знаний другим людям и последующим поколениям (в виде устных преданий, письменных источников, аудиозаписей и т.п.).
  3. Экспрессивная (эмотивная) функция: с помощью языка выражаются чувства, отношение говорящего к содержанию речи или собеседникам. Важнейшие средства передачи эмоций – интонация, междометия (ах, ох, увы и под.), жесты.
  4. Директивная (побудительная) функция: речь создается для определенного воздействия на адресата. Грамматически это может выражаться повелительным наклонением глаголов (Говори!), а также другими, косвенными средствами (Не могли бы вы мне сказать…).
  5. Фатическая (контактоустанавливающая) функция: речь служит установлению, продолжению или прерыванию коммуникации. В языке для этих целей имеется большое количество фраз-клише, которые используются при поздравлении, приветствии, прощании и в аналогичных ситуациях, в речи эта функция реализуется в соблюдении правил речевого этикета.
  6. Метаязыковая функция: в речи иногда содержатся размышления говорящего о собственной речи, о языке – так называемая языковая рефлексия. Она проявляется в использовании вводных слов (так сказать, как говорят, кстати сказать, логика изложения требует еще раз подчеркнуть и под.), кавычек. Эту функцию выполняют любые высказывания о языке, лекции по языкознанию, в грамматики, словари и т.д.

2. Язык как общественное явление: происхождение и эволюция. Язык народности и язык нации. Классификации языков.

Согласно одной точке зрения, связь языка и общества отсутствуют, т.к. язык
развивается и функционирует по своим законам, согласно другой - это связь является односторонней, так как развитие и существование языка полностью
определяется уровнем развития общества.

Язык, как общественное явление, занимает свое, особое место среди
других общественных явлений и обладает своими специфическими чертами.

Общее у языка с другими общественными явлениями состоит в том, что язык — необходимое условие существования и развития человеческого общества

1. Язык, сознание и социальный характер трудовой деятельности изначально взаимосвязаны и составляют фундамент человеческого своеобразия;

2. Наличие языка есть необходимое условие существования общества на
всем протяжении истории человечеств;

3. Наличие языка есть необходимое условие материального и духовного бытия во всех сферах социального пространства;

4. Язык зависим и не зависим от общества;

5. Язык - это явление духовной культуры человечества, одна из форм общественного сознания (наряду с обыденным сознанием, моралью и правом, религиозным сознанием и искусством, идеологией, политикой, наукой);

6. Язык не относится к идеологическим или мировоззренческим формам общественного сознания (в отличие от прова, морали, политики,
философского, религиозного, художественного, обыденного сознания};

7. Язык сохраняет единство народа в его истории вопреки классовым барьерам и социальным катаклизмам;

8. Развитие языка в большей мере, чем развитие права, идеологии или искусства, независимое от социальной истории общества, хотя, в конечном счете, оно обусловлено и направлено именно социальной историей.

ТАКИМ ОБРАЗОМ МОЖНО СДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ:

Своеобразие языка как общественного явления, по сути дела, коренится в его двух особенностях:
во-первых, в универсальности языка как средства общения и, во-вторых, в Том, что язык - это средство, а не содержание и не цель общения;
семантическая оболочка общественного сознания, но не само содержание сознания.
язык выступает как универсальное средство общения народа. Он сохраняет единство народа в исторической смене поколений и общественных формаций, вопреки социальным барьерам, - тем самым объединяя народ во
времени, в географическом и социальном пространстве

Развитие языка и развитие общества

Развития языка неразрывно связано с развитием общества.
Язык это живой организм, который поддается влиянию исторических, политических и социальных изменений в жизни общественности.

Под влиянием времени, некоторые слова отмирают и навсегда уходят из обихода, взамен им в язык приходят новые слова, которые максимально соответствуют требованиям времени.

Происхождение языка

Еще в античные времена проблема происхождения языка занимала
древнегреческих философов Демокрита, Платона, Аристотеля, римского
философа Лукреция и др. Имеются достоверные сведения о том, что
этими вопросами интересовались мыслители Древнего Китая и Древней
Индии.
Проблема глоттогенеза, история изучения которой насчитывает не одну
тысячу лет, как проблема, имеющая самостоятельный интерес, была
сформулирована только в середине ХМ! в.

Происхождение языка

Происхождение языка

Социально- Теория биологическая божественного
ипотеза (трудовая происхождения
ХХ Л. Нуаре и Л.

язык не от
Х в. - Ф.Энгелы человека
Теория Теория
звукоподражания междометий

(ономатопоэтическая) (рефлексивная)

Платон, Демокрит Эпикур (№М—1! вв. дон. 3.)
ХХ вв. вы Теория
Е «трудовых социально

Лейбниц, Гердер, Г
умбольдт, Я. Гримм,
В.фон Гумбольдт Х.Штейнталь, выкриков» договор:

а: А.А.Потебня. ХХ в. - КБюхер Х\МИ в. - Адам Смит

Существуют различные классификации языков. Вот некоторые из них:

  1. Генеалогическая классификация. В её основу положен принцип происхождения языков.
  2. Морфологическая (типологическая) классификация. Она основана на морфологическом принципе сходства грамматических систем.
  3. Ареальная классификация. Она учитывает области распространения языков, которые можно нанести на карту.
  4. Функциональная классификация. Она базируется на учёте функции языка.

3. Система и структура языка. Методы и способы лингвистического анализа. Общие и частные приемы описания языков.

4. Вопрос о происхождении русского литературного языка. Древнейшие периоды в истории развития русского литературного языка. 5. Теория М.В. Ломоносова о стилях русского языка. «Российская грамматика» и ее значение для становления науки о русском языке. Функциональные стили русского языка: комплекс экстралингвистических и собственно лингвистических факторов. 6. А.С. Пушкин как основоположник современного литературного языка. Синтез речевых стилей в поэзии и прозе А.С. Пушкина. 7. Диалектная основа русского языка. Связь диалектологии с историей языка. Русские говоры Тюменской области: фонетика, словообразование, лексика, морфология, синтаксис. 8. Собственные и нарицательные имена в русском языке. Ономастика как наука об именах собственных и ее разделы. 9. Фонетика и фонология. Учение о фонеме. Русская орфоэпия: исторические основы, орфоэпические правила русского литературного языка. Типы слогов. Состав и система гласных и согласных фонем современного русского языка. История гласных и согласных звуков в русском языке. Понятие о позиционных и исторических чередованиях гласных и согласных. 10.Словарный состав языка и основные аспекты его изучения. Слово как единица лексической системы языка. Синтагматические и парадигматические отношения в лексике. Типология словарей русского языка. Характеристика толковых словарей современного русского языка. Лексическое значение слова и его типы. Факторы, определяющие тип лексического значения. Методика компонентного анализа. 11.Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления и происхождения. Словарный состав русского языка в динамическом аспекте. Исторические словари. Старославянизмы, их признаки и функции. Неологизмы. Словари новых слов. 12.Фразеологические единицы в их отношении к слову и свободному сочетанию слов. Типы фразеологических единиц с точки зрения их семантической слитности. Стилистические функции фразеологизмов. 13. Морфемный состав слова и примеры его исторической подвижности. 14.Способы словообразования в синхронном и диахроническом аспектах. 15.Морфология как грамматическое учение о слове. Лексическое и грамматическое значение слова. Способы выражения грамматических значений в русском языке. Части речи в русском языке и принципы их классификации. 16.Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды существительных. Категория одушевленности. Категория рода существительных. Способы и средства выражения грамматического рода. Категория падежа существительных. Склонение имен существительных. Варианты падежных окончаний, их значение и происхождение. Категория числа имен существительных. Остатки двойственного числа в современном русском языке. 17.Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды прилагательных. Вопрос об объеме лексемы прилагательного. Полные и краткие формы прилагательных, степени сравнения и их история. 18.Местоимение как часть речи. Разряды местоимений по значению и грамматической соотнесенности. Особенности в употреблении личных местоимений 3 лица с предлогами и историческое объяснение этого явления.

19. Имя числительное. Разряды числительных, происхождение и особенности употребления.

Имя числительное - это самостоятельная часть речи, которая обозначает:
- отвлечённые числа: один, пять, одиннадцать;
- количество предметов: один стол, три стула;
- порядок предметов при счёте: первая книга, первое свидание

Числительные делятся на четыре лексико-грамматических разряда:
1. Количественные (два, шестьдесят, сто, триста пятьдесят два)
2. Собирательные (оба, трое, шестеро)
3. Порядковые (второй, третий, сотый)
4. Дробные (одна пятая, две целых, три седьмых)

Виды числительных по строению:
1. Простые непроизводные: два, сорок
2. Простые производные: двенадцать, тридцать
3. Сложные: (с двумя корнями) пятьдесят, двести
4. Составные: тридцать четыре, сто пятьдесят


ВОТ НЕКОТОРЫЕ ПРИМЕРЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ

1. Числительное "два" произошло, вероятнее всего, из древнеиндийского языка - "дува"
2. Числительное "четыре" имеет корень из латинского языка - "куаттуор"
3.  "Десять" обязато своим происхождением латинскому языку "decem"

ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ

I. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ

При склонении количественных числительных изменяется каждая часть слова (сложные числительные)
И. шестьдесят, сто, двести
Р. шестидесяти, ста, двухсот
Д. шестидесяти, ста, двумстам...

и каждое слово (составные числительные)
И. семьсот пятьдесят шесть
Р. семисот пятидесяти шести
Д. семистам пятидесяти шести

II. ПОРЯДКОВЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ

При склонении составных порядковых числительных изменяется только последнее слово: с две тысячи девяТОГО года, в две тысячи девяТОМ году, в ДВУХТЫСЯЧНОМ году

III СОБИРАТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ

Собирательные числительные (двое, трое... семеро) употребляются с одушевленными существительными м.р. называющими человека (двое сыновей и два сына), но две дочери, и в некоторых других случаях (двое суток, четверо детей...)

20.Глагол как часть речи. Вопрос об объеме глагольной лексемы. Основы глагола, классы и типы спряжения. Категория лица, наклонения и времени: их значение, образование, употребление. Современная система форм времени как результат исторического развития. 21.Причастие и деепричастие в русском языке, их история в русском языке. Трудные случаи употребления деепричастий. 22.Наречие как часть речи. Общая характеристика. Вопрос о категории состояния. Служебные части речи (союзы, предлоги, частицы). Модальные слова и междометия. 23.Синтаксис как раздел грамматики. Основные единицы синтаксиса в их сопоставительном описании. Основные виды синтаксической связи в минимальных и усложненных конструкциях уровней простого и сложного предложений. 24.Предикативность как грамматическое значение простого предложения. Парадигма и формальная организация простого предложения. Семантическая структура простого предложения: диктум и модус. Коммуникативная организация простого предложения. Интонация, порядок слов и другие способы выражения актуального членения предложения. 25.Подлежащее и сказуемое как взаимообусловленные компоненты предикативной основы двусоставного предложения, их функции в предложении. Основные способы выражения подлежащего. Принципы классификации и типы сказуемого. Вопрос о второстепенных членах предложения в современном синтаксисе. 26.Грамматическая природа и традиционная типология односоставных предложений. Полные и неполные двусоставные и односоставные предложения. Сущность и типология эллиптических предложений. 27.Обособление как синтаксическое явление. Причины, условия и средства обособления полупредикативных и уточняющих обособленных членов предложения. Разряды полупредикативных и уточняющих членов предложения. Вводные слова, словосочетания, предложения и вставные конструкции в их сопоставительном описании. 28.Однородные члены предложения. Синтаксические, морфологические и логические признаки однородных членов. Сложносочиненное предложение, его грамматическая природа и основные структурносемантические типы. 29.Грамматическая природа и принципы классификации сложноподчиненного предложения. Структурно-семантическая классификация СПП. 30.Бессоюзные сложные предложения в отечественном языкознании. Структурно-семантическая классификация БСП. Синтаксис текста и аспекты его изучения. Контрольные вопросы государственного экзамена по дисциплине «История русской литературы» 1. «Слово о полку Игореве»: сюжетно-композиционное и жанровостилевое своеобразие, историко-культурное значение. 2. Динамика жанра жития в древнерусской литературе. 3. Русская ода ХVIII века: поэтика жанра (по произведениям М.В. Ломоносова, А.П. Сумарокова, Г.Р. Державина – на выбор). 4. Чувствительный герой в русской повести конца XVIII в. (Н.М. Карамзин – произведение на выбор). 5. Эстетика и художественная практика русского романтизма. 6. Поэтика одного из драматургических произведений первой трети ХIХ века (А.С. Пушкин, А.С. Грибоедов, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь). 7. Система персонажей и композиция романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». 8. Проблема героя в творчестве М.Ю. Лермонтова. 9. Проблема национального характера в русской прозе середины ХIХ века (Н.В. Гоголь, И.А. Гончаров, Л.Н. Толстой, Н.С. Лесков – автор и произведение на выбор). 10.Поэтика прозаического цикла в русской литературе первой половины ХIХ века (А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев – автор и произведение на выбор).

11. Русский классический роман: проблема жанра («Война и мир» Л.Н. Толстого, «полифонический роман» Ф.М. Достоевского – автор и произведение на выбор).

Русский роман представляет собой наивысшее достижение литературы XIX века. Однако данный период был недолговечен, и эпоха русского романа охватывает менее трех десятилетий.
Хронология этой эпохи выглядит следующим образом. В.Г. Белинский описывал литературную ситуацию, сложившуюся в конце 1840-х годов, следующим образом: "До появления тургеневского "Рудина" существовали уже такие романы, как "Евгений Онегин", "Капитанская дочка", "Герой нашего времени". Роман и повесть заняли ведущие позиции среди всех литературных жанров" Он определил роман как эпос частной жизни. Этот жанр возникает в тот момент, когда проявляется интерес к отдельной личности, когда мотивы ее действий и внутренний мир становятся столь же значимыми, как и сами поступки. Однако личность всегда связана с окружающей действительностью. Психологический анализ стал актуальным для эпохи, что и способствовало возникновению русског романа.

Ключевой проблемой русского романа стала проблема героя, который ищет пути к обновлению жизни и отражает дух времени. В центре первых русских романов именно такие персонажи. От Пушкина началась серия произведений, названных именами своих героев: "Обломов", "Анна Каренина". Это дало старт поискам новой романной формы.

Например, роман М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" открыл эпоху психологизма в русской прозе. Цикл повестей, объединенных образом главного героя, меняющимися рассказчиками и авторским предисловием, трансформировался в роман.

ПРОБЛЕМА ЖАНРА "ВОЙНЫ И МИРА" Л.Н. ТОЛСТОГО
Существует много уровней восприятия теста. Именно на уровне жанра особенно отчетливо проявляется органическое сочетание формы и содержания в литературе. К какой жанровой традиции можно отнести "Войну и мир" Сам автор избегал четкого жанрового определения своего произведения, иногда называя его просто книгой. "Что такое "Война и мир"?" задавался вопросом писатель и отвечал: "Это не роман, еще менее повесть, еще менее историческая хроника" В этом контексте Толстой справедливо подчёркивал, что русская литература, что русская литература со времен Пушкина отличается духом смелого новаторства в области жанра: "Начиная от "Мертвых душ" Гоголя и до "Мертвого дома" Достоевского, в новом периоде русской литературы нет ни одного художественного прозаического произведения, которое бы полностью соответствовало форме романа, поэмы или повести". Среди литературоведов до сих пор нет единого мнения о жанровой природе "Войны и мира". Тем не менее, термин "роман-эпопея", на котором настаивал А.В. Чичерин, кажется, наиболее подходящим.
В русской литературе было создано произведение, которое сочетает в себе повествование о событиях исторического масштаба и общенационального значения (эпопея) с рассказом о личных судьбах людей (роман) В нем представлены картины быта, нравов, широкая панорама европейской жизни, яркие типажи.
В истории русской литературы впервые было написано произведение, которое объединяет повествование о событиях исторического масштаба и общенационального значения (эпопея) с рассказом о личных судьбах людей (роман). В нем представлены картины повседневной жизни, нравов, а также широкая панорама европейкой жизни, яркие образы народной и светской среды, описание самого хода истории и философские размышления о таких теоретических понятиях, как свобода и необходимость, случайность и закономерность, роль личности в истории и другие
Основная идея произведения, по словам самого автора, заключается в "народной мысли". Уже в своих ранних работах Толстой глубоко интересовался судьбой народа и отношениями между дворянской интеллигенцией и простыми людьми . В "Войне и мир" он впервые художественно показал значимость народных масс в исторических событиях.
Народное сознание сформировало авторскую концепцию истории и современности, что нашло отражение в названии произведения. Это название многозначно. Мир можно воспринимать как явление противопоставленное войне, как человеческое сообщество или как вселенную. В любом случае, это нечто, что противостоит насилию и разрушению. Идея общечеловеческого единства и братства людей в борьбе с войной и противоестественным злом пронизывает все произведение, отражая народное восприятие и определяя жанровую специфику "Войны и мира"
Это произведение является настолько актуальным в наше время, что хотелось бы увеличить количество часов в программе на его изучение,  особенно характеристику и трансформацию отношения в войне Пьера Безухова и Андрея Балконского (прошу прощения за лирическое отступление) Всем нам мира!

12.Национальный мир в творчестве А.Н. Островского (произведения на выбор). 13.Духовный путь героя в русском романе второй половины ХIХ века (И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский – произведение на выбор). 14.Поэтический мир Н.А. Некрасова, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева (на выбор). 15.Герой и конфликт в русской драме рубежа ХIХ–ХХ веков (А.П. Чехов, А.М. Горький, Л.Н. Толстой, Л.Н. Андреев – автор и произведение на выбор). 16. Поэтика рассказа (новеллы) в русской литературе рубежа ХIХ–ХХ веков (А.П. Чехов, А.М. Горький, И.А. Бунин, А.И. Куприн – автор и произведение на выбор). 17.Художественные искания в русской драматургии ХХ века (А.М. Горький, Е.Л. Шварц, А.В. Вампилов – автор и произведение на выбор). 18.Проза М.А. Булгакова: герой, хронотоп, жанр (произведение на выбор). 19.Творчество А.А. Блока в истории русского символизма. 20.Литература русского зарубежья ХХ века. Творчество одного из авторов (В.Ф. Ходасевич, В.В. Набоков, С.Д. Довлатов). 21.Военная проза и поэзия в истории отечественной литературы 1940–1990- х гг.: этапы, имена, поэтика (В. Некрасов, В. Богомолов, Д. Самойлов, К. Симонов, В. Астафьев – на выбор). 22.Этапы развития «деревенской прозы» ХХ века (Л. Леонов, В. Распутин, В. Белов, В. Астафьев, В. Шукшин). Творчество одного из авторов. 23.История ХХ века в произведениях А.И. Солженицына. 24.Художественный мир А.П. Платонова (произведение на выбор) 25.Поэтические течения русского постсимволизма. Творческий путь В. Маяковского, О. Мандельштама, А. Ахматовой – на выбор. 26.Герой и конфликт в русском романе середины ХХ века («Тихий Дон» М.А. Шолохова, «Доктор Живаго» Б.Л. Пастернака – на выбор). 27.Лирический герой в русской поэзии ХХ века (С. Есенин, М. Цветаева, И. Бродский – на выбор). 28.Литературная ситуация конца ХХ – начала ХХI веков (течения, имена). 29.Проблема личности в прозе А.П. Чехова. 30.Герой и автор в поэмах А.Т. Твардовского (произведение на выбор).