Российские крестьяне при Петре I, умирали от непосильного труда и эпидемий на строительстве на болотах новой столицы - Санкт-Петербурга, сооружении крепостей, заводов и корабельных верфей, массово подавались "в бега" от чиновничьих и помещичьих притеснений и рекрутской повинности.
По имеющимся документам причиной половины всех потерь петровской армии в годы Северной войны, была смертность от болезней и дезертирство..
Показателен тот факт, что за годы правления Петра I численность населения России, подавляющим большинство которого составляло именно угнетаемое крестьянское сословие, несмотря на все политические, хозяйственные и научные достижения страны, не только не увеличилась, но даже немного сократилось.
Несколько по-иному царские указы и уставы регламентировали жизнь городского населения. Горожане, как и крестьяне, являлись налогоплательщиками и поставщиками рекрутов. Но горожане, кроме того, обеспечивали казну дополнительными доходами в виде пошлин от торговли и промыслов.
Участие горожан в совместном труде на "общее благо" в представлении Петра I заключалось не только в торговле, в создании мануфактур и в участии в их работе, но и во всевозможных "художествах", под которыми царь понимал различные промыслы и мастерские по изготовлению ремесленных изделий.
При этом доля городского населения в России при Петре была невелика и составляла не более 5% всех жителей империи.
Это же относилось и к купеческому сословию. Значительные средства от торговых оборотов облагались государственными налогами и всевозможными специальными сборами.
В отличие от своего отца, царя Алексея Михайловича, всячески опекавшего русское купечество, к купцам и богатым торговцам Петр на протяжении большей части своего правления относился довольно жестко, нередко просто изымая у них деньги столь необходимые ему построения флота и ведения войны.
Петр не гнушался и насильственными методами, для того, чтобы заставить состоятельных купцов финансировать создание и контролировать работу необходимых в стране мануфактур. В частности мануфактур по изготовлению сукна, шедшего на солдатские и офицерские мундиры.
При этом, различными льготами и временным освобождением от налогов поощрялась "инициатива снизу". В частности инициатива тульских предпринимателей Демидовых по созданию новых "железоделательных", то есть, металлургических и оружейных заводов на Урале.
Под это им были выделены большие участки земли богатые лесом, железной и медной рудой, а также месторождениями золота и серебра. К их заводам для тяжелого физического труда были приписаны в качестве заводских рабочих десятки тысяч крепостных крестьян.
Впоследствии Демидовы стали богатейшими людьми страны и получили позже даже почетные графские и княжеские титулы.
В последние годы своего правления Петр I своими указами разрешил российским купцам, как и дворянам, покупать земли и имения с крепостными крестьянами и, в том числе, использовать крепостных в качестве рабочих на заводах, фабриках и в мануфактурах.
Купцам-предпринимателям, производившим товары необходимые для государства, предоставлялось право беспошлинной торговли. Их дворы были освобождены от постоя воинских команд. Понятно, что такими привилегиями могла пользоваться только незначительная часть купцов-горожан.
Реформы Петра не обошли стороной и российское духовенство. В первую очередь они коснулись монастырских землевладений и монастырского имущества, а также уставов и правил по которым жили монашествующие, то есть так называемое "черное духовенство."
При этом царь-реформатор, конечно же понимая важность православия для духовного и нравственного здоровья и развития народа, и сам активно участвовал в основании первого монастыря в новой российской столице, Санкт-Петербурге - Александро-Невской лавры.
Но при всем этом он также понимал, что сытая и праздная жизнь "христовых богомольцев" обеспечивалась обширными монастырскими земельными владениями и тяжелым трудом работавших на монастыри крепостных крестьян.
Своими указами царь постарался заставить монастыри, их монахов и настоятелей, служить интересам государства. Он стремился добиться принятия в более суровых правил поведения монахом и настоятелей и более суровых и жестких уставов монастырской жизни.
В указе 1701 года царь ставил в пример монахов прошлого, которые "сами пищу промышляли... и общежительно живеше и многих нищих от себя питали".
А сейчас де они "сами чуждые труды поедаша, а начальные монахи во многие роскоши вподаша". В указе 1724 года Петр прямо говорит, что большинство монахов "тунеядцы суть", ибо ведут праздную жизнь, не принося пользу другим людям и государству.
Монастырям сначала было запрещено покупать и менять земли., а затем их лишили права распоряжаться доходами от монастырских имений, часть которых стало забирать государство. Монашествующих посадили на скудный паек, одинаковый для владык и рядовой братии.
Для "пользы людям" монахи и монахини теперь должны были заниматься "художествами": столярным делом, иконописанием, прядением, шитьем, плетением кружев и прочим, "что не противно монашеству".
Главное новшество состояло в то, что на монастыри возлагалась обязанность содержать за счет своих доходов увечных и дряхлых солдат и офицеров, также школы и училища.
Петр говорил так: "Наши монахи зажирели. Врата к небеси - это вера, пост и молитва. Я очищу им путь к раю хлебом и водою, а не стерлядями и вином..."
При Петре I изменилось и положение "белого духовенства". Приходские священники должны были быть образованными людьми. Отсюда петровские указы, предписывающие детям попов и дьяконов учиться в греческой и латинской школах.
Продолжение следует...