Найти тему
Елена Чудинова

Тюдоры или очень страшная инквизиция? (на примерах трех женских судеб)

Ох, предупреждал же Антуан де Ривароль о том, что история пишется руками победителей. (Отнюдь не случайным мне кажется сейчас, что Сабатини в любимом мною в детстве "Капитане Бладе" дает имя де Ривароля самому отрицательному персонажу). Он, правда, уповал, что время стряхивает с нее ложь, но - не знаю. Может быть - нам просто неведомо, с сколь много времени должно иногда пройти.

Но всяк, кто хоть раз упоминал синонимом массового злодейства "Варфоломеевскую ночь", не имея при этом ни малейшего представления о предшествовавшем ей Михайловом дне, может себя поздравить: его представления о всемирной истории слегка отформатированы англосаксонскими ручками.

Вот сидела у них на троне добрая-добрая королева Бэсс. И ежели она когда и проливала кровь (вдесятеро больше, чем "кровавая" Мэри), то ведь только того ради, чтобы народ ее не попал под власть Пап, которые всячески тормозили прогресс. Тут уж никак без верного Григория Лукьяновича Дика Топклиффа. Ибо нельзя же без прогресса.

Вот мне на днях подумалось. Просто о трех женских судьбах. О судьбах женщин из того изнемогающего под властью инквизиторов отсталого мира. Упомянем их хронологически.

Проперция де Росси. Родилась в Болонье в семье нотариуса в 1490-м году, когда прогресс в Англии уже пошёл - пять лет, как воцарились узурпаторы Тюдоры. Долго выбирала - художественную или музыкальную карьеру избрать, была равно одарена в том и другом. Выбрала первое, вероятно под влиянием своего учителя рисования - Раймонди. Поступила в университет в Болонье. С успехом его закончила. Конечно, обучение девицы в университете не считалось заурядным явлением, но история не доносит каких-то больших ее проблем, связанных с этим вопросом. Начинала как миниатюрист-скульптор, затем перешла на работу с камнем. Обошла коллег-мужчин, выиграв конкурсное право украсить фасад базилики Сан Петронио. Жила, правда,, бедновато - не умела устраиваться. Папа Климент VII, вместо того, чтобы сжечь Проперцию на костре, почему-то назвал ее "благородным и возвышенным гением".

Софонисба Ангиссола. Родилась в 1532-м году в Кремоне. Над год старше Елизаветы Тюдор. И пережила ее более, чем на 20 лет. То есть - современница всего елизаветинского периода. Аристократка, в отличие от де Росси. Сразу увлеклась более всего живописью. Две ее сестры тоже стали художницами, третья - была бы, но рано умерла, четвертая хорошо рисовала, но предпочла духовное поприще, пятая стала литератором.

В 21 год Софонисба самостоятельно переехала в Рим, познакомилась с Микеланджело, который лестно характеризовал ее перед герцогом Медичи. Затем была приглашена к испанскому двору как портретистка. Дважды была замужем. Оба супруга всячески содействовали ее творчеству. На склоне лет встретилась с молодым Ван Дейком, который охарактеризовал вполедствии беседу с ней, как самое большое в своей жизни откровение об "истинных принципах живописи".

А вот и эти ее сёстры...
А вот и эти ее сёстры...

Лавиния Фонтана. Родилась в Болонье в 1552-м году, то есть незадолго до коронации Елизаветы Тюдор. Дочь художника - решила вот идти следом за отцом. Папа Климент VIII пригласил ее в Рим, Папа Павел V назначил официальной портретисткой своего двора. Занималась также архитектурным проектированием. Член Римской Академии. Похоронена в базилике Святой Марии в Риме.

Много писала на античные сюжеты. Ни одного Папу это отчего-то не смутило и не побудило послать эту представительницу барокко на костер. Куда глядели инквизиторы?
Много писала на античные сюжеты. Ни одного Папу это отчего-то не смутило и не побудило послать эту представительницу барокко на костер. Куда глядели инквизиторы?

Выведенный из поля статистики пустяк? Три судьбы (не считаем даже менее знаменитых сестер Софонисбы). О чем вроде бы говорить?

Но я честно пытаюсь вспомнить хоть одну равную, к примеру, Софонисбе, женщину великолепно прогрессивного тюдоровского мира... Подскажите, если знаете. У меня не получилось.

Современные им британские знаменитые подданные королевы Елизаветы почему-то вызывают в моей памяти совсем иные ассоциации.

Бедняжка Эми...
Бедняжка Эми...

Но и это - в лучшем случае. Ибо было и так:

Святая Маргарет Йоркская. Приняла мученический венец в 1585 году
Святая Маргарет Йоркская. Приняла мученический венец в 1585 году

Этим женщинам было не до живописи (хотя их самих потом много изображали и воспевали). Они прославились тем, что их - убили. Слава, она бывает - самая различная.

Я, конечно, несколько предвзята. Вот странность-то, откуда бы взяться предвзятости на фоне всех этих Хаггардов, отличающихся, как мы понимаем, замечательной объективностью в выборе персон и событий, равно как и в их исторической трактовке.

изображения из открытого доступа