Найти в Дзене
Из Германии да в Россию

“Кто такой современный немец? Германию, немцев и немецкий менталитет очень не люблю” | Отвечаю на острые вопросы подписчика

Общаться с подписчиками, как вы знаете, моя - маленькая страсть. Нет ничего прекраснее, чем узнавать, кого именно твои тексты тронули. И в каком ключе. Комплименты, не буду кривить душой, бывают слаще всего. Но и критику (даже не очень конструктивную, но содержательную и без перехода на личности) я очень ценю. Но самым интересным взаимодействие получается с читателем, чья позиция (или вкусы) с твоей кардинально расходятся. Особенно, когда речь о читателе образованном и тонком. С которым хочется беседовать и беседовать - и не столько в надежде на то, что сможешь ему доказать свою правоту, сколько ради того, чтобы вы с ним друг друга поняли. Кто знает еще, не окажешься ли неправ как раз ты? В чем-то отдельном, или даже во всем. И вот, на днях мне пришло крайне трогательное письмо от @KalebJunker. Письмо, которое вылилось в откровенный разговор, где вопросы задают мне. Где я - гость интервью, а интервьюер - подписчик. А поскольку вступление было сугубо комплиментарным (да, считайте меня

Общаться с подписчиками, как вы знаете, моя - маленькая страсть. Нет ничего прекраснее, чем узнавать, кого именно твои тексты тронули. И в каком ключе. Комплименты, не буду кривить душой, бывают слаще всего. Но и критику (даже не очень конструктивную, но содержательную и без перехода на личности) я очень ценю. Но самым интересным взаимодействие получается с читателем, чья позиция (или вкусы) с твоей кардинально расходятся. Особенно, когда речь о читателе образованном и тонком. С которым хочется беседовать и беседовать - и не столько в надежде на то, что сможешь ему доказать свою правоту, сколько ради того, чтобы вы с ним друг друга поняли.

Кто знает еще, не окажешься ли неправ как раз ты? В чем-то отдельном, или даже во всем. И вот, на днях мне пришло крайне трогательное письмо от @KalebJunker. Письмо, которое вылилось в откровенный разговор, где вопросы задают мне. Где я - гость интервью, а интервьюер - подписчик. А поскольку вступление было сугубо комплиментарным (да, считайте меня хвастуном), а вопросы о Германии и немцах - острыми, если не неудобными, на первый взгляд, я позволю себе начать с цитаты из письма:)

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash

Переехал из Германии в Россию
Привет, Россия! Рассказываю о том, как жизнь в стране отличается от жизни в Баварии, Германии и Европе в целом. Делюсь немецким мышлением:) Филипп ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ!

Филипп, здравствуйте! …совсем недавно наткнулся на ваш блог в Дзене. Прежде всего хочу вас поблагодарить за него  — такие интересные темы (о разнице восприятия, менталитете, душе, поиске Бога и куче всего другого), а слог вашего письма напоминает мне Бунина и Набокова. Читать, не оторваться. …

С Германией меня много связывает. Некоторые родственники уехали в землю X еще в n-ном году. Мой папа проходил службу в ГДР (в детстве любил слушать его рассказы). Как у всех жителей России, в семье есть те, кто пострадал от немецких нацистов. Сам бывал в Германии три раза (два в Берлине, один раз в Дрездене). По работе приходилось часто иметь дело с немецкими туристами.

Однако, не смотря на все связи, Германию, немцев и немецкий менталитет очень не люблю. Возможно именно эта внутренняя неприязнь, как ни парадоксально подогревает мой интерес к Германии и не может отпустить. …

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash

Общий язык мы нашли сразу же и решили, что я отвечу на произвольное количество вопросов. Получилось всего четыре штучки - зато каких!:)

1. Что такое современный немец? В чем сегодня проявляется немецкий дух и душа (если таковые остались под влиянием глобализации)

Пожалуй, это - такой же сложный вопрос, как “что такое число?” даже для преподавателя математики от Бога. Как и в любом народе, есть в немецком обществе самые разные прослойки, если хотите сословия и даже “касты”. И дело далеко не только в том, что Германия - страна сложносоставная. 16 земель с достаточно разными особенностями, обычаями и наречиями, в каждой из которых даже некоторые законодательные нюансы различаются, условно объединены вокруг Берлина. Столицы, которую очень многие в стране недолюбливают и даже откровенно считают городом “не немецким”, и “столицей” лишь в кавычках. К тому же, миграционный приток еще со времен восстановления страны после Второй Мировой неустанно влияет на общество. На сегодня турецкий Döner Kebab - не менее важная часть рациона среднестатистического немца, чем картофель и сосиски с колбасками. А турецкий акцент и некоторые тюркские слова в немецком - давно уже удел и чистокровных “арийцев”: ведь это вопрос моды, которая распространяется в школе, на улице и через популярную музыку.

Döner Kebab. Фото: Unsplash
Döner Kebab. Фото: Unsplash

Если посмотреть на самые популярные в Германии имена для новорожденных, то сразу же бросается в глаза: лидируют международные имена или формы имен, существующих и в немецкой традиции, на лад англоязычный. Можно сказать, что Германия становится все более обезличенной. Национального, строго говоря, остается все меньше. Все больше - международного, удобного для того, чтобы быть “гражданином мира”. А толерантность порой такое ощущение, что существует “толерантности ради”: ставя свой тяжелый каблук на горло повестке дня “немецкой”. Для некоторых частей общества, особенно для лево-либерального “upper-middle class”, быть просто немцем - повод для стеснения. “Как это так? Во мне нет капельки цветной крови? У меня нет иностранных корней? Со мной что-то не так. Надо больше стараться для мигрантов и их детей, чтобы не прослыть нацистом.”

Но все это не мешает легендам жить. Вроде преданий о “Deutsche Tugenden” (“немецкие добродетели/достоинства”), которыми (пока еще) гордиться дозволяется. Но без перегибов - лучше всего на футболе, предвосхищая один из Ваших вопросов:) Так кто он - сегодняшний немец? В целом, это про-американский, в той или иной степени либерально настроенный человек, воспитанный в традициях западной культуры потребления и без национального самосознания, но с некоторыми своими особенностями: трудолюбивые и исполнительные, честные и верные своим слову, работающие на результат и идущие в своем деле до самого конца немцы еще остаются. А для остального есть Баварский костюмчик, немецкие автономера, любовь к Birkestock’ам или Radler (пиво с колой) и еще некоторое количество поверхностных отличий.

Пиво без водки? Зато с колой:) Фото: Unsplash
Пиво без водки? Зато с колой:) Фото: Unsplash

2. Почему немецкая коллективная память вспоминает только еврейские жертвы Второй Мировой Войны. Миллионы погибших славян неким образом вычеркнуты. Немногочисленные памятники, редкие упоминания в СМИ, ни покаяния, ни выплат (история, связанная с блокадниками, где немцы решили выплачивать только еврейским жертвам блокады)

Вопрос, самый острый и проблематичный для меня. да и для любого гражданина Германии, думаю, даже просто для человека, бывающего в стране. Отвечать на него нужно дипломатично, иначе последствия могут поразить воображение. Я бы разделил вопрос на три части: а) коллективную вину (“Tätervolk” - “народ преступников”) перед кем прививают немцу с детства? Перед человечеством! История страны и народа с 1933 по 1945 показана в исключительно отрицательном свете, без того, чтобы сильно вдаваться в подробности и обсуждать, пожалуй, самый главный момент: “а как вообще эти люди могли прийти к власти? И за что им рукоплескали? Чем они подкупили народ? Явно было чем…”. Ведь самое опасное зло - это зло с “положительными” чертами. Именно так работает настоящая ложь - коварная и дьявольская.

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash

Вместо этого, упор делается на эмоциональную составляющую: еще ребенком тебя знакомят со всеми ужасами и злодеяниями, что на счету немецких нацистов. При этом, особенно выделяя тех, кто пострадал в концлагерях (здесь открыты называют не только евреев, но и цыган, католиков, коммунистов, политически неугодных, представителей меньшинств, и инвалидов. Называют среди пострадавших и славян). Говорят и о чудовищных потерях среди союзников, победивших Германию: При этом порядок, чаще всего, выглядит так: США, Великобритания, Франция и СССР. Учитывая, что все то, что кормит нынешнюю Германию, восстанавливалось на средства и с помощью и США, а также наличие в стране более 5-ти десятков военных баз, на которых не говорят ни на одном языке, кроме правильного и неправильного английского с американским акцентом (всех видов - от Техаса до Нью-Йорка), это несложно понять: “кто девушку ужинает, тот ее и танцует.”

Они верят в Бога, говорят... Фото: Unsplash
Они верят в Бога, говорят... Фото: Unsplash

б) Почему о блокадниках, славянских заключенных концлагерей или павших советских воинах говорят меньше, чем о некоторых других группах жертв немецкого нацизма? О них говорят. И это важно. Есть в том же Дахау и русская православная поминальная часовня. Из бревна, красивая, заметная. Есть и Treptow Park в Берлине, и другие памятники. Но, как я уже сказал, их значимость никто не выпячивает, в отличие, например, от героической роли высадившихся в Нормандии союзников. Справедливо ли это? Ни с количественной, ни с какой-либо иной точки зрения, на мой взгляд - нет. Но учебники закуплены, преподаватели воспитаны, а документальные фильмы сняты. И всего этого есть спонсоры, которые в любом “демократическом” обществе чуточку “равнее” всех остальных равных. Более того: в последние годы намечается пересмотр итогов Второй Мировой Войны. Фактически уже сейчас Советский Союз на Западе, в частности, в Германии признан злом, как минимум, сопоставимым с нацистским режимом в Германии. В этой канве работают и популярная культура, и СМИ. Присоединится к ним и система образования. А признав СССР и большую часть тех самых славян представителями зла, говорить о жертвах среди них будет все сложнее.

Это - тоже Германия. Фото: Unsplash
Это - тоже Германия. Фото: Unsplash

в) Почему выплаты среди всех жертв нацизма евреев выделяют особенно? в частности, в плане выплат и компенсаций? Возможно, я был бы умнее, если бы пропустил этот вопрос, способный подвести меня под монастырь. Но честно - так честно:) Количество еврейских жертв немецкого нацизма поражает. Оно чудовищно, особенно с учетом малой численности народа. С учетом того места в зверской парадигме нацистов, которое было уготовано этому народу. Это факты. Такие же факты, как и то, что СССР от рук немецких нацистов потерял больше всего своих граждан в абсолютном выражении. Большинство скажет, что за это Германия расплатилась потерей ГДР на долгие годы. Разделением нации, раны от которого до сих пор гноятся и кровоточат. Я же скажу иначе: сложно оценить человеческую жизнь в материальных единицах. Но Вы абсолютно правы, что изглаживание вины перед евреями стоит особняком. Полагаю, что здесь многое объясняется влиянием США. А уж почему они сочли это выгодным - вопрос к политологам и историкам. Ясно для меня другое: в ближайшее время чувство справедливости у потомков советских граждан меньше болеть не станет, увы.

"И нам сочувствие дается,..."(с) Фото: Unsplash
"И нам сочувствие дается,..."(с) Фото: Unsplash

3. «Шаденфройде» - злорадство и зависть. Отсутствие эмпатии и сопереживания (selber schuld). Почему это так сильно распространено в Германии, страна ведь богатая и сытая.

Страна - точно сытая, экономика - точно богатая. Есть люди очень состоятельные, много людей, живущих очень хорошо. И совсем нет нищих. Бедные же живут “достойно”. Schadenfreude, как злорадство, как удовольствие от того, что кому-то не повезло, отнюдь не чисто немецкое явление. Скорее термин этот на немецком языке особенно выразителен. Зависть, разумеется, в Германии встречается. Как и в России, как и в других странах. И доминирующей составляющей не является. Скорее, если уже говорить о проблемных архетипах и коллективном бессознательном, я бы выделил в немецком обществе страх. Страх ответственности. Страх наказания.

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash

А вот что касается сострадания и отзывчивости (мне больше нравится использовать термины, которые все понимают более или менее одинаково), я могу понять, что в сравнении с Россией Вы в Германии и немцах чувствуете некий “дефицит душевного тепла”. Это связано с большей эмоциональной зажатостью, внешней сдержанностью, возможно, даже холодностью. Это история типичная для всех германских народов. И чем образованней и воспитанней человек, тем больше такое поведение (именно внешне) культивируется. считается, что оно свидетельствует о самообладании и дисциплине. И еще один момент играет важную роль: сентиментальность как замена чувствительности, как способ обезопасить себя и защититься от слишком сильных душевных травм, выбор многих немцев. Пожалуй, это более свойственно немцу, чем южному европейцу или русскому. Но это не мешает в стране процветать огромному количеству благотворительных фондов и учреждений, волонтерских объединений, многие из которых оказывают первоклассную помощь нуждающимся. Да и в обычной жизни многие немцы, особенно “простые”, охотно отзовутся на крик о помощи: поменяют вам пробитое колесо или помогут занести мебель:) Правда, таких масштабов отзывчивости, как в России, я не встречал нигде!

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash

4. Одержимость футболом. Не связано ли это с запретом (не прямым, конечно) проявлять национальную гордость и в целом зарегулированность немецкого общества (кроме футбола, Майорки и пивных фестов).

Вот мы и вернулись к теме национального самосознания и возможности вывесить немецкий флаг! Да, футбол - это почти религия, местами, почти одержимость в Германии. Далеко ходить не надо - вы знаете, что я к этому более чем причастен:) Только ли футбол прибежище для тех, кто хочет гордиться страной? Нет. Футбол - гораздо больше. Это и спортивная “трудотерапия”, и физическая культура, и любимая командная игра, и школа выносливости, и главный урок коллективизма в обществе, где индивидуализм достаточно силен. Это и жизнь по принципу “в здоровом теле - здоровый дух”, и отдушина, и увлечение, которое способно объединить тех, кто никогда бы иначе не пересекся в пространстве и времени: немецких простеца и мудреца, богача и Лазаря (Лк. 16:19-31), любого пола и всех ориентаций. Это - своего рода “скрепа”. Без которой нельзя:)

Можно ли размахивать немецким флагом и кричать “Германия, Германия, вперед!” где-либо, кроме как на футболе? Нет, нельзя. Я, конечно, немного утрирую. Но суть Вы уловили очень верно: не так много есть “непредосудительных” поводов проявить национальную гордость в Германии - и в этом плане у футбола тоже важнейшая общественная роль. А Мальорка - это скорее собственноручная антиреклама Германии и всего немецкого, увы. Октоберфест же или Кельнский карнавал давно стремительно теряют свою аутентичность и национальную привязку: я предлагаю вам даже наглядный образ. Вместо пышногрудых баварок с золотистыми волосами пиво на Терезиенвизе все чаще разносят мускулистые темнокожие парни с ослепительной улыбкой. Но тоже в баварских народных костюмчиках:) И без немецкого или баварского флага - разве что, на этикетке того или иного пивовара.

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash

Большое Вам спасибо за классные вопросы! Это было нелегко, чем это обернется - посмотрим, но, как мне кажется, это было не только интересно, но и важно:) И надеюсь, что и Вам лично, и другим читателям немцы стали хоть немножко понятнее и ближе:) А значит, есть и шансы, что отношение к ним Ваше изменится к лучшему🙏🏻

Еще раз хочу пожелать Вам скорейшего выздоровления!

А за это - отдельное спасибо!!!

Бавария | Из Германии да в Россию | Дзен

_______________________________________

Не стесняйтесь подписываться на канал, чтобы не пропустить новые байки:)

Канал существует пока на ваши донаты

ЖВАШИ ЧАЕВЫЕ - МОЙ УЖИН, ОБЕД И ЗАВТРАК, МОИ ЛЕКАРСТВА и все остальное...🙏🏻

Карта Сбер: 2202 2080 0716 5872 Любовь Ю.

ссылка для поддержки из-за рубежа