Многие традиции, берущие свое начало где-то в недрах истории народа, в современном мире могут показаться странными, жестокими, или неприемлемыми. Но рассматривая их лишь как факт, примеряя ситуации к современности, мы упускаем саму суть поступка, важно понимать, когда традиция формировалась и какой смысл в нее вкладывался, какую социальную функцию она выполняла. Попробуем разобраться, с некоторыми обычаями, в той или иной степени до сих пор сохранившимися у чеченцев.
Для понимания корней сразу большого пласта традиций нам нужно узнать принципиально важное понятие для каждого чеченца – «Яхь». Это понятие вмещает в себя все то, что обязательно должно формировать характер мужчины: мужество, честь, достоинство, дисциплину и самоконтроль. «Яхь» - это то что должно составлять и управлять личностью каждого, кто называет себя чеченцем. Именно самоконтроль и дисциплина с самого детства есть то, что во многом отражается в традиционном укладе чеченцев.
В каждой чеченской семье есть всем понятные, неоспоримые правила взаимодействия и иерархии, основа которых состоит в уважении наследия старших, самоконтроле, дисциплине и сдержанности по отношению к детям, чтобы с малых лет они на интуитивном уровне понимали правила общества, в котором живут. Как, например, вы не увидите отца, обнимающего или держащего на руках своего ребенка – это неприлично. То же касается и женщин. Важно понимать, что все события повседневной жизни, которые могут проявить эмоции человека перед окружающими – должны быть сокрыты либо контролироваться. В чеченской традиции эмоции — это слабая сторона человека, и, поэтому, она должна быть дисциплинирована с первых дней.
Оттуда свои истоки ведет и старый обычай вайнахов, который не позволял брать своего ребенка на руки в присутствии старших мужчин. Женщина могла положить младенца прямо на дорогу, если навстречу шел взрослый мужчина. Этим она показывала свое уважение и почтение к нему.
Она должна была:
• положить младенца на землю (на скамейку) и отойти (если позволяла сухая погода);
• отдать на руки кому-нибудь из женщин вокруг (если таковые имелись);
• встать спиной к подходящему, «спрятав» ребенка впереди (если погода не позволяла положить его на землю, лавочку или отдать кому-то подержать).
Старик, подойдя к ребенку, обязательно разворачивал одежду и смотрел. Если девочка, то оставлял деньги, если же мальчик, то клал рядом кинжал. Мать и отец, когда ребенок вырастал, приглашали этого старика на свадьбу.
Считается стыдным даже брать на руки своего перед старшими мужчинами семьи: свекр, его братья, отец жены и его братья, до тех пор, пока они сами не разрешат. В присутствии своего деда, отца, дядей, старших братьев молодому папе вообще никогда нельзя брать своего ребенка на руки или играть с ним, проявляя нежность.
В зависимости от ситуации женщина могла отвернуться, стать немного боком. Не стыдно было заботиться о своём ребёнке, это естественно. Стыдно было сюсюкаться с ним при старших. Не стыдно было ходить беременной, но стыдно было выпячивать или обтягивать живот и ходить так перед старшими. Беременную женщину в кавказских семьях берегли. Считалось, что носит в себе ангела.
У чеченцев женщина-мать имеет особый общественный статус. Мужчина только хозяин дома, а она издревле является хозяйкой огня, а самое страшное чеченское проклятие - "чтобы погасло в твоем очаге пламя". Позором считается неуважение к матери и ее родственникам. Для зятя почитание родственников жены считается добродетелью, за которую бог без суда может отправить в рай. У чеченцев говорят: «Если поджарить яичницу на ладони и поднести ее матери, то и тогда мы не окупим своих долгов перед ней». Ведь совсем не случайно, что именно в таком сочетании возникли и не нами первыми произносятся слова: «Родина-мать», Отчизна».
Особое место занимал прием гостей. Уверены, многие знают, что гость на Кавказе – неприкосновенен и почитаем, считается даром Бога. Его встречали тепло, давали лучшую еду, лучшую постель, и старались беречь его покой. Поэтому гостя старались ограждать от детей, особенно если они плакали или капризничали. Детей показывали гостю по его просьбе и уносили или уводили, если они в какой-то мере нарушали его покой. Неприличным считается, когда ребёнок хватает со стола, где сидят гости.
Несмотря на то, что звучит это сурово, в чеченской традиции особое отношение к детям. Все направлено на то, чтобы воспитать достойного представителя народа, носителя культуры, носителя «яхь».
В семьях детей традиционно не бьют, даже в воспитательных целях, что многими народами допускается. На эту тему есть поговорка: «Из жеребенка, которого били по голове, не вырастет скакун». Считается, что мужчине негде будет взять «яхь», если его в детстве били. Если мальчика бить, он вырастет пугливым. А пугливый мужчина — уже не человек. Чеченцы считают, что если мужчина раз струсил, испугался, то он становится очень кровожадным, потому что, когда человек трусит, ему потом хочется отомстить кому-нибудь более слабому за свою трусость.
Между отцом и детьми в чеченской семье всегда соблюдается дистанция. Она не уходит со временем. Отец редко общается со своими даже взрослыми детьми. Он все передает через мать. Отец не будет делать замечание дочери напрямую, если, например, недоволен ее внешним видом. Он скажет об этом супруге.
Немногословность сохраняется и в обращении младших к старшим. В чеченском языке нет обращения «вы». И к старшим тоже обращаются на «ты». Чеченец не скажет старшему о том, как сильно его уважает. Но каждый раз, когда тот будет входить в комнату, чеченец будет вставать, демонстрируя свое уважение. Даже если тот будет входить сотню раз, дело младшего — встать, а старшего — коротко приказать ему: «Сядь». Детей с малых лет учат тому, что они должны проявлять свое уважение не словом, а делом: уступить дорогу, не бежать впереди обгоняя, предложить помощь, если старший несет что-то.
Дистанция, на первый взгляд, присутствует и между супругами. Супруги в Чечне, как и в большинстве народов Кавказа, не могут публично называть друг друга по именам, это считается неприличным, проявлением излишних эмоций. Любые проявления взаимоотношений между супругами – недопустимы. Вплоть до того, что в присутствии других членов семьи они не могут, условно, остаться наедине на кухне. Если мужу нужно что-то, а на кухне только его жена, он попросит сестру или мать принести это, либо передать свою просьбу жене. Отношения супругов не выпячиваются и это считается проявлением уважения к другим членам семьи.
Помимо этого, невестка не может обращаться к родственникам жениха по именам. Имя несет сакральное значение с давних времени и поэтому оберегается. А его произнесение невесткой считается большим неуважением.
Все эти и многие другие традиции, пусть и могут показаться кому-то странными, несут важную функцию для народа: они сохраняют внутренний уклад, иерархию, помогают с первых дней жизни на уровне интуитивном впитывать культуру предков, сохранять ее.
Источники:
Правила взаимоотношений в семье и этика воспитания детей в чеченском обществе