Найти тему
Борщ для ума

Жили-были, почему их соединили?

Мы зачитываемся русскими народными сказками с малых лет. Некоторые из них мы знаем наизусть, а интерес к ним не пропадает. Отчего так происходит? Не потому ли, что сказка – это ещё и головоломка с подсказками, и мы всё время можем сделать в ней открытие?

Так всё-таки почему соединили эти два слова: ЖИЛИ-БЫЛИ?

Филологи говорят:

Жили-были это форма давнопрошедшего времени с причастием на и вспомогательным глаголом «быти» в прошедшем времени.

Некоторые альтернативщики поясняют:

«Вы находитесь либо в бытии (делаете всё через … силу, заставляете себя), либо в житии (получаете всё, что хотите, и купаетесь в счастье). И от того, что вы выбираете, зависит качество вашей жизни»

Так и хочется вспомнить классику: «- житие мое… - Какое твоё житие, пёс смердящий!?»

Но что бы не говорили учёные и псевдоучёные, они не объясняют главного – почему соединили эти два слова?

А дело вот в чём. Устойчивое выражение «жил-был» означает то, что персонаж, о котором говорится дальше, и жил реально, и был проявлен в нашей памяти.

Можно жить, но не быть: те люди, о которых потомки не сохранили памяти, они просто ЖИЛИ, они не оставили заметный след в своём роду. Ваш прадедушка, например, точно ЖИЛ, иначе вы не появились бы на свет, но БЫЛ ли он в вашей истории? Что он сохранил для своих потомков? Как он повлиял конкретно на вас? Или его появление – лишь песчинка в тысячелетней истории вашего рода?

Можно БЫТЬ, но не ЖИТЬ: те персонажи, которые выдуманы, но на которые у нас сейчас равняются другие люди. Например, мы часто сравниваем кого-то с Дон Кихотом, сражающимся с ветряными мельницами, однако, у Сервантеса это выдуманный персонаж. Возможно, он содержит в себе черты какого-то реального исторического деятеля или даже нескольких, но как человек, который реально нападал на ветряные мельницы с копьём, Дон Кихот не жил. Но в нашей культурной памяти он вполне себе был.

Большинство людей в мире хотело бы, чтоб, рассказывая о них своим детям, их потомки говорили «жил-был». Это значит, что человек оставил яркий след своей жизнью. В чём-то стал основой для будущего, тем столпом жизни, на котором держится мир.

Кстати, большинство сказок, которые начинаются со слов «жил-был», относятся к сказкам-учебникам. Можно сказать, что это их отличительная черта. А чему они учат? Ну об этом в другой рубрике.