Найти в Дзене
Пахомов Петр

Читаем письма. Об архимандрите Харитоне (Дроботове)

Далее, хотя в ней есть критика большевизма, но, в общем, отношение к советской власти скорее доброжелательное, а это в эмиграции будет использовано против нас. О статье "Наследие Чингисхана". Евлогий упорно навязывает нашему приходу настоятелем какого-то проживающего в Париже архимандрита Харитона Дробутова (написано так), бывшего ректора какой-то семинарии, 64-х лет. Боимся, что это – дряхлый старик, которого некуда девать, и которого присылают нам как бы в богадельню. Для нас это ужасно, ибо нам нужен сейчас энергичный человек и организатор. Пожалуйста, наведите справки: не знает ли кто-нибудь этого архимандрита, и что он из себя представляет? с.109 Харитон (Дроботов) (1860 - 1934), архимандрит, клирик Русской Православной Церкви Заграницей В миру Дроботов Харлампий Давидович, родился в 1860 году в семье Давида Дионисиевича (+ 1893), ставшего священником, и Елисаветы Павловны Дроботовых. По происхождению был болгарином. В 1865 году семейство Дроботовых переселилось в Россию

Далее, хотя в ней есть критика большевизма, но, в общем, отношение к советской власти скорее доброжелательное, а это в эмиграции будет использовано против нас. О статье "Наследие Чингисхана".

Евлогий упорно навязывает нашему приходу настоятелем какого-то проживающего в Париже архимандрита Харитона Дробутова (написано так), бывшего ректора какой-то семинарии, 64-х лет. Боимся, что это – дряхлый старик, которого некуда девать, и которого присылают нам как бы в богадельню. Для нас это ужасно, ибо нам нужен сейчас энергичный человек и организатор. Пожалуйста, наведите справки: не знает ли кто-нибудь этого архимандрита, и что он из себя представляет? с.109

Харитон (Дроботов) (1860 - 1934), архимандрит, клирик Русской Православной Церкви Заграницей

В миру Дроботов Харлампий Давидович, родился в 1860 году в семье Давида Дионисиевича (+ 1893), ставшего священником, и Елисаветы Павловны Дроботовых. По происхождению был болгарином. В 1865 году семейство Дроботовых переселилось в Россию из Османской империи, в состав которой тогда входила Болгария, и осело в Таврической губернии.

В 1875 году окончил Симферопольское духовное училище по I разряду, в 1881 году - Таврическую духовную семинарию по I разряду], в 1885 году - Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия. И так далее

Во время революции едва спасся от расстрела.

В 1920 году поехал в Житомир навестить дочь Анну, где в связи с угрозой его ареста чекистами, в одной рясе эмигрировал в Польшу.

В Польше боролся за Православие, подвергавшееся в то время преследованиям со стороны властей. Был назначен митрополитом Дионисием (Валединским) на служение в сельский приход. Пять лет прожил в полуразрушенной избе, окормлял три деревни.

Из Польши переехал во Францию. В 1924 году работал на металлургическом заводе в городе Крёзо, где в 1925 году был назначен на должность настоятеля новосозданного Александро-Невского прихода. По словам митрополита Евлогия (Георгиевского):

"На место о. Венецкого я назначил архимандрита Харитона, товарища митрополита Антония по Духовной Академии. Он создал уже много приходов, считал себя опытным пастырем и замечательным организатором. За Крезо взялся смело, уверенно, что на этом маленьком приходе не осрамится. Однако на нем-то и осрамился... Бестактные его выступления разделили прихожан на его сторонников и противников, начались неприятности. Для укрепления прихода ему ничего сделать не удалось" .

С 15 января 1926 года был настоятелем православного Никольского храма в Вене, Австрия. Митрополит Евлогий (Георгиевский) вспоминал:

"По увольнении А. Дьякова, я назначил архимандрита Харитона, бывшего ректора Волынской семинарии. В Польше митрополит Дионисий назначил его в сельский приход. Я пожалел его, выписал в Вену. Он вел приход плохо и в конце концов ушел к "карловчанам".

1 июля 1928 года откололся от митрополита Евлогия. В том же году перешёл в юрисдикцию Русской Православной Церкви Заграницей. Был близко знаком с митрополитом Антонием (Храповицким), с которым в один год закончил курс Санкт-Петербургской академии, а также с будущим предстоятелем Сербской Православной Церкви Варнавой (Росичем), с которым они жили в одной келии .

В 1929 году по приглашению владыки Варнавы переехал в Сербию. В 1930-е годы был преподавателем духовного училища при сербском монастыре Раковица. Но отношения с братией не сложились, и архимандрит Харитон, узнав, что в небольшом горном монастыре Сербии открылась вакансия настоятеля, попросил владыку направить его туда, хотя бытовые условия там были гораздо хуже. Владыка долго не хотел его отпускать, но в итоге дал свое благословение.

С 1931 года стал настоятелем этого вырубленного в скале монастыря.

Скончался 18 января 1934 года. Был погребён на русском кладбище в Белграде, Югославия. Так что тут Трубецкой ошибся, старик оказался совсем не дряхлым