Найти тему
Русская и мировая живопись

Живопись Помпео Батони совершенна, изящна и гармонична

Помпео Джироламо Батони (родился 25 января 1708, Лукка, Тоскана [Италия] — умер 4 февраля 1787, Рим) - итальянский живописец и рисовальщик академического направления римской школы. Один из самых успешных и востребованных итальянских живописцев XVIII века.

Помпео Батони: Автопортрет. 1773-1774
Помпео Батони: Автопортрет. 1773-1774

Помпео Батони: Возвращение блудного сына, 1773
Помпео Батони: Возвращение блудного сына, 1773

Помпео Батони: Правда и милосердие, 1745
Помпео Батони: Правда и милосердие, 1745

Вероятно, его портреты более известны, поскольку он изобрел тип портрета “великого туриста”, очень популярный среди англичан, на котором натурщик изображен в непринужденной обстановке среди руин античности. Батони прославился как художник, создающий витиеватые и сложные мифологические аллегории. Однако с 1750-х годов и до самой своей смерти он был выдающимся портретистом Рима. Его безупречно выполненные парадные портреты важных персон сочетали в себе элементы рококо, болонского классицизма и зарождающегося неоклассицизма.

Помпео Батони: император Иосиф II с великим герцогом Тосканы Пьетро Леопольдо, 1769
Помпео Батони: император Иосиф II с великим герцогом Тосканы Пьетро Леопольдо, 1769

Помимо знати, любившей искусство, моделями Батони были короли и королевы Польши, Португалии и Пруссии, императоры Священной Римской империи Иосиф II и Леопольд II (что принесло ему дворянское достоинство), а также папы Бенедикт XIV, Климент XIII и Пий VI, курфюрст Баварии Карл Теодор, и многие другие. Он также получал многочисленные заказы для церквей Италии (Рим, Брешиа, Лукка, Парма и др.).

Помпео Батони: Святое Сердце Иисуса, 1767
Помпео Батони: Святое Сердце Иисуса, 1767

Помпео Батони: Благовещение Пресвятой Богородицы,  1740-е
Помпео Батони: Благовещение Пресвятой Богородицы, 1740-е

Помпео Батони: Святой Петр, 1741
Помпео Батони: Святой Петр, 1741

В картине "Святой Петр" Батони превращает святого апостола, одного из ближайших учеников Иисуса Христа, в реального человека. Это прекрасный портрет в классическом скульптурном стиле с великолепной цветовой гармонией. Батони делает образ Петра доступным и знакомым зрителю. Обратите внимание на Ключи Царства Небесного - атрибут апостола Петра.

Помпео Батони: Святой Матвей, 1740-1743
Помпео Батони: Святой Матвей, 1740-1743

Помпео Батони: Святой Иоанн Богослов, 1740-1743
Помпео Батони: Святой Иоанн Богослов, 1740-1743

Стиль Батони вдохновлялся работами таких художников, как Николя Пуссен, Клод Лоррен. Однако важнейшим творческим предшественником для художника стал Рафаэль. Батони восхищался выразительностью фигур, классически-гармоничной композицией его полотен. Благодаря изучению рафаэлевского наследия художественный язык Батони с течением времени становился ясным и строгим.

Будучи классическими по стилю, его произведения отличаются мастерством и точностью рисунка. Батони был выдающимся рисовальщиком, а рисунки античных древностей являются наиболее ценной частью его графического наследия.

Живопись Батони изящна, совершенна по форме и гармонична по цветовому решению.

Помпео Батони: Аллегория войны и мира
Помпео Батони: Аллегория войны и мира

В “Аллегории войны и мира” Батони изображает символические образы Мира женственными, мягкими и изящными, а Войны - мужественными, сильными и жестокими. Наиболее интересен характер их общения.

В. изображен в полном вооружении, как будто он готов к битве. На его доспехах изображены дракон, баран и лев, которые иногда ассоциируются с Химерой, мифологическим существом, предвещающим несчастье. Меч Войны обнажен, а щит полностью защищен. Темнота окутывает фигуры, создавая ощущение надвигающегося опустошения.

Умиротворенность Мира в ее мягком изяществе контрастирует с суровостью Войны. Она расслаблена и спокойна и встречает свирепый взгляд Войны своим собственным, полным любви. Она осторожно кладет руку на меч Войны, прикосновение кажется легким и нежным, но сила этого прикосновения отталкивает руку Войны назад. Она протягивает ему оливковую ветвь, символ мира. Он забыл о конфликте, который движет самой его природой, и защищает ее тем щитом, который приберегает для себя.

Помпео Батони: Кротость, 1752
Помпео Батони: Кротость, 1752

Помпео Батони: Джон Кер, 3-й герцог Роксбургский, 1740-1804. Библиофил
Помпео Батони: Джон Кер, 3-й герцог Роксбургский, 1740-1804. Библиофил

Помпео Батони родился в Лукке в семье ювелира Паолино Батони. 5 февраля 1708 года он был крещен в базилике Сан-Фредиано. В 1727 году он переехал в Рим и стал учеником Агостино Масуччи, Себастьяно Конки и/или Франческо Империали (1679-1740).

Помпео Батони: Портрет Джона Тэлбота, впоследствии 1-го графа Тэлбота, 1775
Помпео Батони: Портрет Джона Тэлбота, впоследствии 1-го графа Тэлбота, 1775

Своим первым независимым заказом Батони был обязан дождям, обрушившимся на Рим в апреле 1732 года. В поисках убежища от внезапной бури Форте Габриэлли ди Губбио, граф Баккареска, укрылся под портиком Палаццо деи Консерватори на Капитолийском холме. Здесь дворянин познакомился с молодым художником, который рисовал древние барельефы и росписи лестницы дворца. Впечатленный его мастерством и чистотой замысла, Габриэлли попросил Батони показать некоторые из своих работ, и когда его привели в мастерскую художника, тот был настолько поражен его талантом, что предложил ему написать новый алтарный образ Мадонны для часовни своей семьи в Сан-Грегорио-Магно-аль-Челио на троне с младенцем и четырьмя святыми и благословенными семьи Габриелли (1732-33), вторая версия которой (1736) сейчас находится в Галерее Академии в Венеции. Мадонна Габриэлли вызвала всеобщее восхищение, и к началу 1740-х годов Батони начал получать другие независимые заказы.

В 1741 году Батони был принят в Академию Святого Луки.

Помпео Батони: Аллегория искусства, 1740
Помпео Батони: Аллегория искусства, 1740

На картине "Аллегория искусства" изображены пять женщин, олицетворяющих искусство. В центре композиции, у мольберта, изображена Художница. Она повернулась к Поэзии, которая стоит позади и вдохновляет ее. Слева впереди сидит Скульптура и восхищенно смотрит на картину. Архитектура и Музыка отошли на второй план. Батони демонстрирует превосходство живописи в искусстве своим изысканным стилем, глубокие технические знания в своих работах.

Помпео Батони: Аполлон, Эвтерпа и Урания, 1741
Помпео Батони: Аполлон, Эвтерпа и Урания, 1741

В "Аполлоне и двух музах" Батони, кажется, с легкостью соединяет мифологию и классицизм, но при этом обращает внимание на анатомию и композицию. Аполлон - настоящий бог, с ангельским лицом, идеальным оттенком кожи и статным телосложением, которое заставляет даже муз преклоняться перед ним. Драпировка также не является для Батони ни малейшей проблемой. Выбирая v-образное расположение фигур, Батони создает ощущение равенства между музами и Аполлоном, несмотря на то, что он является главной наградой для женщин. Батони сочетает чувственность рококо с прочной классической структурой и завораживающим изяществом в стиле барокко.

Помпео Батони: Антиох и Стратоника, 1746
Помпео Батони: Антиох и Стратоника, 1746

Антиох, сын сирийского царя Селевка, был поражен неизвестной болезнью из-за любви к своей мачехе Стратонике. Греческий врач Эразистрат, который, как говорят, был первым, кто провел вскрытие человека, убедил царя отдать свою новую жену сыну, иначе он рисковал потерять его. Согласно легенде, после этого Антиох полностью выздоровел. Здесь реализм Батони и его умение рассказывать истории неотразимы: Антиох лежит на кровати, приподняв одно колено и поставив другую ногу на пол, готовый встретиться со Стратоникой. Красный балдахин над кроватью смягчает свет, падающий на Антиоха, демонстрируя также знание Батони о свете и тени. Стратоника сжимает руку своего короля, но с нежностью смотрит на Антиоха. Царь Селевк сбит с толку тем, что здесь произошло, судя по выражению его лица, разрывается между любовью к сыну и отказом от Стратоники. Эрасистрат, одетый в оранжевую одежду, слева от него, дает царю советы руками. Несмотря на горизонтальное расположение фигур, Батони, используя перспективу и фоновые фигуры, создает реальное ощущение пространства. Пятьдесят лет спустя Энгр также исследовал эту тему.

Помпео Батони: Время приказывает Старости уничтожить Красоту, 1746
Помпео Батони: Время приказывает Старости уничтожить Красоту, 1746

В высшей степени аллегорическая тема, которую трудно интерпретировать, не рискуя впасть в какую-нибудь мелодраму. Здесь Батони представляет Время в скульптурном и аполлоноподобном виде, в то время как Старость - это суровая крестьянка. Сама Красота выглядит маньеристкой, необычно высокой и смущенной происходящим. Обратите внимание, что Батони обрамляет все три фигуры своего рода кольцом, чтобы подчеркнуть, насколько они тесно связаны друг с другом в этой теме. Кто-то может увидеть здесь сексуальный намек в том как Время держит свои песочные часы, и в расположении его ноги между ее ног. Возможно в этой картине Батони не смог удержаться от юмора.

Батони, Помпео Джироламо: Сластолюбие / Аллегория чувственность, 1747, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Батони, Помпео Джироламо: Сластолюбие / Аллегория чувственность, 1747, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Основные фигуры выполнены в скульптурном стиле, в картине преобладает внимание художника к позе и физическим движениям. Способность Батони олицетворить идею, эмоцию является одной из ключевых. Здесь выражения лиц сами по себе рассказывают свою историю.

Помпео Батони: Вулкан в своей кузнице, 1750
Помпео Батони: Вулкан в своей кузнице, 1750

Батони создал поразительный портрет мифологической фигуры Вулкана. Скульптурный и задумчивый, с руками, лежащими на кузнечном молоте и наковальне...

Помпео Батони: Диана и Купидон, 1761
Помпео Батони: Диана и Купидон, 1761

Помпео Батони: Сусанна и старцы, 1751
Помпео Батони: Сусанна и старцы, 1751

Эта часто используемая библейская тема освежается Батони, который придает старцам движения, сохраняя при этом неподвижность Сусанны. Это необычная картина, представляющая собой смесь рококо и барокко. То, как фонтан вырисовывается слева от кадра, наводит на мысль о сцене из кино. Это нечто такое, чего никогда раньше не видели в живописи, подобной этой. Синие и красные драпировки Батони поэтичны; его способность взять один или два цвета и сделать их центром внимания - свидетельство его гениальности.

Помпео Батони: Венера и Купидон  
Помпео Батони: Венера и Купидон  

Портрет дамы в образе Флоры кисти Помпео Батони, 1775
Портрет дамы в образе Флоры кисти Помпео Батони, 1775

По слухам, перед смертью в Риме в 1787 году он завещал свою палитру и кисти Жаку-Луи Давиду, которому Батони, полный восхищения его клятвой Горациев, признался: "Только мы двое можем называть себя художниками".

Помпео Батони: Святое семейство
Помпео Батони: Святое семейство

Помпео Батони: Мадонна, кормящая ребенка, 1760-80
Помпео Батони: Мадонна, кормящая ребенка, 1760-80

Помпео Батони: Отдых по дороге в Египет, 1758
Помпео Батони: Отдых по дороге в Египет, 1758

Помпео Батони: Распятие на кресте, 1762
Помпео Батони: Распятие на кресте, 1762

В последние годы его здоровье ухудшалось; он умер в Риме в 1787 году в возрасте 79 лет и был похоронен в своей приходской церкви Сан-Лоренцо в Лучине.