Инвалидность — не приговор. Это доказывается тем, что огромное количество людей с ограниченными возможностями живёт абсолютно полноценной жизнью, что многие из них добиваются головокружительных успехов, которые и не снились прочим людям, с возможностями "неограниченными". И если Алексей Маресьев, Стивен Хокинг или, например, Ник Вуйчич (о последнем поговорим в другой статье) стали для многих настоящими символами преодоления, примерами для подражания, заставляющими твёрдо идти к поставленной цели, то об инвалидности некоторых других известных каждому людей многие даже не догадываются.
Александр Пушкин
С Александром Пушкиным — классиком русской литературы — каждый из нас «знакомится» ещё в раннем детстве. И, ещё ничего не подозревая о его африканских корнях, дружбе с декабристами (да и вообще о декабристах в целом), любовных похождениях и трагической гибели, первое, что мы узнаём о Пушкине, ещё когда читаем его сказки о рыбаке и рыбке, царе Салтане и золотом петушке, это то, что он был одноногим. Но к моменту изучения в школе «Повестей Белкина», «Капитанской дочки» и «Евгения Онегина» этот факт большинством из нас благополучно забывается, при рассмотрении биографии Пушкина на уроках литературы внимание на нём также не заостряется. Как не говорится и о том, при каких обстоятельствах поэт потерял ногу, и даже об уровне ампутации. Но современники, вспоминая Пушкина, в один голос утверждали, что передвигался он «на одной ноге», да и на многих картинах он изображён с тростью. Всё дело в том, что вместо левой ноги у поэта был протез. Нога была ампутирована на уровне бедра. Но почему тогда Пушкин зачастую держал трость с правой стороны, а не с левой? Всё дело в том, что при ходьбе на протезе это вполне естественно: протез выполняет как бы функцию костыля, следовательно, второй костыль должен находиться от здоровой ноги по другую сторону. Если посмотреть видео из протезно-ортопедических центров об обучении ходьбе на протезах, то всё станет понятно. Впрочем, протезы того времени были довольно громоздкими и неуклюжими, поэтому частенько Пушкин появлялся в свете на одной ноге, на костылях. Что абсолютно не мешало его бешеной популярности среди женщин. Всё дело в том, что «на социальной обочине» оказывались зачастую инвалиды из числа крестьян, а позднее также и рабочих: неспособный обеспечить потенциальную семью человек переставал представлять для женщин какой-либо интерес и едва ли имел шанс отыскать себе вторую половинку, а основным родом деятельности таких людей нередко становилось попрошайничество. В дворянской среде всё было иначе. Для людей умственного труда отсутствие руки или ноги не имело столь принципиального значения, как для крестьян и рабочих, помимо этого, подобные увечья были характерны прежде всего для военных, поэтому храбрый служака, потерявший ногу в жёстком бою с неприятелями, здесь всегда становился у женщин объектом обожания. Возможно, в том числе и поэтому столь многочисленные дамы были без ума от Пушкина, хотя большинству из них и было известно, что военным Пушкин не был, а ногу потерял вовсе не на войне и даже не на одной из дуэлей, а в результате гангрены, вызванной обморожением, полученным во время длительной поездки в карете в лютый мороз. Конечно, решающую роль в популярности Пушкина у светских дам играли прежде всего, всё же, его внутренние качества, его неиссякающая энергия, неудержимая обаятельность и харизма. Кстати, ещё один интересный факт о Пушкине, известный немногим. Оказывается, поэт увлекался боксом (и это учитывая отсутствие ноги). И вообще, он был первым россиянином, который стал заниматься этим видом спорта, осваивая его по заказанным из Англии учебникам. Впрочем, это уже совсем другая, не менее интересная и удивительная история, о которой стоит подробнее рассказать в отдельной статье.
Мигель де Сервантес
От классики русской литературы переходим к классике литературы зарубежной, а именно испанской. Мигель де Сервантес (1547—1616) — испанский писатель, поэт и драматург, известный прежде всего как автор романа о Дон Кихоте, полное название которого звучит довольно-таки замысловато: «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» (впрочем, для литературы тех лет это ещё довольно-таки короткое название). Должно быть, о наличии у него проблем с левой рукой кто-то что-то да слышал. Всё дело в том, что в 1570 году молодой Сервантес решил начать карьеру военного, зачислившись в Полк морской пехоты Испании, базировавшийся в Неаполе (сам он вот уже несколько лет как жил в Италии, предположительно, покинув родину из-за угрозы ареста за ранение оппонента на дуэли), а примерно год спустя приступил к активной службе. В сентябре он оказался на корабле «Маркиз» галерного флота Священной лиги (коалиции католических государств против Османской империи) и 7 октября 1571 года попал в самую гущу сражения при Лепанто в Патрасском заливе Ионического моря. В этот день Сервантес болел лихорадкой, однако отлёживаться в постели наотрез отказывался и отважно рвался в бой. В этом бою он был трижды ранен: дважды в грудь и один раз — в левое предплечье. Сама же битва закончилась сокрушительным разгромом турок и победой Священной лиги. Сервантес же от полученного ранения так полностью и не оправился: по одним данным, левая рука его полностью утратила подвижность и функциональность, по другим, её и вовсе пришлось ампутировать, и вместо неё у писателя был протез (протезы рук в то время, конечно, не отличались функциональностью). Одним из его прозвищ с этого времени стало «Однорукий из Лепанто». Впоследствии, уже будучи известным писателем, он говорил, что «потерял дееспособность левой руки ради славы правой».
Евгений Евтушенко
Евгения Александровича Евтушенко одни называют «советским Пушкиным», другие сравнивают его скорее с Маяковским. Сложно найти другого такого поэта, творчество которого одинаково понятно и физикам-ядерщикам, и политикам, и простым работягам, условно скажем, золотодобывающей артели. Философия его поэзии одновременно мудра и проста, отличаясь, с одной стороны, глубиной, с другой, смыслом, лежащим на поверхности, то есть, основная мысль большинства стихов Евтушенко понятна каждому и в то же время затрагивает самые высокие человеческие чувства. Поэт всегда говорил то, что думал, а не то, что от него хотели услышать, впоследствии нередко подвергая свои прежние взгляды переосмыслению. Так, поддерживая советскую власть и социалистический строй в целом, он не боялся открыто критиковать отдельные решения советского руководства. Переехав в начале 1990-х в Америку, он всё равно оставался русским поэтом. Он часто приезжал в Россию, где гастролировал по разным городам с творческими вечерами, не забывал и о малой родине — городе Зима Иркутской области, куда наведывался, как только появлялась возможность. И хотя фамилия Евтушенко наверняка знакома каждому, многие подробности биографии поэта среднему обывателю неизвестны. Мало кто знает и о том, что в 2013 году поэт перенёс ампутацию ноги. Проблемы с голеностопным суставом правой ноги начались у Евтушенко ещё в конце 1990-х, впоследствии вместо него был установлен титановый имплант. Но в силу пожилого возраста поэта имплант не прижился, и ногу пришлось ампутировать (ниже колена). При этом, Евтушенко сохранил бодрое расположение духа, продолжая активную литературную деятельность, а освоив протез, вновь стал проводить творческие встречи.
Эльдар Рязанов
Советский кинорежиссёр Эльдар Рязанов хорошо известен как людям той, ушедшей эпохи, так и современному поколению. Кто не знает хотя бы таких шедевров кинематографа, как «Берегись автомобиля», «Старики-разбойники», «Невероятные приключения итальянцев в России», «Ирония судьбы, или С лёгким паром», «Служебный роман», и это далеко не полный список широко известных картин этого выдающегося режиссёра. Но мало кто знает, что Эльдар Александрович ещё и писал стихи. Многие из них, кстати, легли в основу песен, прозвучавших в его фильмах. Прожив 88 лет, режиссёр почти до конца жизни находился в относительно неплохой физической форме (во многом благодаря здоровому образу жизни) и всегда сохранял оптимистичный настрой. Так, ещё на свой 70-летний юбилей он написал такое стихотворение:
Если утром где-то заболело,
Радуйся тому, что ты живой.
Значит вялое, потасканное тело
Как-то реагирует порой.
Вот ты пробудился спозаранок,
Организм твой ноет и свербит.
Не скорби о том, что ты подранок,
А проверь-ка лучше аппетит...
Если и со стулом все порядке,
Смело челюсть с полки доставай,
Приступай к заутренней зарядке,
На ходу протезов не теряй.
И, сложив себя из всех кусочков,
Наводи фасон и марафет,
Нацепи и галстук, и носочки,
Распуши свой тощий перманент.
Главное, под ветром не качаться,
Чтобы не рассыпаться трухой.
А вообще ты выглядишь красавцем,
На молодку бросил взгляд лихой.
Силы подкрепив свои кефиром,
Ты готов сражаться с целым миром,
Показать всем кузькину мамашу,
Чтобы, елки-палки, знали наших.
Если ж нету спазмов спозаранок,
Коль кефир не пьешь, не ешь баранок,
Может, час неровен, тебя нет,
Коль пусты и душ, и рукомойник,
Может, ты уже того, покойник.
Сослуживцы вешают портрет.
Так привет вам, утренние боли,
Вы благая весть, что я живой,
Что еще я порезвлюсь на воле
С этой вот молодкой озорной.
Раз продрал глаза, всего ломает,
Чую, рвется жизненная нить.
А молодка позы принимает.
Дура, надо в скорую звонить…
Да, старость — не радость, но, как оказывается, во всём можно найти свои плюсы, даже в различных возрастных заболеваниях, с которыми сталкивается едва ли не каждый старик. Но в стихотворении также упомянуто, что лирический герой (ассоциируемый с автором) передвигается на протезах («на ходу протезов не теряй»). Мало кто знает, в пожилом возрасте из-за тромбофлебита Рязанову действительно пришлось столкнуться с ампутацией обеих ног на уровне голеней (то есть, колени удалось сохранить). Но это не сломило гения советского кинематографа: довольно быстро он освоил протезы и продолжил вести полноценную жизнь, сняв при этом ещё несколько фильмов.
Иван Кузнецов
Иван Иванович Кузнецов — советский и российский изобретатель, наиболее известный так называемым «ипликатором Кузнецова». Скромный учитель музыки из Челябинска, в возрасте около 50 лет, пытаясь покончить с облюбовавшими его квартиру тараканами, он серьёзно отравился дустом, заработав тяжёлое поражение лёгких. Врачи разводили руками, и тогда Кузнецов решил лечиться сам. Взяв за основу китайскую акупунктуру, в 1976 году он придумал прообраз своего прибора, изготовив его из швейных иголок, закреплённых в куске пенопласта. Вскоре болезнь удалось победить. После этого Кузнецов поехал в Москву, надеясь запатентовать своё изобретение, однако тогда над ним только посмеялись. Вернувшись в Челябинск, он оставил преподавание и стал «народным целителем». Слава о чудо-устройстве передавалась из уст в уста, количество пациентов Кузнецова росло, и через 10 лет он отправился покорять Москву во второй раз, теперь со стопкой бумаг с положительными отзывами пациентов и выписками из их медицинских карточек. В Минздраве на него обратили внимание и отдали ипликатор на проверку в институт нейрохирургии имени Бурденко. Польза изобретения учёными подтверждена не была, но не было выявлено и побочных эффектов. Однако Кузнецову удалось-таки запатентовать ипликатор и получить работу на полставки и помещение в институте физической культуры. По слухам, это произошло после оказания им помощи некому партийному чиновнику. Так или иначе, во второй половине 1980-х производство ипликаторов-иглоукалывателей было поставлено на поток, они появились в каждой аптеке. Иван Иванович продолжал изобретательскую деятельность. В 2005 году он сконструировал иглоукалыватель-скафандр — наподобие водолазного, с иглами внутри. Однако, по некоторым данным, во время одного из испытаний скафандра на себе Кузнецов вдруг почувствовал себя плохо и вскоре умер от сердечного приступа. Многие учёные сомневаются в пользе ипликатора Кузнецова, но их до сих пор можно найти в аптеках. Самого учёного коллеги вспоминают как человека неопрятного, чем-то напоминающего бомжа. Вместо одной ноги у него был протез, поэтому ходил он, опираюсь на трость, а в свободной руке часто держал большой облезлый портфель.
Андрей Понкратов
Телеведущий Андрей Понкратов знаком, наверное, всем, кто увлекается путешествиями или, по крайней мере, мечтает о таковых перед экраном телевизора, просматривая тематические программы. Начав трудовую деятельность слесарем на заводе, в 21 год, после службы в армии, он поступил на международное отделение факультета журналистики МГУ, после чего начал карьеру телеведущего. Первые его программы были связаны с тематикой моды, однако наибольшую известность Понкратов получил именно как «телевизионный гид»: в 2000 году он стал ведущим программы «Вокруг света», причём, в отличие от большинства коллег по этой передаче, выпускавших сюжеты лишь в течение одного-нескольких лет, Понкратов оставался ведущим бессменным, продолжая вести выпуски «Вокруг света» вплоть до закрытия программы в 2008 году. Затем он стал работать на телеканале «Моя планета», выпустив, в частности, такие циклы передач о путешествиях, как «Человек мира с Андреем Понкратовым», «Мнимый больной», «А дома лучше» и некоторые другие. Также он наряду с Тимофеем Баженовым является ведущим программы «Рекорды моей планеты» на том же телеканале. Внимательные зрители давно подметили (лично я — в передачах цикла «А дома лучше» (с 2021 г.), более ранние именно с этой целью не пересматривал — автор), что Понкратов передвигается с тростью, а вместо левой ноги, ампутированной на уровне бедра, у ведущего протез. Причём протез современный, бионический, позволяющий вести активный образ жизни и продолжать путешествовать по миру. Отсутствия ноги ведущий не скрывает, но и никак не комментирует. Неясно, стали причиной ампутации проблемы со здоровьем, или же травма, полученная в одной из поездок. Так или иначе, Андрей Понкратов — яркий пример сильного духом человека, чьи возможности ограничены только на первый взгляд.
Ирина Аллегрова
Образ советской и российской эстрадной певицы Ирины Аллегровой у многих напрямую ассоциируется с некоторыми её песнями, такими, например, как «шальная императрица», «угонщица» и т. п. Часто эти слова употребляются музыкальными критиками и журналистами жёлтой прессы и непосредственно в качестве эпитетов, описывающих манеру выступления и поведения певицы. Да и сама она, кажется, до поры до времени поддерживала образ дерзкой беспринципной дамы, светской львицы, для которой основы законности и морали — пустой звук. Впоследствии в своём творчестве и духовных исканиях Аллегрова стала всё больше обращаться к христианству (её духовный путь подробно описан в песне «Бабы-стервы»), но порвать с прежним образом так полностью и не решилась, считая его закономерным этапом своей духовной эволюции. С середины-конца 2000-х поклонники стали замечать, что у певицы что-то не так с левой рукой: она то прячет её за пышными платьями, то рука выглядит как-то неестественно, как у манекена, и практически не шевелится. В 2013 году вышла очередная песня Ирины Аллегровой «Первая любовь — любовь последняя», исполненная в дуэте с певицей Славой, а вскоре вышел и клип на эту песню. Клип произвёл фурор: его выходом Аллегрова дала понять всем своим зрителям, что вместо левой руки у неё — протез. После этого она всё чаще стала открыто выходить на сцену с протезами, украшенными каждый раз новым декором, более не скрывая своей особенности. В одном из интервью, последовавших после выхода клипа, певица призналась, что лишилась левой руки по самое плечо в результате аварии, в которую она попала, с бешеной скоростью гоняя по ночной Москве на мотоцикле — любовь к скорости у певицы не отнять, не отняла её и ампутация руки. И вместо новой песни о безопасности дорожного движения Аллегрова всё также поёт песни вроде «Угонщицы», восторгаясь скоростными поездками на автотранспорте.
#инвалиды #инвалидность #знаменитости #писатели #инвалидностьнеприговор #история #протезы #протезынаволю