Перед одной из фресок в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря, что в Пскове, я простояла почти все время, отпущенное на посещение храма. Из-за большого количества паломников, желающих увидеть удивительные фрески, и небольших размеров помещения, вход осуществляется по билетам, а время осмотра ограничивается 20 минутами для каждого посетителя.
Экскурсоводы привычно, но старательно рассказывают, что фрески были созданы в середине XII века, а приблизительно в XVII веке их забелили. В конце XIX века благодаря усилиям одного энтузиаста фрески вновь раскрыли, но ненадолго. В 1901 году поверх их были нанесены другие росписи масляной краской. Таким образом дизайн храма пытались сделать богаче и роскошнее...
В 1920 году, в голодной и "безбожной" Советской России началось кропотливое раскрытие и реставрация фресок, которая продолжается и по сей день.
Говорят, что росписи храмов - это "Евангелие для неграмотных". То есть смысл заложенных в них образов и сюжетов может понять даже не читавший Писание. Если захочет, конечно же. Правда, есть много нарочитых проповедников-экскурсоводов, которые этим самым "неграмотным" преподносят свое вИдение, блистая знанием подробностей и деталей.
Это, наверное, хорошо. Но лично я здесь все же за такой своеобразные "импрессионизм", когда понимать надо не так, как тебе кто-то сказал, а так, как сам понял.
На той фреске, что выше (извините, полностью не уместилась) я увидела непростую, но красивую историю любви двух людей, Иоакима и Анны, которые, несмотря на невероятные сложности и тяжелейшие испытания, родили и воспитали прекрасную дочь, Богородицу Марию. А вы как видите?
Хотя, если говорить по правде, мое вИдение все-таки возникло не спонтанно, так как Писание я прочла до того как увидела эту роспись. Но мне думается, что на этой фреске, частично поврежденной временем и разными обстоятельствами, явственно просматривается желание безвестного художника изобразить любовь чистой и несгибаемой.
А вот на тему непосредственного, незамутненного знанием теории восприятия росписей храма, расскажу один случай. Мне было лет 10, когда я впервые оказалась в храме. Не на службе, а вместе с группой экскурсантов. Храм был не действующий, работал как музей, и находился он не в Москве, а где-то в южных краях. Отделившись от скучноватой для меня экскурсии, я неспешно прохаживалась по храму и рассматривала росписи на станах.
Мое внимание привлек сюжет, который, как я уже потом узнала, называется "Преображение Господне". Роспись выглядела почти так, как на фото выше, только краски были не такие яркие. Тогда для меня это была впервые увиденные картина: в советской школе о евангельских сюжетах не рассказывали, а родственников или знакомых, желающих до меня это донести, не было. И я разглядывала фреску и думала про себя: "Дяденьки, а что вы так испугались? Это же Бог, его бояться не надо..." Так получилось, что катарсис, переживаемый апостолами в Преображении, художник изобразил скорее похожим на страх. Но я, как показало время, своей детской душой восприняла сюжет правильно.
Но вернемся в Покровский собор Мирожского монастыря.
Вот фреска, от которой мне было не оторваться: "Успение Пресвятой Богородицы".
Да, она повреждена, изображение в большинстве своем нечеткое. Но краски просто завораживают. А что касается сюжета, то в нем одновременно читаются непреложное величие происходящего и одновременно нежность, участливость всех присутствующих друг к другу. Все они: апостолы, ангелы, простые люди и Сам Господь оказались в единении рядом с по-детски чистой и непорочной душой Богоматери, которая изображены в виде спеленутого младенца. Эта удивительным образом притягивающая к себе внимание фигурка - центр всей композиции.
"А хочешь, чтобы твоя душа была в руках у Господа?" Наверное, на этот вопрос ответить "нет" можно только из противоречия всему и вся. Но способ достижения этой цели по примеру Богоматери могим кажется слишком тяжелым, неприемлемым. И соблазнительно заняться поиском обходных путей до рая, но здесь результат никто не гарантирует... Выбор за каждым, свобода - непреложное свойство человека.
А что, если и выбора-то никакого нет? А что, если чистота и непорочность существуют только в далеких от реальности фантазиях идеалистов?
Богоматерь - это обычная женщина со следами излишеств на лице. Она умерла. Вокруг собрались какие-то люди, каждый из которых сам по себе. Кто-то плачет, кто-то безучастен. И что? И все! А смысл? Смысла нет.
Однако лично я уверена, что жизнь не может быть бессмысленной. Люди, которые сначала создавали, а потом воскрешали фрески в Мирожском монастыре прилагали усилия, чтобы люди жили осмысленно в осмысленном мире и были счастливы. А о том, что хотел сделать с помощью своей картины "великий Караваджо", я умолчу.
Уважаемые друзья!
Подписывайтесь на канал Смотри в Корень. Здесь будет интересно, я постараюсь.