Найти тему
Смотри в Корень

Безвестный иконописец и"великий" Караваджо

Перед одной из фресок в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря, что в Пскове, я простояла почти все время, отпущенное на посещение храма. Из-за большого количества паломников, желающих увидеть удивительные фрески, и небольших размеров помещения, вход осуществляется по билетам, а время осмотра ограничивается 20 минутами для каждого посетителя.

Роспись Покровского собора Мирожского монастыря, г. Псков. Фото автора
Роспись Покровского собора Мирожского монастыря, г. Псков. Фото автора

Экскурсоводы привычно, но старательно рассказывают, что фрески были созданы в середине XII века, а приблизительно в XVII веке их забелили. В конце XIX века благодаря усилиям одного энтузиаста фрески вновь раскрыли, но ненадолго. В 1901 году поверх их были нанесены другие росписи масляной краской. Таким образом дизайн храма пытались сделать богаче и роскошнее...

В 1920 году, в голодной и "безбожной" Советской России началось кропотливое раскрытие и реставрация фресок, которая продолжается и по сей день.

Говорят, что росписи храмов - это "Евангелие для неграмотных". То есть смысл заложенных в них образов и сюжетов может понять даже не читавший Писание. Если захочет, конечно же. Правда, есть много нарочитых проповедников-экскурсоводов, которые этим самым "неграмотным" преподносят свое вИдение, блистая знанием подробностей и деталей.

Житие праведных Иоакима и Анны. Фреска из Преображенского собора Мирожского монастыря, г. Псков. Фото автора
Житие праведных Иоакима и Анны. Фреска из Преображенского собора Мирожского монастыря, г. Псков. Фото автора

Это, наверное, хорошо. Но лично я здесь все же за такой своеобразные "импрессионизм", когда понимать надо не так, как тебе кто-то сказал, а так, как сам понял.

На той фреске, что выше (извините, полностью не уместилась) я увидела непростую, но красивую историю любви двух людей, Иоакима и Анны, которые, несмотря на невероятные сложности и тяжелейшие испытания, родили и воспитали прекрасную дочь, Богородицу Марию. А вы как видите?

Хотя, если говорить по правде, мое вИдение все-таки возникло не спонтанно, так как Писание я прочла до того как увидела эту роспись. Но мне думается, что на этой фреске, частично поврежденной временем и разными обстоятельствами, явственно просматривается желание безвестного художника изобразить любовь чистой и несгибаемой.

А вот на тему непосредственного, незамутненного знанием теории восприятия росписей храма, расскажу один случай. Мне было лет 10, когда я впервые оказалась в храме. Не на службе, а вместе с группой экскурсантов. Храм был не действующий, работал как музей, и находился он не в Москве, а где-то в южных краях. Отделившись от скучноватой для меня экскурсии, я неспешно прохаживалась по храму и рассматривала росписи на станах.

Фреска "Преображение Господне". Источник: sontosepulcro.co.il
Фреска "Преображение Господне". Источник: sontosepulcro.co.il

Мое внимание привлек сюжет, который, как я уже потом узнала, называется "Преображение Господне". Роспись выглядела почти так, как на фото выше, только краски были не такие яркие. Тогда для меня это была впервые увиденные картина: в советской школе о евангельских сюжетах не рассказывали, а родственников или знакомых, желающих до меня это донести, не было. И я разглядывала фреску и думала про себя: "Дяденьки, а что вы так испугались? Это же Бог, его бояться не надо..." Так получилось, что катарсис, переживаемый апостолами в Преображении, художник изобразил скорее похожим на страх. Но я, как показало время, своей детской душой восприняла сюжет правильно.

Но вернемся в Покровский собор Мирожского монастыря.

Вот фреска, от которой мне было не оторваться: "Успение Пресвятой Богородицы".

Успение Пресвятой Богородицы. Фреска из Преображенского собора Мирожского монастыря, г. Псков. Фото из личного архива автора
Успение Пресвятой Богородицы. Фреска из Преображенского собора Мирожского монастыря, г. Псков. Фото из личного архива автора

Да, она повреждена, изображение в большинстве своем нечеткое. Но краски просто завораживают. А что касается сюжета, то в нем одновременно читаются непреложное величие происходящего и одновременно нежность, участливость всех присутствующих друг к другу. Все они: апостолы, ангелы, простые люди и Сам Господь оказались в единении рядом с по-детски чистой и непорочной душой Богоматери, которая изображены в виде спеленутого младенца. Эта удивительным образом притягивающая к себе внимание фигурка - центр всей композиции.

Смотрю и не могу насмотреться. Фото личного архива автора
Смотрю и не могу насмотреться. Фото личного архива автора

"А хочешь, чтобы твоя душа была в руках у Господа?" Наверное, на этот вопрос ответить "нет" можно только из противоречия всему и вся. Но способ достижения этой цели по примеру Богоматери могим кажется слишком тяжелым, неприемлемым. И соблазнительно заняться поиском обходных путей до рая, но здесь результат никто не гарантирует... Выбор за каждым, свобода - непреложное свойство человека.

Караваджо. Смерть Богородицы. Источник: wikipedia
Караваджо. Смерть Богородицы. Источник: wikipedia

А что, если и выбора-то никакого нет? А что, если чистота и непорочность существуют только в далеких от реальности фантазиях идеалистов?

Богоматерь - это обычная женщина со следами излишеств на лице. Она умерла. Вокруг собрались какие-то люди, каждый из которых сам по себе. Кто-то плачет, кто-то безучастен. И что? И все! А смысл? Смысла нет.

Более скорбной и величественной Пьеты я не встречала. 
Фреска из Преображенского собора Мирожского монастыря, г. Псков. 
Фото из личного архива автора
Более скорбной и величественной Пьеты я не встречала. Фреска из Преображенского собора Мирожского монастыря, г. Псков. Фото из личного архива автора

Однако лично я уверена, что жизнь не может быть бессмысленной. Люди, которые сначала создавали, а потом воскрешали фрески в Мирожском монастыре прилагали усилия, чтобы люди жили осмысленно в осмысленном мире и были счастливы. А о том, что хотел сделать с помощью своей картины "великий Караваджо", я умолчу.

Уважаемые друзья!

Подписывайтесь на канал Смотри в Корень. Здесь будет интересно, я постараюсь.