В Государственном Кремлёвском Дворце прошли выпускные концерты Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой. По традиции вагановцы представили новую программу, которая в этом году оказалась особенно обширной и разнообразной. И, кстати, у каждой из вошедших в неё постановок интересная и довольно необычная история.
Обращаясь с приветственным словом к зрителям, ректор Академии Русского балета, народный артист России, премьер Большого театра Николай Цискаридзе напомнил, что в этом году старейшей в нашей стране балетной школе исполнилось 286 лет и нынешний выпуск является 282-м. Николай Максимович рассказал, что на сей раз помимо шедевров классики в программу – в порядке эксперимента – включена и новая современная постановка, осуществлённая специально для Академии её выпускником Максимом Севагиным, ныне возглавляющим балетную труппу Московского академического театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.
Николай Цискаридзе также подчеркнул, что выступления в Москве стали возможны благодаря участию учебного заведения в программе «Приоритет- 2030», обеспечивающей господдержку передовым вузам, и поблагодарил генерального директора - художественного руководителя Государственного Кремлёвского Дворца народного артиста России Петра Михайловича Шаболтая за возможность в очередной раз выступить на главной сцене страны, а также за радушный прием.
Завершив своё выступление адресованным участникам концерта «С Богом!», ректор покинул сцену, уступив место своим воспитанникам. Зазвучала музыка, открылся занавес, и восхищённые зрители перенеслись в волшебный мир легендарной классики, покоряющей элегантностью движений и поз, утончённостью костюмов и декораций, изысканностью атмосферы истинно романтического балета.
Итак, па-де-катр (pas de quatre) «Розарий» из балета Р.Дриго «Пробуждение Флоры», впервые увидевшего свет в 1894 году (хореография М.Петипа, постановка Ю.Бурлаки, 2014). Невероятной красоты композиция, действующими лицами которой выступают четыре небожительницы: Флора, богиня весны и цветов (Екатерина Морозова), Аврора, богиня зари (Екатерина Ефимова), Диана, богиня охоты (Полина Парфёнова) и Геба, богиня юности (Веселина Илиева, Болгария). Все очаровательные юные балерины продемонстрировали прекрасное владение сложнейшей техникой классического танца, великолепную ансамблевость, чувство стиля и тот самый академизм, который является свидетельством прекрасного образования, полученного артистами.
Что же касается главной героини постановки, Флоры, то Екатерина Морозова впечатлила и особой «певучестью» удлинённых линий, и уверенным исполнением фуэте, и высокими, действительно полётными прыжками. Браво!
Кстати, не все, вероятно, знают, что премьера «Пробуждения Флоры» состоялась в Петербурге 28 июля 1894 года в Петергофском дворцовом театре по случаю бракосочетания Великой княжны Ксении Александровны с Великим князем Александром Михайловичем. В партии Флоры блистала юная Матильда Кшесинская, и это был первый балет, в котором главная партия была поставлена именно на неё. Успех нового детища Мариуса Петипа оказался столь оглушительным, что уже 8 января 1895 года постановка была представлена в Мариинском театре и оставалась в афише на протяжении 25 лет, пока в 1919-м представители советской власти не сочли её чуждой новой идеологии. Но за четверть века в этом спектакле в разное время успели станцевать такие выдающиеся мастера сцены, как Анна Павлова и Тамара Карсавина (Флора), Павел Гердт (Аполлон), Михаил Фокин (Меркурий, Аполлон), Агриппина Ваганова и Бронислава Нижинская (Геба).
Помимо па-де-катра из «Пробуждения Флоры» в первое действие вошли также «Венгерская рапсодия» Ф.Листа и рas d`action из балета Ц.Пуни «Наяда и Рыбак».
История воплощённой в танце «Венгерской рапсодии» Ф.Листа тоже весьма любопытна. В 1900 году, если совсем точно, то 11 октября, в Мариинском театре давали «Конька-Горбунка» Ц.Пуни – это была вторая редакция балета, выполненная Мариусом Петипа на основе хореографии Артура Сен-Леона. Неожиданно между номерами, поставленными на русские мелодии, грянул чардаш – та самая «Венгерская рапсодия». Автором восхитившей публику хореографии выступил 2-й штатный балетмейстер Императорской труппы Лев Иванов (да-да, тот самый автор знаменитых белых картин в «Лебедином озере»), имя которого первоначально забыли указать в афише. Поводом же для включения красивейшего вставного номера в никак не связанный с ним по теме спектакль стала… необходимость дальнейшего укрепления отношений между Российской империей и Австро-Венгрией после достижения в 1897 году в Петербурге соглашения по ситуации на Балканах. Вот так, не больше и не меньше. И кстати, «Венгерская рапсодия» по праву считается одним из созданных Львом Ивановичем Ивановым шедевров – наряду с уже упомянутыми выше «белыми» актами «Лебединого озера» и «Вальсом снежных хлопьев» в «Щелкунчике». Как образец характерного танца «Венгерская рапсодия» входит в школьную программу Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой. Возобновила её в 2017 году ведущий педагог Вагановки Ирина Георгиевна Генслер.
Исполняя «Венгерскую рапсодию» на выпускном концерте в Кремлёвском дворце, молодые артисты и студенты старших курсов продемонстрировали тонкое понимание хореографического материала, виртуозное владение техникой характерного танца, впечатляющий апломб и с первых же зажигательных па буквально покорили аудиторию. Хороши были и все солисты, и кордебалет. Но, конечно же, особый успех выпал на долю ведущих дуэтов – Екатерина Калашникова, Владислав Колесников, Ульяна Грицина и Александр Вундер уверенно задавали необходимую эмоциональную тональность сценическому действу и порадовали артистизмом и уверенным, зрелым сценическим почерком.
Завершал первое действие эффектный pas d`action из балета «Наяда и рыбак» Ц.Пуни (хореография Ж.Перро (1843), М.Петипа (1874, 1894), А.Ширяева (1903,1924) в редакции Н.Цискаридзе (2018).
На берегу моря веселятся крестьяне и рыбаки. Главные герои действа Джаннина (Алиса Шанина) и рыбак Маттео любят друг друга и приглашают друзей на свадьбу. Начинается зажигательный, технически сложный танец словно «выплёскивающийся» из графически чётких по рисунку построений, который не позволяет публике ни на минуту расслабиться во время увлекательного и восхищающего виртуозной элегантностью действа (собственно па д`аксьон (pas d`action) и переводится как «действенный танец», означающий сложную музыкально-хореографическую форму, по сути, развёрнутый вставной номер, тесно связанный по смыслу с основной сюжетной линией спектакля).
Иван Сотников заслуженно удостоился зрительской овации за свои великолепные вращения, достойно выступили вместе с ним его товарищи по спектаклю – Кирилл Власов и Игорь Гурнин. Отлично танцевала и Алиса Шанина, вместе же с Иваном Сотниковым они уверенно исполнили несколько сложных и весьма эффектных поддержек.
И опять-таки этот номер отсылал нас к интереснейшим страницам истории балетного театра. Спектакль «Ундина, или Наяда» Ц.Пуни увидел свет в 1843 году в Лондоне. Спустя восемь лет, в 1851-м, его автор, хореограф Жюль-Жозеф Перро перенёс свою постановку в Санкт-Петербург, в Большой Каменный театр, изменив при этом сюжет и собственно хореографию, а заодно и название. Так миру явился балет «Наяда и рыбак». Успех его оказался столь впечатляющим, что ответственными лицами было принято решение показать его в Петергофе – в рамках программы празднования именин второй дочери императора Николая I, Великой княжны Ольги Николаевны. И этот вечер дополнительно прославил «Наяду и рыбака» как красивейшую романтическую историю, рассказанную языком классической хореографии. Сохранились воспоминания о том, как 11 июня 1851 года в знаменитом Розовом павильоне был показан балет «на воде». Со стороны южного фасада здания на канале соорудили театральный помост, украшенный тропическими растениями. Функцию декораций, по сути, выполнял вид на водоём, окружённый парковыми деревьями, который оживляла иллюминация. Картину дополняла ясная луна, а в лодках, имевших форму морских раковин, по водной глади канала плыли изображавшие наяд танцовщицы. Оркестр располагался под террасой, с которой гости наблюдали за разворачивающимися на сцене событиями. В главных партиях выступили мировые знаменитости Карлотта Гризи (Ундина) и сам Жюль Перро (Маттео).
В прошлом веке свою версию спектакля представил балетмейстер и педагог Александр Ширяев – внук композитора Цезаря Пуни. Причём, в 1924 году Александр Викторович поставил этот спектакль для учащихся Петроградского хореографического техникума – именно так называлась в те годы Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой. Вот такая интересная прослеживается связь времен.
Конечно же, всем не терпелось взглянуть на новую современную постановку, осуществлённую для Академии Русского балета её недавним выпускником, а ныне художественным руководителем балетной труппы Московского академического театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко Максимом Севагиным.
Лауреат премии Москвы Максим Андреевич Севагин - один из самых молодых руководителей в мировом балете за всю его историю. В 2015 году он с отличием окончил Академию, где проявил себя не только как артист, но и как хореограф, а уже в 2022-м, в возрасте 24 лет, занял свой нынешний пост. И, конечно же, следить за его творчеством реально интересно. Так же как и увидеть в непростой постановке Севагина совсем ещё юных артистов, которые, кстати, вполне уверенно в ней показались.
Итак, «Танцы на свадьбе» на музыку Энрике Гранадоса (1867-1916), если совсем точно, то на его сюиту «Испанские танцы». Вот как прокомментировал эту свою постановку сам Максим Севагин: «…Спектакль представляет собой 10 танцевальных номеров, объединённых местом действия и событием – свадьбой.
На празднике жизни, любви и танца находятся все известные нам герои свадебного торжества – жених, невеста, родители, друзья жениха и невесты и, конечно же, сват и сваха. Герои стремятся проявить себя и предстать в лучшем виде, ведь на этом празднике не обойтись без состязания за самый выразительный номер.
Впервые услышав сюиту «Испанские танцы» Гранадоса, я загорелся желанием поставить балет на эту музыку. Жанр сюиты всегда был для меня очень привлекательным. Испанские мотивы как в музыке, так и в хореографии обожаю с самого детства. Некоторое время я обдумывал этот спектакль, и в один прекрасный момент меня осенило, что балет мог бы идеально подойти Академии Русского балета, а именно студентам старших курсов. Я рассказал Николаю Максимовичу об этой идее, и, к счастью, он её поддержал».
«Танцы на свадьбе» строятся как непрерывное чередование монологов, диалогов и «переклички» главных действующих лиц (солистов) с остальными гостями (кордебалет). Причем, каждый из таких фрагментов оказывается интригующим и в плане психологического раскрытия характеров, и, разумеется, в плане хореографической лексики, которая «звучит» свежо, впечатляюще и по-настоящему цепляет. Сюита «Испанские танцы» написана для фортепиано, и потому воспитанники Николая Цискаридзе исполняют её в сопровождении именно этого инструмента. Причём, талантливая пианистка, лауреат международных конкурсов Мария Зыкова, блистательно справившаяся с труднейшей задачей (спектакль длится около часа!), - тоже выпускница Академии Русского балета, которую окончила как концертмейстер.
Что касается выпускников, то ребята показали в «Танцах на свадьбе» и испанский темперамент, и должную техничность, и умение адаптироваться к принципиально иной по сравнению с рафинированными классическими постановками стилистике. По-настоящему достойно выступили все, но особенно хороши были Элизабетта Налин (Италия) и Константин Лаврентьев, Невеста и Жених.
Надо полагать, эта постановка займёт свое место в репертуаре АРБ имени А.Я. Вагановой. Единственное, хотелось бы увидеть её в ином цветовом и световом решении: черно-красные костюмы артистов теряются в подчёркнуто тёмном пространстве сцены, на которой даже задник затемнён – отдалённо угадываемые на нём контуры пейзажа погоды не делают. И эта визуально мрачная атмосфера на самом деле диссонирует с глубоко позитивной, полной жизни и наполненной внутренним светом музыкой и, в свою очередь, вполне гармонично эту музыку интерпретирующими танцем и пластикой.
И, наконец, третье действие снова стало триумфом академической классики. Вниманию зрителей был предложен III акт «Спящей красавицы» П.Чайковского, в хореографии Мариуса Петипа (редакция Константина Сергеева, 1952 год).
Вероятно, многие из присутствовавших в зале Кремлёвского дворца впервые видели именно эту версию знаменитого балета, в которой, например, среди сказочных героев на сцене появляются не только всевозможные феи, принцесса Флорина с Голубой птицей, Кот в сапогах и Белая Кошечка, Красная шапочка и Серый волк, но и Золушка с принцем, и даже страшенный Людоед со своей женой, от которых убегает Мальчик-с-пальчик…
Если же по сути, то и Алина Баринова (принцесса Аврора), и выпускник 2017 года, а ныне артист Мариинского театра Павел Михеев (принц Дезире) продемонстрировали то владение техникой классического танца и чувство стиля, которые и должны по определению отличать этот спектакль.
Прекрасна была в партии Феи Сирени Екатерина Морозова (та самая танцовщица, которая с успехом исполнила в первом акте партию Флоры, помните?), сделав, по сути, ещё одну серьёзную творческую заявку в рамках выпускной программы. Также хотелось бы отметить элегантную, артистичную Юлию Котлярову и невероятно пластичного, обаятельного Хорхе Николаса (принцесса Флорина и Голубая птица).
И, конечно же, преданные поклонники АРБ от души приветствовали юную воспитанницу Академии Александру Поз, запомнившуюся москвичам в роли маленькой Маши в балете «Щелкунчик», который воспитанники Николая Максимовича Цискаридзе показывали в ГКД зимой - на сей раз Саша предстала в образе прелестной Красной шапочки.
В самом конце «Спящей красавицы» на кремлёвской сцене забил живой фонтан с настоящей водой - поистине достойный финал впечатляющего действа!
А потом гости вечера ещё очень долго не хотели отпускать тех, кто доставил им столько радостных минут. Что ж, спасибо Академия Русского балета и до новых встреч!
P.S. Выпускной концерт Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой сопровождал Симфонический оркестр радио «Орфей» под управлением Валерия Овсянникова (Мариинский театр).
Материал подготовлен пресс-службой Государственного Кремлёвского Дворца.
Фото: Екатерина Лола