При словах «хмурый мужик, убивающий монстров за деньги, со своим кодексом, трусливым напарником и любовницей-чародейкой», большинство подумает о Геральте из Ривии. Я же подумаю о Людвиге ван Нормайенне — герое цикла «Страж» Алексея Пехова.
Я нашел эту книгу раньше «Ведьмака», и синдром утенка во мне заставляет любить именно «Стража», несмотря на все недостатки книг. Сегодня я попытаюсь и вас переубедить, приводя отличия книг и разъясняя, почему какие-то изменения я считаю лучше.
Начнем с сеттинга. Сапковский очень хорошо передал средневековую эпоху в своей брутальности, смешав ее со славянской мифологией, обильно добавив вполне стереотипных ифритов, гулей и прочих монстров. По итогу — атмосфера замечательна для бескомпромиссного персонажа Геральта. Пехов же переносит нас скорее чуть позже — в Новое Время. По дорогам ходят дилижансы, используется огнестрельное оружие, развита банковская система (с очень неплохим использованием магии). Религия у Пехова играет особую роль, и святые мощи это важное оружие против некоторых видов монстров. Для новичка этот сеттинг будет понятней — кто такие ангелы или демоны знает любой, а стрыгу — не каждый.
Сам сеттинг, кстати, опирается на Европу Нового Времени. Причем опирается очевидно — в одной стране видится Италия, в другой Германия, в третьей Франция, а родина господина ван Нормайенна — торговый Альбаланд с религиозной терпимостью, очевиднейшая отсылка на Голландию. При этом присутствуют еретики, Папство, арабы и Император Юстиниан из исторических книжек, создавший Братство Стражей. При исторических знаниях уровня 10 класса книга понимается чуть ли не инстинктивно.
В «Ведьмаке» угрозой являются монстры — самые разнообразные; охотиться на них могут лишь ведьмаки — благодаря мутациям, дающим силу, скорость, реакцию и прочее. В «Страже» призраки почти всегда невидимы, и побеждаются лишь благодарю возможности Стражей их видеть, а также особому оружию. Это позволяет обозначить важность Стражей для мира — в «Ведьмаке» увидевший монстра горожанин может убежать, в «Страже» же они даже не будут знать, что опасность рядом.
Стражи сами по себе значительно отличаются от ведьмаков. Ведьмаки — суперлюди, способные охотится благодаря своим отличающимся от людей физическим данным — они и быстрее, и сильнее. Однако Стражи — просто люди с даром, и все также уязвимы для обычных людей. На моей памяти от обычных людей в истории умерло три Стража, могу ошибаться. Это иногда создает интересные ситуации, где герою нужно проскользнуть в государство, враждебное Стражам, ибо даже в битве 4 на 1 он имеет немалый шанс просто умереть.
Знаменитые два меча заменили на один клинок — черный кинжал с сапфиром на рукояти. Такой кинжал убивает призраков и передает стражу их жизненную силу, омолаживая его. Это снова приближает стражей к обычным людям, ибо Геральт не спрятался бы, даже если бы хотел — кошачьи глаза его везде выдают. Людвиг же просто прячет кинжал и сливается с толпой. В дополнение к этому кинжалы становятся важной частью сюжета после первой книги.
Само Братство Стражей сильно отличается от Школ Ведьмаков. Братство, конечно, не в расцвете сил, но вполне себе выпускает десятки людей каждый год; оно тесно связано с политикой, а также имеет своих прямых антагонистов — Орден Праведности, «законников», следящих за соблюдением стражами своего кодекса и делящих с ними редких даровитых детей. Политическая подоплека этого конфликта проносится через весь цикл — при этом ни одну из сторон не выставляют объективно злой. По сравнению с Школами Ведьмаков, Братство банально больше и влияет сильнее. Из нескольких рассказов, затрагивающих Братство, каждый захватывает дух разнообразием новых персонажей, политической интригой и воспоминаниями Людвига.
Окружение героя тоже разное. Ладно Йеннифер-Гера, обе колдуньи с сложными отношениями с героем. Однако трусливого барда Лютика заменили трусливым призраком Проповедником. Причем если Лютик радует своей жизнерадостностью и пугается объективно страшных вещей — напомним, чудовища «Ведьмака» требуют вмешательства суперлюдей — то Проповедник иррационально боится высоты. Богохульник, плохой певец, «матершинник и крамольник», при всем этом он очень верен другу и спасает ему несколько раз жизнь. Однако труппа Геральта явно превосходит знакомых ван Нормайенна — и в количестве, и в качестве. Хочется отметить лишь Пугало — мой любимый Deus Ex Machina, почти что буквально.
Сами герои же очень похожи. Геральт не убивает хороших монстров — Людвиг не убивает светлые души (хотя тут еще действует Кодекс Стражей). Геральт ненавидит политику, но всегда в нее ввязывается — Людвиг ненавидит политику, но всегда в нее ввязывается. Геральт один из лучших ведьмаков — Людвиг один из лучших стражей. Людвиг имеет опыт на войне — Геральт не имеет опыта на войне. Радостно! В общем Людвиг имеет тот же моральный компас, что и Геральт, что может помешать читателю — разные персонажи сливаются, и может казаться, что в антураже Италии с последствиями «чумы»-юстирского пота сражаются не Людвиг и Шуко, а Геральт и Ламберт.
По итогу у нас 4 книги в европейском фэнтези-сеттинге о брутальном мужике с четким моральным компасом, охотящемся на монстров со своими друзьями за деньги, с общим сюжетом. Вроде «Ведьмак». Однако чувство «где-то я это уже видел» покинет читателя самое позднее во второй истории. «Страж» читается иначе, чувствуется иначе, исследует интересные темы и ведет весьма похожих персонажей по весьма разным путям. Для меня — русский «Ведьмак», за который не стыдно.
Автор текста: Кузнец Санка
Написано специально для CatGeek и читателей Дзена. Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новые интересные посты.
Не пропустите так же наш телеграм-канал ↩ — о фильмах, играх, комиксах и всё таком, информативно и с юмором в удобном формате.