7,2K подписчиков

"Тень завоевателя" или "Гибель Отрара" : фильм по сценарию Алексея Германа о том, чем были заняты монголы до похода на Русь

609 прочитали

Восток для нас - дело не только тонкое, но и тёмное. Если русскую и европейскую историю обычный зритель более-менее представляет, то Китай, Монголия или Иран, для нас, в основном, - терра инкогнита. Про Чингисхана и Золотую Орду, конечно, все слышали, но чем занимались монголы, пока не соприкоснулись с Русью, и почему их вообще понесло на запад, вряд ли многие помнят. Предлагаемая мною картина восполняет пробелы этих знаний.

Она принадлежит к категории фильмов, которые можно предварять титром: "Слабонервных просим удалиться!" Уж очень суров неприкрашенный быт ХIII в. Сравнить её можно с "Иди и смотри" Элема Климова, "Андреем Рублевым" Андрея Тарковского или "Апокалипсисом" Мела Гибсона.

Все перечисленные киноработы стремятся создать близкий к реальности портрет народа и страны в какой-то переломный и некомфортный период. Для них характерен размытый центральный сюжет и мозаичная структура из эпизодов, имеющих самостоятельное смысловое значение. Главный герой проходит мытарства в жестоком мире, видя как гибнут окружающие его люди, но сам остается жив.

Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо!
Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо!

Монголы и Чингисхан (историческая справка)

Перед просмотром желателен небольшой экскурс в прошлое.

В начале XIII в. монгольские племена кочевали по обширным плоскогорьям и степям внутренней Азии. Их богатство составляли стада рогатого скота и овец, табуны лошадей. Они жили в войлочных юртах, которые было легко собирать и перевозить.

Суровая и скудная природа, стихийные бедствия, губившие скот, нападения врагов приучили их переносить лишения, быть готовыми к неприятным случайностям и поддерживать строгую дисциплину. Каждое племя представляло военную организацию, основанную на родовых связях. У монголов имелась знать, обладавшая большими стадами, владевшая пастбищами, были и бедняки, и рабы из пленников. Во главе отдельных племен стояли нойоны и ханы с отрядами наездников. А по соседству с бедной и скудной родиной монголов лежали богатые страны - Китай, Хорезм, Индия.

Будущий завоеватель Чингисхан, основатель и первый великий хан Монгольской империи (самой крупной империи в истории человечества) родился под именем Тэмуджин в урочище Делюн-Болдок в семье Есугея-багатура из рода Борджигин от одной из двух его жен - Оэлун. Когда мальчику исполнилось 9 лет, отец нашел ему невесту Бортэ из рода унгират. На обратном пути со сватовства он был отравлен в татарском становище и скончался через три дня после возвращения в свой улус.

После смерти главы семьи дальний родственник и новый претендент на земли Есугея Таргутай-Кирилтух выгнал двух его вдов с детьми, забрав весь принадлежавший им скот. Семья скиталась в степях, питаясь кореньями, дичью, рыбой и жила впроголодь. Тэмуждин с младшим братом Хасаром убили старшего единокровного брата Бектера из луков, за то, что он, более сильный, отбирал у них добычу.

Воспользовавшись поводом к избавлению от возможного соперника, Таргутай-Кирилтух послал воинов захватить в плен Тэмуджина, но тому удалось снять колодку, сбежать и спрятаться в маленьком озере, выставив наружу лишь ноздри, а потом, при помощи пожалевшего его батрака Сорган-Шира и его родни, добраться до семьи.

Впоследствии, вступив в брак и использовав связи отца, Тэмуджин приобрел воинов-нукеров, земли, обнаружил незаурядные способности организатора и полководца. В 1206 г. съезд монгольской знати (курултай) провозгласил его великим ханом над всеми племенами. Он получил титул «каган», приняв имя Чингис.

Кадр из фильма "Гибель Отрара". Чингисхан (Болот Бейшеналиев).
Кадр из фильма "Гибель Отрара". Чингисхан (Болот Бейшеналиев).

Военные силы Чингисхана были поделены на отряды: десятки, сотни, тысячи и тумены (10 тыс. воинов). Войска подчинялись строжайшей дисциплине, ослушание и трусость карались смертной казнью. Монгольские воины быстро передвигались на своих малорослых, но выносливых лошадках. Их вооружение состояло из легкого кожаного панцыря, двух луков, короткого для стрельбы с лошади и длинного для стрельбы в пешем строю и короткой кривой сабли. В Европе монголов чаще называли татарами, по имени одного из племён, вошедших в державу Чингисхана.

Объединив монголов, Чингисхан подчинил племена южной Сибири, потом двинулся на Северный Китай. В 1215 г. он захватил его столицу - Пекин. Китайский народ в те времена превосходил европейцев по культурному уровню. Письменность в Китае возникла уже много столетий назад. Раньше чем в других странах там была создана бумага, появилось книгопечатание. Китайцы изобрели порох, компас, знали астрономию, математику, географию, агрономию, философию, историю, архитектуру... словом, это была передовая цивилизация, завоевание которой чрезвычайно расширило возможности Чингисхана. Захват Северного Китая принес ему большие материальные средства и новейшую, для того времени, военную технику. Он использовал искусство китайских мастеров , умевших строить стенобитные сооружения и осадные машины для метания камней и сосудов с горючей жидкостью.

И вот, пока каган воевал с Китаем, произошел инцидент в городе-крепости Отраре, восточном форпосте Хорезмийской империи, лежащей на западе от владений Чингисхана. Империя Хорезмшахов, объединявшая земли современной Центральной Азии, Афганистана, Ирана в начале ХIII в. считалась величайшей державой мусульманского мира. Её войска по численности превышали военные силы Чингисхана, но власть в государстве разрывали внутренние интриги, а соперничество с Багдадским халифатом за авторитет в исламском мире занимало хорезмшаха Мухаммеда II, настолько, что он и не думал о каких-то степных кочевниках.

Летом 1218 г. люди из торгового каравана, направленного Чингисханом в Отрар, были убиты, а товары конфискованы наместником города Каир-ханом, родственником шахиншаха по матери, обвинившем торговцев в шпионаже. После этого к Мухаммеду II прибыли послы Чингисхана, доставившие письмо завоевателя, в котором тот требовал выдать ему Каир-хана с обещанием, при исполнении этого условия, сохранить мир. Хорезмшах приказал убить главу посольства, а двум его спутникам опалить бороды и прогнать их обратно. Чингисхан повернул войска на запад.

Историки разных времен разделяются во мнениях была ли точка невозврата следствием банального желания наместника Отрара ограбить купцов или с монгольским караваном, действительно, шли лазутчики, что неудивительно при прекрасно поставленной монгольской разведке. Фильм иллюстрирует третье мнение: шпионы в караване были, но их разоблачение входило в планы Чингисхана, как повод для развязывания войны.

"Тень завоевателя" или "Гибель Отрара", 2 серии ,1991 г., киностудия "Казахфильм"

Семь лет назад молодой и прекрасно образованный наместник Отрара Каир-хан, племянник влиятельной матери шахиншаха Теркен-хатун, происходившей из кипчакского рода, отправил лазутчиком к монголам своего слугу и друга Унжу. Сирота, выросший в ханском доме, ни в чем не уступал своему покровителю. Может быть его только больше увлекало воинское искусство, чем книги, которые так любил Каир-хан. Сознавая достоинства Унжу, его господин всё же помнил, что предрассудки общества на его стороне и он вправе распоряжаться жизнью слуги.

Кадр из фильма "Гибель Отрара". Каир-хан (Тунгышбай Жаманкулов).
Кадр из фильма "Гибель Отрара". Каир-хан (Тунгышбай Жаманкулов).

Странные отношения связывали их: слишком дерзкий для своего положения Унжу, тем не менее преданно служил Каир-хану, а тот, порой бранясь с ним и избивая, в другое время оставлял безнаказанными его слова и поступки, которых не простил бы никому. Наместник Отрара был одним из немногих представителей хорезмийской знати, кто смотрел дальше своего носа и волновался не только о себе, но и о будущем своего народа. В многонациональной империи кипчаки были многочисленной, но не самой уважаемой нацией. В случае вторжения с востока монголов они первыми приняли бы удар.

И вот Унжу, за семь лет прошедший в монгольских степях путь от раба до тысячника в войске Чингисхана, вернулся, узнав драгоценные сведения о военной тактике монголов, об организации их разведки, о стенобитных машинах, которые строили им китайцы. Вернулся, чтобы изложить план уничтожения врага до того, как он ступит на хорезмийские земли. Он думал, что Каир-хан поддержит его, что они вместе убедят шахиншаха, ведь слово знатного человека и родича царицы весит больше, чем его. Но теперь Унжу идет в окружении нукеров по темным переходам дворца в Ургенче. Кроме них, только старик-придворный с посохом, векиль, сопровождает его.

Внезапно воздух заполняет волна смрада. Они выходят под жаркое солнце в каменный дворик, где стоят столбы с висящими на них преступниками в колодках. В первую минуту Унжу кажется, что на головах истощённых людей в лохмотьях надеты черные мешки, но, вглядевшись, он понимает, что их лица облепили мухи, сосущие кровь и глаза. Трое неподвижны и только четвертый, седой тощий старик, ещё дергает головой.

Кадр из фильма "Гибель Отрара". Старик-вероотступник (Касым Жакибаев).
Кадр из фильма "Гибель Отрара". Старик-вероотступник (Касым Жакибаев).

По словам векиля, старик неправильно толковал Коран, а остальные говорили Великому неправду. Один из них тоже кипчак и его неправда похожа на ту, что принес Унжу. Впрочем, сегодня он будет только смотреть , он - гость. Великий ещё не усомнился в его словах. Только шахиншах решит лжец Унжу или спаситель. Все мы пыль на пальцах Аллаха.

Кадр из фильма "Гибель Отрара". Унжу и векиль.
Кадр из фильма "Гибель Отрара". Унжу и векиль.

- Верно. Но пыль бывает разная: из дерьма и из камня. — Унжу поднял посох векиля с острым железным концом — Я немного могу сделать для него, а он для меня еще меньше.

Внезапно кипчак метнул посох в грудь неудачливого земляка. Мухи взвились над головой трупа. Выходит, Каир-хан посылал не его одного и вот как кончают посланцы.

- Прощай, брат, не знаю, какого ты рода!

Векиль прыгал под телом мертвеца, пытаясь достать посох.

В большом зале Унжу стоит на коленях перед шахом Мухаммедом, царем царей, Потрясателем Вселенной и его визирями. Гепарды в железных клетках скалятся на него. Он рассказывает о тактике монгольских туменов, о стенобитных машинах. Если бы монголы нашли у него чертеж такой машины, то сломали бы хребет и бросили умирать в степи, но здесь его слова падают в пустоту.

Кадр из фильма "Гибель Отрара". Унжу (Дохдурбек Кыдыралиев).
Кадр из фильма "Гибель Отрара". Унжу (Дохдурбек Кыдыралиев).

Шахиншах не верит, что у кочевников могут быть деревянные машины, всем известно, что у них нет леса. О том, что они уже завоевали лесные земли, повелитель слышать не хочет. Шахиншах не верит, что кипчак мог выучить монгольский и китайский языки. Призванный для свидетельства китаец подтверждает, что не понимает объяснений Унжу.

Все они, китайцы, служат кагану, завоевавшему их родину как и многие хорезмийские купцы, имеющие охранный знак Чингисхана , дощечку из золота с изображением бегущего зверя, продающие ему тайны своей земли за дешевые товары. Шахиншах кричит, что Унжу шпион багдадского халифа, желающего отвлечь его войска на монголов, или подослан матерью, или сыном Джелал ад-дином, заждавшимся власти. Потом, успокоившись, говорит, что выслушает его ещё раз, через три дня, которые Унжу проведет в Веселой башне. После этого все говорят правду.

Кадр из фильма "Гибель Отрара". Шахиншах Мухаммед II (Абдурашид Махсудов).
Кадр из фильма "Гибель Отрара". Шахиншах Мухаммед II (Абдурашид Махсудов).

Кипчак висит на столбе рядом с выносливым стариком, толкователем Корана. Аллах послал хороший день: среди лета наступил холод и с неба сыплется снег. Мух нет, можно ловить языком снежинки. Унжу со стариком спорят ради кого Аллах сотворил чудо. Каждый уверен, что ради него.

— Глупый кипчак. Ты способен натянуть только тетиву, а уже стрелу направляет Аллах. - говорит еретик. Внизу появляются дворцовые гвардейцы, они с шутками снимают Унжу со столба, дают ему умыться, обуться и непонятно зачем убивают стражников. Кипчак понимает, что заинтересовал кого-то во дворце и просит снять также старика. Он давно висит, много слышал и тоже может пригодиться. Все-таки Аллах послал хороший день ради него.

Унжу ожидает Теркен-хатун, Владычица Вселенной, мать Великого, царица всех женщин мира. Её тоже не интересуют монголы. Она хочет задействовать земляка во внутридворцовых интригах, но Унжу чувствует себя стрелой Аллаха и обманет всех, кто попытается использовать его.

Кадр из фильма "Гибель Отрара". Теркен-хатун (Сабира Атаева).
Кадр из фильма "Гибель Отрара". Теркен-хатун (Сабира Атаева).

В сценарии Алексея Германа и Светланы Кармалиты к фильму "Гибель Отрара" заметно влияние романа В. Яна "Чингисхан". По крайней мере оттуда взят образ монгольского лазутчика купца Ялвача, но, в целом, он является самостоятельным художественным произведением, очень хорошо написанным. Рекомендую прочесть для прояснения возможных непонятных эпизодов картины.

На мой взгляд, можно выделить четырех основных героев, сюжетные линии которых, так или иначе раскрывают остальные действующие лица, создавая необходимую обстановку.

Это, прежде всего, сам Унжу, одиночка-универсал - разведчик, путешественник, военачальник, разносторонне талантливый человек, который мог стать спасителем хорезмийского государства, народа, культуры, но правители пренебрегли им, как и его информацией, и едва не погубили, втравливая в свои мелкие козни ради сиюминутных целей.

Панорама отношений в картине показывает насколько для власти народ - пыль. В отношении столь самоотверженного и достойного героя, это выглядит особенно несправедливо. Даже отношения Унжу с единомышленником и близким человеком, правителем Отрара, омрачены сословным неравенством. Только в финале осады, отправляя его на новое опасное задание, Каир-хан признается: "Я всегда не любил тебя, Унжу, потому, что всегда был виноват перед тобой. Так уж получилось. Теперь всё будет по другому". И несгибаемый разведчик заплачет.

Не менее значителен образ самого Каир-хана, проходящего в картине путь очищения. Образованный, государственно мыслящий правитель, благородный и храбрый человек, он тоже не лишен высокомерного отношения к людям, держащегося не только на классовом, но и на умственном превосходстве.

Его речь по поводу народа, неспособного на мученичество, звучит классическим примером настроений некоторых интеллектуалов, которым достался не тот народ. Унжу едко отвечает на неё предложением исправить свой народ, самому став мучеником - это же так просто: "Но у тебя золотые туфли — это обязывает жить! Крикни, Каир-хан! Встань на Великом совете, и, клянусь матерью, которой я не помню, я повторю все это со столба… Но зачем тебе делать это, когда есть такие, как мы."

В конце жизненного пути Каир-хан возвышается до мученичества, на которое считал себя вправе посылать других, и, несмотря на попытки Чингисхана унизить его, несмотря на проигранную войну, страшную и, одновременно, почётную смерть, духовная победа, на мой взгляд, остается за ним.

Кадр из фильма "Гибель Отрара". Каир-хан в монгольском плену.
Кадр из фильма "Гибель Отрара". Каир-хан в монгольском плену.

Купец Ялвач, уроженец Ургенча, служащий Чингисхану, хорезмиец, работающий на захватчиков-монголов, - образ и параллельный, и противопоставленный Унжу. Ведя жизнь предателя, он настолько трагичен как отец, пытающийся спасти своих мальчиков, которых то шахиншах забирает в Веселую башню, то Чингисхан держит в заложниках, что язык не поворачивается его обвинять. Не все способны быть героями. Не он один такой: порабощенные китайцы и мусульмане массово и преданно служат своему завоевателю и многие не только боятся Чингисхана, но и восхищаются им.

Кадр из фильма "Гибель Отрара". Купец Ялвач (Заурбий Зехов).
Кадр из фильма "Гибель Отрара". Купец Ялвач (Заурбий Зехов).

Этот герой, я думаю, олицетворяет среднестатистического человека, живущего в глухом средневековье, жестокость которого помножена на азиатский менталитет. Ему не до высоких принципов, политики и судеб государств. Выжить бы и сохранить семью. Не попасть вместе с ней между жерновами - двумя политическими силами, способными размолоть и не заметить.

И, разумеется, сам Чингисхан, которого довольно мало в непосредственном действии и ещё меньше в фокусе камеры, но его тяжелым, надвигающемся присутствием заполнен весь фильм.

Оператор, действительно, представляет нам больше тень завоевателя, чем его самого. В сцене доклада Ялвача кагану в кадре появляется то отражение Чингисхана в воде, то его ноги в сапогах небрежно сгребающие камешки, из которых купец выкладывает карту. Нельзя не отметить мастерскую работу Болота Бейшеналиева, скупыми средствами создающего мощный образ.

Чингисхан в фильме, несоменно, умен, но, посвятив себя разрушению и истреблению, ссылаясь на всё ту же низость народа, вернее, уже человечества, он, по сути, мстит миру за обиды, перенесенные в детстве.

Образ монгольского завоевателя в истории не так однозначен и, мотивы у него были, наверняка, посложнее. Стирая с лица земли восточные цивилизации, Чингисхан способствовал распространению культурных связей, единообразных законов и даже некоторых справедливых принципов, вроде выдвижения талантливых людей, независимо от знатности и финансового положения, но в фильме его трактовка, на мой взгляд, отрицательна. Европа очень обязана Чингисхану за уничтожение восточных конкурентов, позволившее ей занять главенствующее положение в политике, культуре, технических инновациях.

В "Гибели Отрара", из смысловых соображений, допущены исторические вольности: осадой Отрара командовал не Чингисхан, а его сыновья Чагадай и Угэдэй, не отражена роль талантливого хорезмийского военачальника, старшего сына шахиншаха Джелал ад-дина. Несмотря на это, картина познавательна, масштабна, достоверна, глубока и богата по проблематике. Она имеет аутентичное музыкальное сопровождение и отличается великолепными актерскими работами.

Единственное, что можно поставить в упрек, - это упомянутая мозаичность, обрывистость сюжета. Натурализм, впрочем, умеренный для Алексея Германа, можно воспринимать двояко. С одной стороны фильм очень жёсткий, что лишает его части аудитории, с другой - таким путем достигается реализм изображения исторического времени.

В предисловии к сценарию Алексей Герман пишет: " мы исходили из убеждения..., что во все эпохи люди одинаковы, а эпохи отличаются лишь суммой знаний... история с удивительной последовательностью еще раз доказала нам, что все связанное с тиранией повторяется в таких подробностях, что можно заплакать". Добавлю: можно также порадоваться, что формы отношений власти и народа гуманизировались хотя бы в повседневной жизни. В острые переломные моменты, зачастую, к сожалению, вылезает всё та же древняя суть.

В суровой реальности картины нет места такому созревающему лишь в развитой духовной среде чувству, как взаимная любовь мужчины и женщины. Единственная женственно-привлекательная героиня картины - китайская девушка для утех, не имеющая права распоряжаться собственным телом и это тоже характеризует мир, где правят примитивные инстинкты.

Кадр из фильма "Гибель Отрара". Китаянка.
Кадр из фильма "Гибель Отрара". Китаянка.

И все таки, наряду с предательством, глупостью, самонадеянностью высших чинов, религиозным фанатизмом, междуусобицами, интригами в нем существуют честь, любовь к родине, мастерство безымянных изобретателей, постепенное накопление духовных ценностей в книгах, неистребимая любовь к детям.

Один из самых светлых образов картины - маленькая девочка, дочь бывшей соседки Унжу. Бойкий человечек, чувствующий себя равным взрослым мужчинам, тонко чувствующий опасность и уже неплохо разбирающийся в людях.

Кадр из фильма "Гибель Отрара". Девочка с пайцзой.
Кадр из фильма "Гибель Отрара". Девочка с пайцзой.

В сценарии был вечно ноющий хромой мальчик. Мне кажется, образ девочки появился как своеобразная смысловая антитеза Теркен-хатун, не принявшей попытку Унжу помочь слепнущей повелительнице. Мать шахиншаха отказалась от новшеств китайских врачей, описанных разведчиком. Унизительно быть обязанной слуге и признать свою слабость. Владычица Вселенной предпочла запретить подданным замечать её растущую слепоту.

Близорукая девочка, помнящая про чудодейственные хрусталики для глаз, едва поняв, что перед нею не монгол, а вернувшийся после разгрома знакомый, упрекает: "Ты большой обманщик, хан Унжу! Где твои обещанные китайские врачи?" Маленький росток жизни открыт новым знаниям и демонстрирует напускную суровость, прерывающуюся радостным смехом. Где-то за её спиной отсчитывает долгие годы кукушка.

Кадр из фильма "Гибель Отрара".
Кадр из фильма "Гибель Отрара".

Уцелевший разведчик разбитой армии, старый раб, освобождённый гибелью государства, девочка-простолюдинка, развалины города-крепости, одинокий холм, под которым покоится обречённая ждать археологов библиотека Каир-хана и последняя гордость:

- Знаешь, а наш Отрар держался дольше всех городов, как я слышал!

В ролях: Дохдурбек Кыдыралиев (Унжу), Тунгышбай Жаманкулов (Каир-хан), Болот Бейшеналиев (Чингисхан), Касым Жакибаев (старик-вероотступник), Заурбий Зехов (купец Ялвач), Теркен-хатун (Сабира Атаева). К сожалению, титры фильма очень скудны в части ролей и их исполнителей и соотнести их, в большинстве случаев, невозможно.

Мой обзор закончен. Надеюсь, он вам понравится, как и рекомендуемая к просмотру картина. Предыдущую статью на тему исторических фильмов можно найти по ссылке:

Восток для нас - дело не только тонкое, но и тёмное. Если русскую и  европейскую историю обычный зритель более-менее представляет, то Китай, Монголия или Иран, для нас, в основном, - терра инкогнита.-14