Найти тему

Карачев, путешествие в историю Орловской губернии.

С 1778 года до 1929 года в состав Орловской губернии входил город Карачев. 

Для меня этот город ассоциируется с Николо-Одрином монастырем (очень давно была там), елочными игрушками и очень милым Краеведческим музеем.

 В последнее время городок немного оживает, идут реставрационные работы. Вот мы и отправились прокатиться в соседнюю область, к тому же, давно не посещали Партизанскую поляну.  

Маршрут выстроился в хронологии от 19 до 17 века. 

Для начала мы заехали в Никольский храм, конца 19 века. Внутри очень красивый позолоченный иконостас и очень добрый батюшка, который, как к близким, долгожданным гостям обращался со словами, ко всем находящимся в храме. 

В одной статье прочитала, что он бывший учитель, который против воли родных и партии поступил в семинарию, постригся в монахи с именем Тимофей и отдал свою жизнь на восстановление Никольского храма. К этому священнику хочется вернуться, спросить, поговорить и получить в ответ заботу!

Кстати, здесь мы узнали, что храм существовал и ранее, аж с 17 века! И стоял он в другом месте. А на Орловской дороге (Первомайской улице) построен новый каменный в середине 19 века. 

В 1930 году храм закрыли, а в годы ВОВ он был лагерным убежищем военнопленных. После войны лагерь сменился на клуб, склад и УВД. После всей этой коллекции различных учреждений игумен Тимофей восстановил небывалую красоту внутри храма, остается внешняя отделка.

 Далее мы отправились до Партизанской поляны, но туда заехали не сразу. В начале свернули до вновь восстанавливающейся Белобережской пустыни. На карте место обозначается как санаторий, а тут на тебе монастырь. Все рядом, почему бы не заехать.

И так перемещаемся в события 18 века и вспоминаем чем славилась эта обитель.

-2

Возникновение Брянской Белобережской Предтечевой пустыни находится в непосредственной связи с нашествием на Россию Шведского короля Карла 12. Предполагая, что он направится на Москву через Смоленск, Брянск и Карачев царь Петр1 прислал из Петербурга в Брянск капитана гвардии Преображенского полка Василия Корчмина.

Он провел оборонительную засеку и ему очень мешал Воскресенский девичий монастырь.

Монахинь переселили в Песоцкий Предтечев мужской монастырь, а братия переехала в Брянский Петропавловский. Но не вся, некоторые пожелали уйти к реке Снежеть на Белые берега. По примеру лесных иноков они построили землянки и часовню.

В 1717 году архимандрит Питирим направил туда старца-отшельника Серапиона и поручил ему этот скит.

-3

 В Белобережской пустыни благодаря Серапиону был построен и освящен деревянный Рождества Иоанна Предтеченский храм (в 1722г.), а это значило, что теперь Белобережские пустынники отошли от Петропавловского монастыря и стали самостоятельной обителью. 

Примерно в это время проживал в Белобережье, в отдельной кельи схимонах Никита. Уроженец города Орла. Пришел в пустынь по своей воле. В кельи, в тяжелой болезни на Благовещение ему явилась Богородица.

Самостоятельность пустыни не поддерживал наместник Петропавловского монастыря и требовал вернуть братию, закрыть белобережников! Тогда монах Никита ушел дальше в Рославль и тамже похоронен, числится в Смоленском соборе святых.

Особое почитание в Белобережье имела икона Божией Матери "Троеручица". В 1735г построен каменный Владимирский собор. Супруга Петра I Евдокия Лопухина, пожертвовала 3 иконы.

Приблизительно в это время в Пустыни появились два парня 28 и 18 лет. Василий Вавилов из богатой купеческой семьи Орловской области, г.Дмитровска и Василий Толмачев. Они решились покинуть дом и пришли в Белые берега, в духовную колыбель, еще застали руководство старца Серапиона. И что бы не смущаться благами от родственников, они просили благословение у старца покинуть обитель и перебраться на Святую Гору Афон. Там они пострижены в монахи с именами Варсонофий и Виссарион - основатели Андреевского скита на Афоне!

В пустыни был строжайший устав, за которым наблюдал старец Серапион. Почил старец в 1741 г в схиме Симеон. Похоронили его внутри Владимирской церкви.

Владимирский храм надстроили и это был огромный двухэтажный собор вмещавший в себе до 5 тыс человек.

Императрица Елизавета Петровна посещала эту пустынь.

 В 19 веке, в монастырь пожертвовала Орловская помещица, и устроила больничный храм.

Монахи занимались столярными работами и славились качеством и тонкой резьбой. Когда император Александр 1 проезжал через Орел, по пути он встретил монахов Белобережников, которые подарили Императору свои деревянные ложки с резьбой, тем самым удивили и порадовали Императора.

В начале 19 века обителью управлял Василий Кишкин, монах Афонского монастыря. В этоже время в пустынь прибыл послушник Лев из Оптиной пустыни, чтобы научиться духовному у игумена Василия. Здесь же он был пострижен в монахи с именем Леонид.

Когда старец Василий Кишкин ушел на покой, братия посовещавшись, пришли на квасоварню к Леониду, забрали черпак, сняли фартук и повезли его к архиерею на утверждение в нового настоятеля. Но не по сердцу пришлось ему это, удалился он в лес, потом принял схиму с именем Лев, и теперь его знают как преподобный Лев Оптинский.

В тоже время по благословению Серафима Саровского прибыл его ученик Иван Мирошниченко. Он прожил в Белых берегах 10 лет, пострижен в монахи с именем Ионы. Трижды ему являлась Божия Матерь в пустыни. Сейчас его почитают как Иону Киевского, основатель Троицкого монастыря.

К началу 20 века это была посещаемая и известная обитель, имелось несколько гостиниц для путешествующих, своя ж/д станция. Это был, источник духовных подвигов и старчества в Российской Империи .

Новый храм в честь иконы Троеручицы построен наподобие Храма Христа Спасителя.

На монастырской колокольне были огромные часы. Их было видно за 2 км. 

Информационные стенды в монастыре
Информационные стенды в монастыре

В годы Первой мировой, в Белобережской пустыни развернулся лазарет для раненых солдат. А с приходом новой власти, участь обители всем известна.

 Вначале братия под видом трудовой колонии делила территорию с детской колонией, а потом остаток монахов попросили покинуть территорию навсегда.

 Храмы разбирались, кирпич использовался для строительства домов в Брянске. Колокольню детишки сожгли, случайно, а из остатков вышла неплохая вышка для пожарных. В годы ВОВ ее разобрали, чтобы она не служила ориентиром. На территории проводили курсы пожарных, только под видом пожарных там обучались диверсанты и партизаны.

Одним из преподавателей белобережской школы был орловец, точнее болховчанин, полковник Старинов, «родитель спецназа».

Затем на территории был санаторий.

Остатки построек
Остатки построек

Осталось всего несколько зданий от былой красоты. Вновь выстроен деревянный храм и как 2 века назад, началась возрождаться монашеская жизнь. Покидаем это удивительное духовное место и едем дальше.

-6

На обратной дороге заглянули в парк-отель” Партизан”. Территория благоустроена в военной тематике, приятно прогуляться и перекусить. И посетили Партизанскую поляну. Побродили по тропинкам, помянули всех кто отдал жизни за нас, посидели в землянке (традиция 😊)

Река Снежеть, белые берега в самом конце Партизанской поляны
Река Снежеть, белые берега в самом конце Партизанской поляны

Выехали обратно в Орел.

 По пути есть еще один старинный монастырь Воскресенский или Тихонова пустынь.

Конечно, вечером там не было никого,только храм, братии и настоятеля рядом нет, зато история жива.

Мы с вами в 17 веке, Карачевском княжестве, сильном и знаменитом.

-8

Воскресенский монастырь связан с именем карачевского подвижника 16-17 века преподобного Тихона. И это личная история города (не связанная с Орлом).

В его времена, Тихона Столпника, храм был деревянный и на втором ярусе он сделал себе келью в отдельном столбе, поближе к вестовому колоколу. И каждый раз, как приближался неприятель он поднимал народ колокольным звоном. Почил старец в 1609 году.

Но в 1614 году Карачев был сожжен как и Орел поляками. В 1680 году эта пустынь была приписана к Воскресенскому монастырю «Новый Иерусалим». В 1745 году выстроен каменный храм, но затем обитель упразднена, в обычную приходскую церковь. В годы ВОВ в храме совершались службы, а после хранилась селитра.

Полукруглый столп, нпоминает о кельи преп.Тихона
Полукруглый столп, нпоминает о кельи преп.Тихона

Существовала легенда, что старец Тихон ушел из монастыря в окрестности Подмосковья и там его знали как Соколовского подвижника и якобы монахиня из Орловского монастыря это подтверждала. Но эта версия не нашла подтверждений у современников. 

А столп за центральным куполом напоминает о подвижнической жизни преподобного Тихона.

-10

Примечательно, что оба монастыря стоят на одной реке Снежеть.

29 июня совершался крестный ход в честь Тихона Столпника и устраивалась ярмарка перед храмом.

А за монастырем в поле, можно набрать водички из “Живоносного источника” и даже окунуться.

-11

Водица ключиками бьет из белого песка, как в Орловском Полесье.

-12

Удивил Карачевский район и Брянская область своими событиями и это только малая доля всех событий, которые происходили здесь. Приятно осознавать, что это и часть истории Орловского региона.

Вот такой денек! Всем отличных путешествий!

 Источники информации:

http://karadmin.ru/o-rajone/eto-interesno/2606-mog-li-byt-ti…

Книга Подвижники веры и благочестия

#история #туризм