С 1778 года до 1929 года в состав Орловской губернии входил город Карачев.
Для меня этот город ассоциируется с Николо-Одрином монастырем (очень давно была там), елочными игрушками и очень милым Краеведческим музеем.
В последнее время городок немного оживает, идут реставрационные работы. Вот мы и отправились прокатиться в соседнюю область, к тому же, давно не посещали Партизанскую поляну.
Маршрут выстроился в хронологии от 19 до 17 века.
Для начала мы заехали в Никольский храм, конца 19 века. Внутри очень красивый позолоченный иконостас и очень добрый батюшка, который, как к близким, долгожданным гостям обращался со словами, ко всем находящимся в храме.
В одной статье прочитала, что он бывший учитель, который против воли родных и партии поступил в семинарию, постригся в монахи с именем Тимофей и отдал свою жизнь на восстановление Никольского храма. К этому священнику хочется вернуться, спросить, поговорить и получить в ответ заботу!
Кстати, здесь мы узнали, что храм существовал и ранее, аж с 17 века! И стоял он в другом месте. А на Орловской дороге (Первомайской улице) построен новый каменный в середине 19 века.
В 1930 году храм закрыли, а в годы ВОВ он был лагерным убежищем военнопленных. После войны лагерь сменился на клуб, склад и УВД. После всей этой коллекции различных учреждений игумен Тимофей восстановил небывалую красоту внутри храма, остается внешняя отделка.
Далее мы отправились до Партизанской поляны, но туда заехали не сразу. В начале свернули до вновь восстанавливающейся Белобережской пустыни. На карте место обозначается как санаторий, а тут на тебе монастырь. Все рядом, почему бы не заехать.
И так перемещаемся в события 18 века и вспоминаем чем славилась эта обитель.
Возникновение Брянской Белобережской Предтечевой пустыни находится в непосредственной связи с нашествием на Россию Шведского короля Карла 12. Предполагая, что он направится на Москву через Смоленск, Брянск и Карачев царь Петр1 прислал из Петербурга в Брянск капитана гвардии Преображенского полка Василия Корчмина.
Он провел оборонительную засеку и ему очень мешал Воскресенский девичий монастырь.
Монахинь переселили в Песоцкий Предтечев мужской монастырь, а братия переехала в Брянский Петропавловский. Но не вся, некоторые пожелали уйти к реке Снежеть на Белые берега. По примеру лесных иноков они построили землянки и часовню.
В 1717 году архимандрит Питирим направил туда старца-отшельника Серапиона и поручил ему этот скит.
В Белобережской пустыни благодаря Серапиону был построен и освящен деревянный Рождества Иоанна Предтеченский храм (в 1722г.), а это значило, что теперь Белобережские пустынники отошли от Петропавловского монастыря и стали самостоятельной обителью.
Примерно в это время проживал в Белобережье, в отдельной кельи схимонах Никита. Уроженец города Орла. Пришел в пустынь по своей воле. В кельи, в тяжелой болезни на Благовещение ему явилась Богородица.
Самостоятельность пустыни не поддерживал наместник Петропавловского монастыря и требовал вернуть братию, закрыть белобережников! Тогда монах Никита ушел дальше в Рославль и тамже похоронен, числится в Смоленском соборе святых.
Особое почитание в Белобережье имела икона Божией Матери "Троеручица". В 1735г построен каменный Владимирский собор. Супруга Петра I Евдокия Лопухина, пожертвовала 3 иконы.
Приблизительно в это время в Пустыни появились два парня 28 и 18 лет. Василий Вавилов из богатой купеческой семьи Орловской области, г.Дмитровска и Василий Толмачев. Они решились покинуть дом и пришли в Белые берега, в духовную колыбель, еще застали руководство старца Серапиона. И что бы не смущаться благами от родственников, они просили благословение у старца покинуть обитель и перебраться на Святую Гору Афон. Там они пострижены в монахи с именами Варсонофий и Виссарион - основатели Андреевского скита на Афоне!
В пустыни был строжайший устав, за которым наблюдал старец Серапион. Почил старец в 1741 г в схиме Симеон. Похоронили его внутри Владимирской церкви.
Владимирский храм надстроили и это был огромный двухэтажный собор вмещавший в себе до 5 тыс человек.
Императрица Елизавета Петровна посещала эту пустынь.
В 19 веке, в монастырь пожертвовала Орловская помещица, и устроила больничный храм.
Монахи занимались столярными работами и славились качеством и тонкой резьбой. Когда император Александр 1 проезжал через Орел, по пути он встретил монахов Белобережников, которые подарили Императору свои деревянные ложки с резьбой, тем самым удивили и порадовали Императора.
В начале 19 века обителью управлял Василий Кишкин, монах Афонского монастыря. В этоже время в пустынь прибыл послушник Лев из Оптиной пустыни, чтобы научиться духовному у игумена Василия. Здесь же он был пострижен в монахи с именем Леонид.
Когда старец Василий Кишкин ушел на покой, братия посовещавшись, пришли на квасоварню к Леониду, забрали черпак, сняли фартук и повезли его к архиерею на утверждение в нового настоятеля. Но не по сердцу пришлось ему это, удалился он в лес, потом принял схиму с именем Лев, и теперь его знают как преподобный Лев Оптинский.
В тоже время по благословению Серафима Саровского прибыл его ученик Иван Мирошниченко. Он прожил в Белых берегах 10 лет, пострижен в монахи с именем Ионы. Трижды ему являлась Божия Матерь в пустыни. Сейчас его почитают как Иону Киевского, основатель Троицкого монастыря.
К началу 20 века это была посещаемая и известная обитель, имелось несколько гостиниц для путешествующих, своя ж/д станция. Это был, источник духовных подвигов и старчества в Российской Империи .
Новый храм в честь иконы Троеручицы построен наподобие Храма Христа Спасителя.
На монастырской колокольне были огромные часы. Их было видно за 2 км.
В годы Первой мировой, в Белобережской пустыни развернулся лазарет для раненых солдат. А с приходом новой власти, участь обители всем известна.
Вначале братия под видом трудовой колонии делила территорию с детской колонией, а потом остаток монахов попросили покинуть территорию навсегда.
Храмы разбирались, кирпич использовался для строительства домов в Брянске. Колокольню детишки сожгли, случайно, а из остатков вышла неплохая вышка для пожарных. В годы ВОВ ее разобрали, чтобы она не служила ориентиром. На территории проводили курсы пожарных, только под видом пожарных там обучались диверсанты и партизаны.
Одним из преподавателей белобережской школы был орловец, точнее болховчанин, полковник Старинов, «родитель спецназа».
Затем на территории был санаторий.
Осталось всего несколько зданий от былой красоты. Вновь выстроен деревянный храм и как 2 века назад, началась возрождаться монашеская жизнь. Покидаем это удивительное духовное место и едем дальше.
На обратной дороге заглянули в парк-отель” Партизан”. Территория благоустроена в военной тематике, приятно прогуляться и перекусить. И посетили Партизанскую поляну. Побродили по тропинкам, помянули всех кто отдал жизни за нас, посидели в землянке (традиция 😊)
Выехали обратно в Орел.
По пути есть еще один старинный монастырь Воскресенский или Тихонова пустынь.
Конечно, вечером там не было никого,только храм, братии и настоятеля рядом нет, зато история жива.
Мы с вами в 17 веке, Карачевском княжестве, сильном и знаменитом.
Воскресенский монастырь связан с именем карачевского подвижника 16-17 века преподобного Тихона. И это личная история города (не связанная с Орлом).
В его времена, Тихона Столпника, храм был деревянный и на втором ярусе он сделал себе келью в отдельном столбе, поближе к вестовому колоколу. И каждый раз, как приближался неприятель он поднимал народ колокольным звоном. Почил старец в 1609 году.
Но в 1614 году Карачев был сожжен как и Орел поляками. В 1680 году эта пустынь была приписана к Воскресенскому монастырю «Новый Иерусалим». В 1745 году выстроен каменный храм, но затем обитель упразднена, в обычную приходскую церковь. В годы ВОВ в храме совершались службы, а после хранилась селитра.
Существовала легенда, что старец Тихон ушел из монастыря в окрестности Подмосковья и там его знали как Соколовского подвижника и якобы монахиня из Орловского монастыря это подтверждала. Но эта версия не нашла подтверждений у современников.
А столп за центральным куполом напоминает о подвижнической жизни преподобного Тихона.
Примечательно, что оба монастыря стоят на одной реке Снежеть.
29 июня совершался крестный ход в честь Тихона Столпника и устраивалась ярмарка перед храмом.
А за монастырем в поле, можно набрать водички из “Живоносного источника” и даже окунуться.
Водица ключиками бьет из белого песка, как в Орловском Полесье.
Удивил Карачевский район и Брянская область своими событиями и это только малая доля всех событий, которые происходили здесь. Приятно осознавать, что это и часть истории Орловского региона.
Вот такой денек! Всем отличных путешествий!
Источники информации:
http://karadmin.ru/o-rajone/eto-interesno/2606-mog-li-byt-ti…
Книга Подвижники веры и благочестия
#история #туризм